Владивосток не сдается китайцам

Ученые предлагают сделать Владивосток «городом для людей»- Аналитики «Леонтьевского центра» завершили работу над «Стратегией и стратегическим планом социально-экономического развития Владивостока до 2020 года». Вопреки скандальным ожиданиям в документе не предусмотрена передача части городских земель в аренду Китаю. Чиновники называют разговоры об этом уткой, а эксперты считают, что для проекта «Хай-Шень-Вэй» просто не пришло время, пишет «Независимая Газета».

Контракт стоимостью 3,8 млн. руб. на разработку Стратегии развития Владивостока был заключен в 2007 году. Свои расчеты ученые строили исходя из выгодного положения города в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В радиусе 1000 км вокруг Владивостока находится зона нового индустриального развития, расположены развитые мегаполисы Японии, Кореи и КНР: Харбин, Далянь, Пусан и другие.

Здесь проживают более 300 млн. городского населения (в два раза больше населения РФ) и производится более трех ВВП России. По мнению «Леонтьевского центра», Москва и Петербург не могут похвастаться схожим людским потенциалом: вокруг них проживают лишь около 80 млн. человек. Владивосток — третий город в стране по числу открытых консульств, у него налажены прочные международные побратимские связи.

У ученых родилось три сценария развития Владивостока — инерционный, реалистичный и оптимистический. Целью амбициозного документа стало превращение Владивостока в «один из мировых, интеллектуальных, предприимчивых и культурных городов региона».

Для воплощения задуманного необходимо 1,4 трлн. руб. Пока городская экономика носит постиндустриальный характер, имущественные активы Владивостока оцениваются в 185 млрд. руб., а человеческий капитал — в 7,6 трлн. руб. Задачу капитализации городу придется решать, рассчитывая на собственные силы и инвестиции. Учитывая, что благодаря саммиту АТЭС 2012 года часть денег «подкинет» федеральный Центр, самому краевому центру необходимо найти более 800 млрд. руб, отмечает «НГ».

Для этого ученые предлагают сделать ставку на сценарий «Город для людей», в основу которого положена идея укрупнения за счет приезжих и временных работников. Через 10 лет город должен вырастить «экономику гостеприимства» — такое хозяйство должно изменить объем и структуру капитализации имущественных активов. При этом чистая выручка, поступающая в город через развитие имеющегося сектора туризма и создание пока не существующих секторов экспорта медицинских и образовательных услуг, позволит примерно в шесть раз нарастить активы города.

Депутаты Думы Владивостока, первыми ознакомившиеся с документом, были менее оптимистичны. «Верят ли авторы в то, что написали? — задал риторический вопрос депутат Думы Владивостока Николай Марковцев. — Мы верили, что стройки саммита увеличат население и снизят безработицу, но этого не произошло».

Любопытно, что документ наделал шума еще на стадии подготовки, когда стало известно, что один из вариантов развития города предполагал сдачу части Владивостока в аренду Китаю по проекту «Хай-Шень-Вэй» (в переводе с китайского — «Залив трепанга»). Предлагалось разделение Владивостока на две части по линии улиц Баляева-Снеговая с выходом на поселок Рыбачий. Образовавшийся район попадал бы в суверенную аренду КНР на 75 лет, и там была бы создана китайская администрация, подчиненная Харбину. Сообщение с другими частями города планировалось поддерживать через таможенные и пограничные посты. Разработчики считали, что платежи за аренду в 3-5 раз могли превысить бюджет Приморья, доходная часть которого в 2010 году будет около 100 млрд. руб. На эти деньги по планам экспертов «можно будет содержать и Российский флот, и армию, а также укрепить на местах все структуры федеральных органов власти».

Мэрия назвала проект «Хай-Шень-Вэй» уткой, а разразившийся скандал стоил начальнику управления инвестиций администрации Владивостока Николаю Матвиенко должности. Но факт существования этих планов не стал отрицать ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев. «Это был один из рассматриваемых сценариев, при этом не самый плохой, — признался «НГ» эксперт. — Но в окончательный вариант Стратегии он не вошел из-за бурной реакции на него. Давайте созреем, подождем — проект «Хай-Шень-Вэй» должен быть проработан, а когда станет ясно, что другого ресурса у нас нет, можно будет вновь говорить о нем».

«Когда работа начиналась, рассматривались всевозможные варианты: Владивосток — мировой город, введение режима Порто-франко (порт, пользующийся правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров), — перечислил «НГ» Александр Абрамов. — Если покопаться в архивах города, то можно найти интересные истории, которые с ним случались. Благодаря Порто-франко, например, Владивосток в свое время обновился и далеко скакнул. Нам и сейчас нужен прорыв. Но пока «Хай-Шень-Вэй» допустить нельзя».