Выборы в Белоруссии. Кто устраивает танца на костях?

До выборов президента Белоруссии остались считанные дни. Уже 14 декабря начнётся предварительное голосование, а вечером 19 декабря в урны будут опущены последние бюллетени.

ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ идёт обычным чередом. В самое лучшее, или, как принято говорить, смотрибельное, время в прямом эфире выступают по телевидению кандидаты в президенты, их выступления передаёт радио, а программы печатаются в государственных газетах. На стендах и рекламных листовках красуются портреты кандидатов, их обращения к избирателям.

Можно сказать, что кампания проходит слишком спокойно, если бы не одно обстоятельство. Кандидаты, на которых сделала ставку антилукашенковская оппозиция, заканчивают свои выступления далеко не предвыборным призывом: «Выходите на плошадь!» Зачем? Чтобы выступить против «мистификации выборов». Несколько дней назад им удалось собрать сотни две своих сторонников на центральной Октябрьской площади Минска, исключённой из мест проведения массовых, в том числе предвыборных мероприятий. Побуйствовали, заходясь криками. Полностью, словом, поддержали своих кандидатов, занявших чёткую позицию: выборов у нас нет, поэтому я в них не участвую и активно выступаю против них.

За противозаконную акцию (точнее — провокацию) организаторы её — председатели Белорусской социал-демократической партии (Народная грамада) Николай Статкевич и партии Белорусской христианской демократии Виталий Римашевский получили официальное предупреждение Центр-избиркома. Увы, не подействовало. Как и официальные предупреждения, вынесенные прокуратурой республики двум другим кандидатам — бывшему заместителю министра иностранных дел Белоруссии Андрею Санникову, более десятка лет назад сиганувшему за рубеж и все эти годы выполнявшему заказ Запада по «свержению диктаторского лукашенковского режима», и поэту Владимиру Некляеву, о прозападной, антироссийской ориентации которого «Правда» уже писала. В своих выступлениях они продолжали звать на площадь. В «решающий час «Ч» — 19 декабря, ровно в 20.00, когда завершатся выборы. Для того, чтобы «покончить с диктатурой, которая украла выборы».

Всё это выглядело, по меньшей мере, странным. Ведь кандидаты от «демократической оппозиции» получили все положенные им по избирательному закону права. Все их инициативные группы зарегистрированы и свободно собирали подписи. Больше того, Центризбирком пошёл на невиданные поблажки для самих оппозиционных кандидатов: все девять были зарегистрированы, несмотря на серьёзные со стороны многих нарушения — незадекларированные доходы, высокий процент недостоверных подписей, сбор их в не установленных законодательством местах.

Чем же вызваны призывы оппозиционных кандидатов на площадь?

Увы! Как ни парадоксально это звучит, но именно возможностью их полноценного участия в предвыборной кампании. Когда-то Пётр Первый издал указ, обязующий сенаторов держать речь в присутствии не по-писаному, а токмо своими словами, дабы «дурь каждого была всякому видна». Оказавшись перед телекамерой, кандидаты от прозападной оппозиции полностью обнажили свою суть. «Чёткости мысли — нет. Что главное, а что второстепенное в выступлении — непонятно. Просто классический пример того, как нельзя делать, как нельзя выступать. Безголосые не выходят петь, заики не становятся рассказчиками, тугоухие не музицируют» — эту уничтожающую оценку дала им выходящая в Белоруссии прозападная, проамериканская газета «Народная воля» — главный идеологический рупор антилукашенковской оппозиции.

О какой чёткости мысли можно говорить, если один из главных оппозиционеров — Андрей Санников в своей программе обещает отменить ввозные пошлины на большинство товаров и одновременно обеспечить защиту своих национальных производителей? И если в своих выступлениях почти все они благодарят Лукашенко за то, что тот сохранил от развала экономику, и тут же рисуют апокалиптические картины её развала «за годы диктатуры» и требуют смены Лукашенко?

Но дело не только в элементарных противоречиях. Кандидаты от оппозиции предлагают путь, гибельный для Белоруссии. Ввести, допустим, частную собственность на землю и перевести сельское хозяйство республики на фермерство, которым, как известно, разрушили деревню на соседней Украине, да и в России. А тот же Санников заявляет: «Добьюсь, чтобы государство перестало доминировать в экономике. Будет проведено разгосударствление большинства предприятий, проведена справедливая и прозрачная приватизация».

О «справедливой и прозрачной» лучше умолчим. А куда ведёт приватизация — жизнь уже показала. Под диктовку своих западных патронов он навязывает Белоруссии курс, от которого те уже отказались: роль государства в экономике там усиливается, а от частной собственности на землю и фермерства переходят на те формы собственности и хозяйствования, которые, кстати, приняты в Белоруссии и хорошо себя оправдали.

Несостоятельные, явно ущербные программы прикрываются обещаниями, от которых захватывает дух. То сразу же создать миллион рабочих мест, то приравнять (опять сразу же) белорусский рубль к доллару. Дошло до того, что один из кандидатов, выражаясь по-народному, пообещал каждой бабе по мужику, и для исполнения этого посула предложил в час окончания выборов выйти на площадь. Хорошо, что не на панель.

Что представляет собой большинство кандидатов от «демократической оппозиции», пожалуй, лучше всего сказал Александр Лукашенко: «Это — белчырвона-белыя (флаг, утверждённый для Белоруссии во время фашистской оккупации гауляйтером Кубе, а затем — Шушкевичем и его подельниками. — О.С.), нацеленные на насильственную белорусизацию, это люди исключительно прозападного вектора, абсолютно прозападного. И их игры на российских клавишах — это всё, чтобы показать, что у них есть какая-то разница, и оторвать максимум голосов от действующего президента».

Но народ провести непросто. Понимая, что никаких шансов на выигрыш у них нет, кандидаты от оппозиции идут на самый изощрённый обман. Выступая в эфире, Андрей Санников пытался обвинить власть в гибели журналиста Олега Бебенина. Историю эту здешняя «демократия» начала раскручивать ещё накануне выборной кампании вместе с ведущими российскими телеканалами, не останавливались ни перед чем.

Даже на кладбище, во время похорон, у могилы Бебенина, учили тех, кто должен был попасть на экран, что нужно сказать. Вот кадры, показывающие, как сколачивались «убийственные для белорусской власти» сюжеты. Перед съёмочной группой Первого канала — Станислав Шушкевич. «Мы что будем делать?» — спрашивает он тележурналиста, протянувшего микрофон. «Скажите, пожалуйста, — наставляет тот, — что Олег был смелым человеком, беспримерно смелым, он за свою смелость погиб, за всех за нас».

Только НТВ передало четыре сюжета, обвиняющие руководство Белоруссии в «устранении Бебенина» и фальсификации дела. А официозные «Вести», предоставив слово тем, кто опровергал официальную версию следствия, в обширном репортаже пытались убедить телезрителей, что с журналистом расправились за его оппозиционную деятельность.

И что же? «Документально подтверждённый осмотр места происшествия, собранные на месте происшествия предметы, результаты исследования и анализ собранных материалов не дают причин сомневаться в выводах следствия». Это — строки из официального заключения экспертов ОБСЕ, которые были приглашены МИД Белоруссии и пришли к однозначному выводу о самоубийстве Бебенина. Злобная кампания, захлестнувшая российские СМИ, лопнула. Но кандидат в депутаты Санников продолжил танцы на костях: снова обвинил власть в фальсификации дела Бебенина, которого, мол, убрали за его убеждения. Вот уж поистине — хоть плюй в глаза, а они говорят: божья роса. И продолжают обман.

Опросы, проведенные в республике, показывают, что за Лукашенко готовы проголосовать более 70 процентов избирателей. Но кандидаты от оппозиции слушать народ не хотят. Они выдвинули ультиматум: если окажется, что Лукашенко наберёт больше половины голосов, мы выведем своих сторонников на площадь. И добьёмся своей победы.

«Цветные сценаристы» старательно готовятся к «часу «Ч». Из эфира уже звучат их призывы потеплее одеваться и брать с собой термосы. А свою предвыборную программу проявляющий особую активность Андрей Санников заканчивает словами: «Судьба страны сегодня решается не на кухне, а на площади. Вместе мы победим!»

Выборы, где они потерпят сокрушительное поражение, оппозиционерам от «демократии» не нужны. Их последний козырь — провокация на площади. Чтобы «заявить» о себе перед западными и российскими спонсорами, поддержкой которых кормятся и живут.