Законопроекты — «ахиллесова пята» правительства РФ

Функционирование всей системы российской электроэнергетики нуждается в скорейшем совершенствовании законодательной базы, а разработка и принятие необходимых нормативно-правовых актов в этой сфере является «ахиллесовой пятой» правительства РФ. Об этом заявил сегодня председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов, комментируя выступление в палате министра энергетики РФ Сергея Шматко, сообщает пресс-служба ГД РФ.

«На сегодняшний день, несмотря на то что календарный год еще не закончился, можно с уверенностью утверждать, что потребление электроэнергии в 2010 году вышло на докризисный уровень, — сказал Липатов. — Поэтому обеспечение электроэнергией и теплоэнергией потребителей в необходимых объемах является важнейшей задачей предприятий отрасли».

Он отметил при этом, что законодательные инициативы крупнейших субъектов электроэнергетики (в частности законодательные инициативы ФСК, МРСК, Интер РАО, Совета рынка, Системного оператора), которые поступают в Комитет Госдумы по энергетике «в большинстве случаев противоречат друг другу».

По словам Липатова, этот год был знаковым для отечественной электроэнергетики — Постановлениями Правительства РФ были определены Правила функционирования Долгосрочного рынка мощности (ДРМ) и утверждены его ценовые показатели. Также подведены предварительные итоги перехода ряда сетевых компаний к долгосрочным тарифам, рассчитываем по методу доходности инвестированного капитала (метод RAB — регулируемая база капитала).

«Метод RAB — довольно сложный метод тарифного регулирования и требует от руководства сетевых компаний определенной подготовки. Опыт применения RAB показывает, что к сожалению на территориях при принятии тех или иных регуляторных решений в отношении сетевого комплекса не до конца просчитываются последствия. Поэтому Минэнерго, Федеральной службе по тарифам необходимо оказывать методическую и консультационную помощь сетевым компаниям в этом вопросе», — отметил председатель Комитета по энергетике.

Особую озабоченность, по мнению Липатова, вызывает «состояние разработки и принятия необходимых технических регламентов в электроэнергетике». Исключительное значение этого инструмента регулирования отмечалось и в выводах Парламентской комиссии по расследованию причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.

«Правительству РФ необходимо существенным образом активизировать эту работу, т.к отсутствие технических регламентов может оказать негативное влияние на обеспечение промышленной и энергетической безопасности в отрасли», — отметил он.

Своевременная разработка и принятие необходимых нормативно-правовых актов в электроэнергетике — была и остается «ахиллесовой пятой» Правительства РФ.

«В период весенней сессии Государственной думы мы приняли базовый закон „О теплоснабжении“. На сегодняшний день предусмотренные законом нормативно-правовые акты, без которых закон просто не будет работать, не подготовлены и не приняты, — заявил Липатов. — Больше того, Правительством РФ не определен даже федеральный орган, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения. Сказанное в полной мере относиться и к Целевым правилам оптового и розничного рынков электроэнергии и мощности, по которым электроэнергетика должна работать с 1 января 2011 года».

Еще один пример. В 2009 году остро стояла проблема неплатежей на оптовом и розничном рынках электроэнергии. В целях обеспечения платежной дисциплины был подготовлен законопроект, предусматривающий внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в федеральный закон «Об электроэнергетике».

Законопроектом вводится ряд мер по ужесточению платежной дисциплины, противодействие введению ограничения энергоснабжения, нарушения правил трансляции цен с оптового рынка на розничные рынки и др. В апреле 2010 г. законопроект был направлен на заключение в Правительство РФ. На сегодняшний день никакого ответа нет, а проблема осталась, и стоит довольно остро, подчеркнул Липатов.