Варшава готова отстаивать интересы России в ЕС и НАТО

После почти девятилетнего перерыва (последний официальный визит в Варшаву бывшего российского президента Владимира Путина состоялся в январе 2002 года) Россия и Польша возобновляют свои отношения на государственном уровне. Двухдневное пребывание на польской земле представительной российской делегации во главе с президентом Дмитрием Медведевым и подписание ряда соглашений, меморандумов и деклараций об экономическом и гуманитарном сотрудничестве многие российские и западные эксперты называют началом долгожданного перелома.

На самом деле настоящий перелом в отношениях двух стран произошел раньше, в апреле 2010-го, когда русских и поляков объединила единая скорбь и почти мистическое осознание общей трагедии. Но любые, даже потрясающие народное сознание эмоции должны рано или поздно сопровождаться практическими шагами политиков навстречу друг другу. И хотя Россия и Польша довольно осторожно начинают этот процесс взаимного понимания и сближения, каждая сторона отлично понимает, что это — единственный выход из тупика. Как заявил в своем интервью накануне визита в Польшу Дмитрий Медведев, мы не должны забывать уроков истории, но в то же время не должны превращаться в заложников этой истории.

Камнем преткновения в польско-российских отношениях была большая ложь, связанная с расстрелом НКВД в 1940 году в Катыни 22 тысяч поляков. Российское руководство в последнее время демонстрирует свое твердое намерение не скрывать историческую правду, какой бы тяжелой она ни была. По настоянию президента Медведева возобновлена работа по расследованию 183-томного «катынского дела», которое было почему-то закрыто Главной военной прокуратурой России в 2004 году, и копии десятков томов этого дела периодически передаются польской стороне. Госдума 26 ноября приняла политическое заявление о трагедии в Катыни, осудив преступление Сталина и его приспешников. Но это не только шаг навстречу Польше. В первую очередь, правда нужна самой России, которая до сих пор не может до конца избавиться от наследия сталинизма.

Президент Медведев, выступая на пресс-конференции в Варшаве, заметил, что «линия по расчистке прошлого» будет продолжена — России и Польше предстоит еще вести диалог и о тысячах военнопленных Красной армии, погибших в польских лагерях во время советско-польской войны 1919-1921 годов. По его словам, это восстановление исторической памяти нужно и полякам, и гражданам России. Таким же восстановлением памяти и правды должно стать и расследование авиакатастрофы под Смоленском, которое некоторые польские политики пытаются сделать новым «камнем преткновения» в отношениях двух стран.

«Нельзя перечеркнуть историю, но можно с тяжелой историей жить в духе правды», — заявил президент Польши Бронислав Коморовский, и именно эта формула больше всего сегодня подходит для развития российско-польских отношений. Две страны нуждаются друг в друге и даже начинают друг друга понимать, но пока им все еще не хватает взаимного доверия. Впрочем, доверие, как первый шаг к полноценному сотрудничеству, возникает только тогда, когда партнеры, несмотря на разные взгляды и разные интересы, начинают разговаривать.

Накануне визита Дмитрия Медведева в Польше был проведен социологический опрос, по результатам которого выяснилось, что 93 % респондентов считают, что приезд президента России в Варшаву позитивно повлияет на польско-российские отношения. Также задавался вопрос о том, к кому из соседей поляки питают наибольшую симпатию. Симпатии распределились следующим образом: к чехам — почти 39 %, к словакам — 32 %, к немцам — 23 %, к литовцам — 21 %, к русским — почти 15 %, к украинцам — 14 %, к белорусам — 10 %. Результат не такой уж плохой, учитывая всю сложность российско-польских исторических проблем и политических «страшилок», которыми накачивал своих граждан бывший польский президент Лех Качиньский. Значит, некий перелом в наших отношениях уже состоялся, но поляки, как и русские, полны ожиданий и надежд на лучшее будущее.

У некоторых представителей польской элиты отношение к визиту Медведева и переговорам было не столь оптимистичным. Так, члены партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского не только говорили о том, что Россия делает «пустые жесты» в отношении Польши, но и скатывались до публичных оскорблений российского президента. Ряд экспертов, объясняя стремление Москвы наладить нормальные отношения с Варшавой, утверждал, что Польша нужна России только как рынок, на котором еще не очень активен российский капитал, и как транзитная территория, через которую русские будут «осуществлять элементарное наземное сообщение с Западной Европой». Даже польский премьер Дональд Туск скептически заметил, что отношения между Польшей и Россией, несмотря на их явное потепление, остаются очень сложными, однако, «любой диалог лучше молчания или конфликта, который никому не выгоден».

Тем не менее, большинство экспертов отмечает, что надежды на то, что Россия и Польша начинают новый этап отношений, отнюдь не завышены и в данном случае возобновленный диалог между двумя соседями, безусловно, выгоден обеим сторонам. Польша прекрасно понимает, что улучшая отношения с Россией, она увеличивает свой «удельный вес» в НАТО и в Евросоюзе. Как написала британская газета The Financial Times, «визит Дмитрия Медведева в Варшаву считается признаком того, что Польшу все в большей степени готовы признать влиятельным участником Европейского Союза».

Процесс понимания и согласия между двумя странами только начался, и он будет формироваться довольно долго, путем избавления от негативных мифов и стереотипов, которые широко распространены как в Польше, так и в России, заявил в интервью Gazeta Wyborcza бывший министр иностранных дел Польши Адам Ротфельд. По его мнению, новый этап взаимоотношений заключается в том, что оба государства будут уделять больше внимания собственным национальным интересам, чем символическим и историческим вопросам. В экономической сфере останутся нерешенными вопросы, в которых наши интересы сталкиваются, но в этом нет ничего страшного: «мы постепенно выходим на путь, на котором сможем заключать с Россией соглашения как Норвегия, Германия или Италия».

В то же время он отметил, что в России воспринимают Польшу, как «положительный пример славянского государства, которому удалось пройти через модернизацию». Такая оценка, видимо, прибавляет полякам не только гордости за свою страну, но и сил в отстаивании своих интересов и интересов своих партнеров. Россия, по словам Ротфельда, «может надеяться, что визит Медведева поможет отменить визы для россиян при поездках в ЕС». Конечно, это случится не сразу, но Польша будет поддерживать этот шаг. «Мы лучше понимаем миллионы россиян, которые хотят, чтобы в Европе к ним относились так же, как совсем недавно мы хотели, чтобы воспринимали нас. Польша может стать хорошим адвокатом для российских граждан», — заключил бывший министр.

Такого же мнения о позиции Польши в ЕС и НАТО в отношении России придерживается и Бронислав Коморовский. По словам президента, мир считает Россию знатоком Польши, а Польшу экспертом по российским вопросам: «У нас множество общих исторических параллелей, схожесть в ментальности. У нас есть то, чего в Европе нет ни у кого — общий жизненный опыт, полученный в недемократических условиях. Мы вырываемся на новый уровень с похожей ступени в сравнении с другими странами». Польский голос в ЕС и НАТО — это голос за сотрудничество с Россией, подытожил Коморовский.