«Правое дело» остается без заметных ораторов

Адвокат Игорь Трунов смещен с поста лидера московского отделения партии «Правое дело». Вслед за Труновым из политсовета столичного отделения может выйти сопредседатель партии Георгий Бовт. Другого сопредседателя — Леонида Гозмана — лишили возможности выступить в Госдуме. Это предвыборные чистки, полагают собеседники внутри партии.

Конференция московского отделения партии «Правое дело» (ПД) освободила известного адвоката Игоря Трунова от обязанностей руководителя председателя отделения, сообщил официальный сайт партии в понедельник. Формальной причиной отставки стало «самоделегирование» Трунова в консультативный совет партий при Мосгордуме в конце ноября 2010 года, который избрал юриста своим председателем. Московское «Правое дело» отозвало его кандидатуру из совета, а вместо него рекомендовало заместителя Трунова — Вячеслава Смирнова. Он же назначен и. о. председателя партийного отделения.

Решение было принято в отсутствие Трунова. «Меня не пригласили», — пожаловался он «Газете.Ru», отметив, что это только «одно из многих нарушений», допущенных при созыве конференции. Он намерен оспорить решение конференции в суде и федеральном политсовете «Правого дела», но по-человечески «не знает, радоваться смещению или огорчаться».

Смирнов утверждает, что Трунов был приглашен на конференцию телеграммой. У организаторов конференции есть уведомление о ее доставке адресату. На телефонные звонки организаторов Трунов не отвечал, сообщил Смирнов «Газете.Ru».

В официальном пресс-релизе «Правого дела» причиной отставки лидера названы также «неудовлетворительные итоги работы» московского отделения партии. Как пояснил Смирнов, недовольство партийцев вызвало «нежелание Трунова работать в команде»: даже в совет при МГД Трунов выдвинул себя сам, без консультаций с однопартийцами. «У него к партии очень прагматичный подход — мне кажется, партия для него была поводом для дополнительного пиара его адвокатской деятельности», — отметил и. о. председателя столичного отделения ПД. Кроме того, «Правое дело» ставит Трунову в вину то, что он ни разу за полтора года не созывал собрание политсовета и что, представляя в федеральный политсовет партийный список из 123 кандидатов в члены территориальных избиркомов, он включил в него только четырех членов ПД.

Трунов отвергает эти обвинения как чисто формальные.

Реальной причиной своей отставки он считает противостояние с Андреем Богдановым — бывшим лидером Демпартии России (ДПР), влившейся в ПД.

Хотя Богданов не занимает должностей в «Правом деле», его считают «серым кардиналом» московского и других отделений, сформированных при участии ДПР. Смирнов больше 10 лет был его замом по идеологии в ДПР.

По словам Трунова, разногласия между ним и Богдановыми начались во время подготовки к выборам в Мосгордуму осенью 2009 года. У «богдановских» и «труновских» были разные мнения о необходимости критики тогдашнего мэра Юрия Лужкова. Кроме того, они не нашли компромисса по кандидатуре лидера списка. Андрей Богданов настаивал, что он должен возглавить партийный список, Трунов считал это «смешным». В результате этой внутрипартийной дискуссии «Правое дело» вообще отказалось от участия в выборах в Мосгордуму.

Теперь партия готовится к выборам в Госдуму, отмечает Трунов: «Сейчас идет борьба за то, кто в Москве будет определять ход приближающейся избирательной кампании».

Сопредседатель ПД Георгий Бовт, который привел Трунова в партию, согласен, что смена лидера — это инициатива богдановского крыла в ПД, которое не заинтересовано в привлечении в партию новых людей.

Если Трунову не удастся обжаловать решение конференции о своей отставке, Бовт планирует выйти из политсовета московского отделения партии и остаться только сопредседателем партии.

«Мы не одобряли это решение (о смещении Трунова), но и не предприняли действий, чтобы воспрепятствовать этому», — говорит другой сопредседатель ПД Леонид Гозман. Трунов стал жертвой «борьбы за власть и влияние», свойственную любой структуре, уверен политик. Если Трунов не сможет обжаловать решение московской конференции в суде, но захочет остаться в партии, «место в строю мы ему найдем», пообещал Гозман.

У самого Гозмана не складываются отношения с Кремлем, и там приняли меры, чтобы не допустить его прихода в Госдуму, объяснил «Газете.Ru» источник в ПД (в пятницу непарламентские партии получили трибуну для десятиминутного выступления в парламенте). Вместо Гозмана или Бовта в Госдуму пойдет председатель подмосковного отделения Борис Надеждин, напомнил партиец.

«Насколько мне известно, в Кремле прошли совещания, на которых обсуждалось, как не допустить выступления в Госдуме Гозмана», — рассказал источник. По его словам, представители администрации президента пытались договориться с Бовтом, у которого на пятницу запланирована командировка, а затем предложили компромиссный вариант — кандидатуру Надеждина.

Причина антипатии Кремля к Гозману собеседнику «Газеты.Ru» неизвестна.

В начале этого года один из партийцев говорил, что Гозман вызвал недовольство администрации президента открытым письмом в поддержку правозащитницы Людмилы Алексеевой, задержанной на акции протеста на Триумфальной площади 31 декабря прошлого года. Вскоре после этого Гозман не был допущен на Госсовет с участием лидеров политических партий. На той встрече выступал Бовт.

В Кремле, впрочем, отвергают обвинения в свой адрес: «Они (сопредседатели ПД) сами посоветовались между собой и решили, что пойдет Надеждин», — сказал «Газете.Ru» источник в администрации президента.

Шансы на обжалование решения московской конференции Трунов и Гозман оценивают как небольшие. «Я знаю судебную практику: суды стараются не вмешиваться в политику», — уверен Трунов. В то, что решение удастся обжаловать в федеральном политсовете, не верят и Гозман с Бовтом: для этого вряд ли хватит голосов.

Очевидно, когда решался вопрос о создании московского отделения ПД, главным его предназначением была определена лояльность Кремлю, а не активность, считает политолог Алексей Макаркин. «(Для Кремля) главное, что Смирнов никогда не пойдет ни с какими несогласными. Главное, чтобы человек был лояльный и предсказуемый, а знают кого, не знают — неважно. Это, я думаю, правило игры», — пояснил эксперт.

Проблемы у Гозмана возникают не в первый раз, также вспомнил эксперт. Возможно, нынешнее «наказание» связано с одним из интервью Гозмана, где он противопоставил президента Медведева и премьер-министра Владимира Путина, не исключил эксперт. «У нас не принято сравнивать соправителей», — напомнил Макаркин еще одно правило игры. Как бы там ни было, скорее всего, партия придет к выборам в таком же «инерционном» виде, как сейчас, считает собеседник «Газеты.Ru». Появления ярких фигур и массированной поддержки властей партии ждать не приходится, так как единственная партия, у которой она может отобрать голоса, — это партия «Единая Россия», остающаяся приоритетным проектом Кремля, пояснил Макаркин.