Самостоятельный субъект геополитики: о Беларуси

На современном этапе наша республика впервые получает уникальную возможность не только стать лидером в Центральной Европе, но и занять мощную позицию на мировой арене

За последние годы, и особенно в 2010 году, в адрес Беларуси были выдвинуты многочисленные обвинения, требующие серьезного и обстоятельного ответа.

К их числу можно отнести, например, традиционные обвинения с Запада (а также уже и с Востока) относительно «нарушения прав человека и демократических свобод». Здесь же располагаются новые, связанные со сложностями в белорусско-российских отношениях обвинения в «неспособности сохранять геополитическую лояльность», «выполнять союзнический долг» и так далее. Это, наконец, требования определиться с геополитическим вектором и прекратить или ограничить «политические игры» с Китаем, Венесуэлой, Ираном и другими странами.

Странно было бы слышать аналогичные претензии в отношении, например, Германии, Великобритании или США, являющихся признанными геополитическими субъектами глобального уровня. Но в отношении «маленькой Беларуси» они вроде бы выглядят вполне закономерно. Мол, деваться ей все равно некуда, поэтому пусть знает свое место.

Однако суть происходящего ныне как раз и состоит в том, что Беларусь уже давно выступает на международной арене как самостоятельный геополитический субъект, руководствующийся в своем поведении прежде всего интересами суверенного развития. И это не просто громкие слова. Это, как говорится, медицинский факт.

Характер общественного и государственного устройства Беларуси таков, что интересы ее политического класса, и прежде всего главы государства, полностью совпадают с интересами большинства населения страны.

Понятно, что выход Беларуси на статус самостоятельного субъекта геополитики не может слишком обрадовать соседей республики и другие страны, имеющие в центрально-европейском регионе значимые интересы. И дело здесь, пожалуй, не в каком-то особом отношении именно к Беларуси. Просто в современном мире, где земной шар уже практически полностью поделен на сферы влияния, никто не заинтересован в появлении нового субъекта, претендующего на свою особую роль в
международных отношениях. Однако это лишь один из элементов той ситуации, в которой Беларусь начинает действовать как субъект геополитики. И он вполне поддается изменению и форматированию в соответствии с задачами, стоящими перед страной.

В настоящее время у Беларуси есть реальные возможности для того, чтобы всерьез заявить свою позицию не только в регионе, но и на мировом уровне, обеспечив таким образом легитимацию ее нового геополитического статуса. И уже сейчас, исходя из реализуемой главой государства стратегии на международной арене, можно изложить основания такого выхода Беларуси в ряд ведущих субъектов мировой политики.

Прежде всего реализация геополитики Беларуси требует разработки целостного видения приоритетов страны в мире, а также специального языка для изложения этого видения.

В центре данной дискуссии должно находиться право народов на самостоятельное определение пути своего развития и осуществление развития в соответствии со своим выбором. Сегодня десятки стран Азии, Африки, Латинской Америки и даже Европы лишены такой возможности в силу не столько военных, сколько «мирных» обстоятельств: неравноправного экономического обмена, внутренних политических конфликтов, технологической отсталости и т.д. Долг международного сообщества — содействовать развитию этих и других стран как суверенных государств. Именно развитие является необходимым условием и международной безопасности, и демократизма внутренней жизни государств.

Второй важный момент в реализации геополитики Беларуси — расширение взаимодействия с заинтересованными зарубежными партнерами. Болезненное отношение многих к геополитическим шагам белорусского руководства требует придания высшего приоритета неполитической интеграции Беларуси как с Россией, так и со странами Центральной Европы, и с Евросоюзом. Именно неполитическая интеграция через неправительственную дипломатию, создание транснациональных общественно-бизнес-государственных коалиций и реализацию экономических, социальных, гуманитарных и иных проектов развития является наиболее приемлемой формой взаимодействия Беларуси с соседними государствами.

Наконец, третий ключевой момент геополитики Беларуси, воплощение которого началось буквально в последние три-четыре месяца, — это приведение международного имиджа страны в соответствие с реальным характером ее политического режима, то есть легитимация Беларуси как демократического государства. Глубокий демократизм общественного и государственного устройства Беларуси долгое время проявлялся в формах, отличающихся от традиционных западных демократических институтов. Однако благодаря укреплению государства в настоящее время есть возможность обеспечить соответствие белорусской политической жизни всем принятым в странах Запада стандартам демократии и индивидуальной свободы (в той части, в какой они не противоречат мировоззренческим основам жизни белорусов).