Медведев: присоединение России к ВТО становится «реальностью»

Президент России Дмитрий Медведев считает, что присоединение России к ВТО уже становится «реальностью». Тот факт, что она состоит в Таможенном союзе, вовсе не противоречит ее стремлению стать членом Всемирной торговой организации. «Союзов может быть много, а ВТО у нас одно», — заметил Медведев.

Во вторник Дмитрий Медведев принял участие в саммите Россия — ЕС, который состоялся в Брюсселе.

а повестке дня 26-й по счету встречи в таком формате — вопросы энергобезопасности, переход к безвизовому режиму, новое базовое соглашение между Россией и Евросоюзом, а также процесс по присоединению России к Всемирной торговой организации.

Еще до официального открытия саммита стороны подписали меморандум о завершении двусторонних переговоров по ВТО.

«ВТО у нас одно»

На итоговой пресс-конференции президент России особо подчеркнул, что Москва, Минск и Астана будут вступать в ВТО отдельно.

«Мы будем вступать в ВТО отдельно, но состоя в Таможенном союзе. Одно другому не противоречит», — цитирует Дмитрия Медведева «Интерфакс». По словам российского лидера, все должны понять, что это совершенно нормальная ситуация. «Союзов может быть много, а ВТО у нас одно», — заметил он.

Россия, напомним, пытается стать членом ВТО с 1993 года, в то время как обычно переговоры и процедура присоединения к организации суммарно занимают пять-семь лет. Терпение России лопнуло в 2009 году, и она заморозила переговорный процесс. Премьер Владимир Путин буквально огорошил Европу заявлением о том, что с 1 января 2010 года Россия создаст Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном. Тогда же было объявлено, что «индивидуальные» переговоры прерываются и Россия намерена вернуться к ним уже в составе Таможенного союза.

Сразу после этого Евросоюз и США ясно дали понять, что в этом случае вопрос присоединения России (равно как Белоруссии и Казахстана) к организации «осложняется». Позднее было решено, что страны Таможенного союза могут вести переговоры отдельно, но исходя из общей позиции.

Непосредственно переговоры России по ВТО возобновились в мае, после чего РФ относительно быстро договорилась с США по срокам завершения двусторонних переговоров.

Однако до сих пор Евросоюз смущал Таможенный союз. Впрочем, Дмитрий Медведев все сомнения развеял. «После подписания соглашений с США и ЕС присоединение России к ВТО практически становится реальностью», — заявил он.

Подписанный меморандум президент назвал «важнейшей договоренностью», признавшись, что очень доволен итогами работы по присоединению России к ВТО в 2010 году. «За все десятилетия, в течение которых ведутся переговоры, этот год был самым удачным», — сказал российский лидер.

Грузия — не помеха

Ранее в интервью газете ВЗГЛЯД профессор ГУ-ВШЭ Александр Абрамов предположил, что после подписания меморандума с ЕС могут появиться новые барьеры на пути России к ВТО. «Например, Грузия. Мы же помним, какие санкции Россия ввела против Грузии — против вина, против боржоми и других напитков. Я думаю, что у Грузии будут некоторые возражения относительно вступления России в ВТО», — отметил эксперт.

Между тем глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина сразу после выступления Медведева заверила журналистов в том, что Грузия пока не высказывала никаких претензий на этот счет. «Пока таких претензий нет», — подчеркнула министр. Больше того, «не предполагается» подписание какого-либо документа относительно вступления России в ВТО.

«Двусторонние вопросы с американцами уже отрегулированы, и с Европейским союзом отрегулированы, — пояснила Набиуллина. — У нас остались ключевые вопросы, которые мы обсуждали в многостороннем формате. Это известные вопросы уровня поддержки сельского хозяйства и режимы импорта мяса».

В числе нерешенных также остались вопросы, касающиеся технической доработки относительно объяснений о функционировании Таможенного союза и то, «каковы его последствия для торговых режимов». Эта работа, по словам главы Минэкономразвития, «может занять три-четыре месяца».

Тем самым Набиуллина подтвердила слова президента о том, что ВТО для России практически стало реальностью.

Будут деньги — будет газ

Журналисты также поинтересовались у Медведева о том, какие гарантии может дать Россия относительно бесперебойных поставок энергоносителей в Европу. «Лучшая гарантия — это деньги, которые платятся за поставленный газ. Будут деньги — будет газ», — ответил российский президент. Медведев считает такой подход «абсолютно нормальным».

Что же касается гарантий в принципе, то, по его словам, «очень важно, чтобы была добротная нормативная основа».

«Это может быть наша идея по энергетическому диалогу, соответствующим принципам энергетического сотрудничества, или, о чем я неоднократно говорил, мы готовы работать и на основе Энергетической хартии, но не в нынешней ее версии, а новой версии, которая дополнена и изменена с учетом российских предложений и предложений некоторых других стран — поставщиков энергоносителей», — пояснил Медведев.

Если о такой нормативной основе получится договориться, то будет сделано все для того, чтобы работа по поставкам газа «получила добротное законодательное оформление», считает он.

За евро не тревожьтесь

Разговор о газе плавно перешел в беседу о будущем европейской валюты. Медведев уверен «в хороших перспективах евро». Впрочем, так же, как и в том, что «страны, которые принимают решения по самым сложным вопросам, и те процедуры, которые производят Еврокомиссия и Евросоюз в целом, принесут соответствующие результаты, и это (нынешние проблемы евро — прим.) никак не повлияет в конечном счете на общую экономическую ситуацию».

Россия, по словам Медведева, пристально наблюдает за мерами, которые предпринимаются для стабилизации ситуации в еврозоне. «Как мне представляется, это абсолютно разумные и скоординированные шаги», — подчеркнул российский президент.

Россию, конечно же, волнует то, что происходит с евро, так как нынешнюю международную финансовую систему невозможно представить без европейской валюты. «Мы уверены, что евро, как мировая резервная валюта, показала свою состоятельность», — заключил Медведев.