Россия-НАТО: партнерство или..?

Прошедший в ноябре 2010 года Лиссабонский саммит НАТО дал новый импульс к размышлениям о месте России в современном мире, геополитических интересах основных игроков на мировой арене и реальности угроз для того или иного государства.

В СМИ данной проблематике посвящено достаточно публикаций, продвигающих порой абсолютно противоречивые позиции. Вполне объективно, что в общем массиве оценок и прогнозов развития военно-политической ситуации в мире, российской стороне отведено не последнее место. Наибольший интерес у специалистов вызывают позиции России на западном направлении. В этой связи интересны результаты недавнего саммита ОБСЕ, прошедшего в Астане. Общая система безопасности в масштабах Евразийского континента – инициатива, так и не нашедшая поддержки среди стран-участников организации.

За редким исключением зарубежные, да и отечественные аналитики делают выводы, которые могут успокоить и внушить оптимизм неискушенному российскому читателю. Все вроде бы для России складывается благополучно. «Перезагрузка» в отношениях с США, дружеские контакты Д.Медведева с его американским коллегой, активизация взаимовыгодного сотрудничества с НАТО, партнерские отношения с Евросоюзом по-видимому, приведут к ратификации Конгрессом США договора по СНВ-3 и решению некоторых других проблем мировой и региональной безопасности.

На первый взгляд, это вполне соответствует текущему состоянию геополитических процессов. Но это только на первый взгляд. Отбросив шелуху псевдоанализов, попробуем разобраться на основе одних только фактов, каково сегодня реальное положение Российской Федерации в современном мире, в том числе по отношению к западным странам.

Факт первый

В Балтийском регионе в текущем году наблюдалась резкая активизация военной деятельности НАТО. Странами коалиции проводилась серия учений, объединенных единым замыслом и преследовавших вполне очевидные цели («Baltops – 2010», Baltic Host – 2010», «Sabre Strike 2011» и др.). Были отработаны вопросы проведения воздушной операции по вскрытию и уничтожению элементов ПВО и других военных объектов, морской операции в Балтийском море с высадкой десанта на побережье, сухопутной операции по урегулированию возможных кризисов, а также взаимодействия между войсками коалиции. Ударными темпами идет оперативное обустройство территории стран Балтии под стандарты НАТО, в том числе в интересах приема, размещения и применения многонациональных войск.

Возникает логичный вопрос, так против кого столь тщательно готовятся воевать коалиционные силы с балтийского плацдарма?

Принимая во внимание неоднократные заявления политических лидеров стран Балтии о «росте военной угрозы с Востока», ответ вполне очевиден.

Факт второй

В текущем году руководством Альянса подготовлены дополнительные планы обороны Прибалтийских государств и Польши. В этой связи Президент Литвы Д.Грибаускайте заявила, что данные планы нужны для защиты от «третьих» стран. На самом деле этот вопрос стал на повестке дня именно после известных событий августа 2008 года. Также очень интересно, с каких это пор в Европе появились третьи страны? Неужели нужна дополнительная защита от стран Африки, Азии и Латинской Америки? Все это говорит о том, что западный менталитет в отношении России никак не поменялся: была она и остается угрозой кое для кого.

По данным еженедельника European Voice, в планах НАТО предусмотрено, что в случае необходимости сухопутные войска Альянса могут быть введены для поддержки стран Балтии через польскую территорию, в том числе группа кораблей, имеющих в своем составе авианосцы, – в зону Северного Ледовитого океана. Не исключается возможным и использование воздушного пространства нейтральной Швеции. Формальное планирование обороны обозначенных стран указывает не только место применения коалиционных сил, но и их потенциального противника.

Факт третий

По заявлению командующего НАТО в Европе адмирала Д.Ставридиса, «глобальное потепление и гонка за ресурсами могут привести к конфликту в Арктике». Этот вывод был поддержан А.Ф.Расмуссеном, когда он говорил о существующих угрозах НАТО в рамках разработки новой стратегической концепции Альянса.

Нет сомнений, что в Арктике США постоянно привлекает Канаду и скандинавские страны в наращивание инфраструктуры и объектов военного назначения, открыто направленное именно против России. Кроме того, американские официальные лица весьма обеспокоены активностью российских кораблей в данном регионе. Если учесть тот факт, что США до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, не возникает сомнений в том, какими способами они будут продвигать свои национальные интересы в случае обострения противоречий в Арктике.

Факт четвертый

США не отказываются от размещения элементов ПРО в Европе для создания системы глобальной противоракетной обороны в своих интересах.

С определенными целями руководства США и НАТО пытаются привлечь к участию в данной программе Россию. Итоги Лиссабонского саммита показали, что Д.Медведев не только проявил понимание проблемы, но пошел дальше и предложил свое видение совместной системы ПРО.

Неудивительно, что руководство Альянса было не готово к подобным предложениям и соответственно не проявило должной активности в обсуждении данной темы. Все дело в том, что в американском проекте России уготована совсем другая роль, нежели декларируется функционерами НАТО. В этом можно не сомневаться. Особенно интересен вопрос, кто руководил группой экспертов, которая осуществляла непосредственную подготовку к саммиту? Ответ известен – небезызвестная госпожа М.Олбрайт, которая не только являлась «крестной матерью» агрессии НАТО в Югославии, но и основателем так называемой собственной доктрины, предусматривающей «полную изоляцию России в ее границах в целях исключения ее как игрока мирового уровня». Также известны ее заявления о том, что Россия должна делиться своими природными ресурсами.

Официальное обоснование необходимости создания европейской системы ПРО не выдерживает никакой критики. В возможность нанесения ракетно-ядерного удара по Европе со стороны КНДР и Ирана сегодня не верят даже скептики. Развивая свои ракетные технологии, эти страны еще не скоро достигнут того уровня, о котором нам так пытается преподнести американская пропаганда.

По мнению ветеранов российских РВСН, цели и задачи ПРО остались те же, что и во времена «холодной войны». Они были, есть и будут инструментом стратегического сдерживания между вероятными противниками: США и Россией. Поэтому необходимо говорить прямо, что создание системы ПРО в Европе направлено только против одной страны – Российской Федерации.

Недавняя переброска в Польшу боевой версии батареи ЗРК «Пэтриот» в н.п. Моронг, что в 60 км от границы России, также должна заставить задуматься российское военно-политическое руководство.

Таким образом, реальное положение Российской Федерации как геополитического игрока сегодня очень не стабильно. Можно привести подобных фактов великое множество. Но и того, о чем сказано выше вполне достаточно, чтобы ответить на вопрос: действительно ли существует военная угроза для России на западном направлении?

Напрасно ждать, что данные факты найдут свое отражение на страницах российских СМИ, т.к. в информационном поле России находят отражение только интересы определенной политической верхушки, связанной с частным олигархическим капиталом и продвигающей интересы западных инвесторов.

Сегодня невооруженным взглядом видны успехи западных политтехнологов в достижении целей по разрушению интеграционных процессов на постсоветском пространстве и расчленению российского государства. Подавляющее большинство СМИ констатируют невозможную, казалось бы метаморфозу. США и НАТО превращаются для России в закадычных друзей, а Белоруссия рассматривается уже не стратегическим партнером, а переходит в разряд «бесперебойных транзитеров» российских энергоресурсов на Запад. Из сознания людей всеми способами вытравливается понимание того, что действия белорусского президента А.Лукашенко по формированию пояса добрососедства вокруг страны направлены в первую очередь на снижение военно-политической напряженности на западе Российской Федерации.

На данном направлении между Россией и основными государствами Альянса осталась только Белоруссия, которая способна в случае конфликта против Союзного государства ограничить маневр коалиционных войск и создать угрозу их флангам. Нельзя сбрасывать со счетов существование региональной группировки войск России и Белоруссии, которая неоднократно показала свою дееспособность в ходе последний учений, а также соответствующие договоры в области военной безопасности в рамках Союзного государства и ОДКБ. Вооруженные силы Белоруссии на сегодняшний день оцениваются западными военными специалистами, как одни из самых боеспособных армий в Европе, что не однократно подтверждалось в ходе ежегодных мероприятий боевой подготовки.

Для нейтрализации усилий, направленных на строительство Союзного государства и были направлены информационные и экономические войны между нашими странами на протяжении последних лет. Причем, инициаторы этих процессов умело маскировались за спинами российских политиков и представителей бизнес-элиты, которые в угоду своим нанимателям не гнушались ни чем, дабы развести наши народы по разные линии баррикад.

Оголтелая информационная экспансия российских СМИ против Белоруссии привела к тому, что в сознании отдельных слоев населения России сформировалось устойчивое мнение о белорусах, как о врагах, стремящихся в НАТО и Евросоюз.

Это является явным свидетельством тому, что манипуляция общественным сознанием россиян, активно продолжающаяся уже на протяжении двух десятков лет, достигает своей цели. Для превращения России в сырьевой придаток западным политтехнологам осталось совсем не много – завершить демонтаж многонационального и многоконфессионального русского народа, а также развалить офицерский корпус и Вооруженные Силы России. Сегодня все мы являемся свидетелями, как эта задача реализуется на практике.

Один из главных идеологов развала Советского Союза З. Бжезинский уже допущен на российские информационные площадки и со страниц армейской газеты «Красная Звезда» (№ 129 от 21.07.10 «Закат Европы») насаждает в умах элиты государства, его офицерского корпуса тезис о том, что «идеологическое и физическое проникновение Запада в Россию объективная реальность, сопротивляться которой просто бессмысленно».

В этой связи необходимо вспомнить о событии, которое не отпечаталось в массовом сознании и, не исключено, считается многими россиянами малозначительным. Речь идет о ратификации Госдумой в мае 2007 года соглашения между НАТО и другими государствами, участвующими в программе «Партнерство ради мира», о статусе их сил и дополнительного протокола к этому соглашению. По сути дела, был придан законный характер пребыванию войск НАТО на территории России.

Впервые в российской истории руководством страны было узаконено пребывание иностранных войск на российской земле, тем более представляющих военный блок, ведущий враждебную России политику. Не исключено, что воинские контингенты Альянса, для которых расчищается путь на российскую территорию, будут предназначены не столько для совместных учений, сколько для охраны и обороны иностранной собственности, масштабы которой в нашей стране постоянно возрастают.

Кому нужны контингенты НАТО в России? Только зарубежному и отечественному капиталу. Иностранный капитал занимает все более прочные позиции в различных отраслях экономики, овладевает нередко контрольными пакетами акций национальных компаний России.

Пора избавляться от иллюзий. НАТО из формально оборонительной организации превратилась в открыто наступательный военный блок. Он целиком ориентируется на продвижение своих интересов вне зависимости от рамок принятой стратегической концепции Альянса.

Этому необходимо противопоставить последовательную и жесткую политику России, направленную на обеспечение национальных интересов и защиту территориальной целостности страны.

Правда, реалии текущего момента вселяют сомнения, что в России существуют политические силы, которые смогут возродить былое могущество и начать процесс укрепления государственности.