Политическое напряжение в Киргизии продолжает нарастать

Спираль политического напряжения в Киргизии продолжается закручиваться, и ситуация ничуть не похожа на стабилизацию, несмотря на прошедшие еще в начале октября выборы в парламент.

Напомним, что после свержения в апреле режима Бакиева, к власти пришло временное правительство во главе с Розой Отунбаевой. В него вошли представители основных оппозиционных сил, выступавших против бывшего президента, в том числе лидеры нынешних фракций в парламенте Алмазбек Атамбаев и Омурбек Текебаев.

Затем, в июне, одновременно с проведением референдума по новой конституции, был проведен референдум по наделению Розы Отунбаевой полномочиями «президента переходного периода», которые она и получила на срок до 1 января 2012 года, став, таким образом, единственным легитимным представителем власти, гарантом сохранения стабильности. 10 октября прошли выборы в парламент – по пропорциональной системе, когда состязались между собой партийные списки. Ни одна партия не набрала и десяти процентов голосов. На первом месте оказалась «Ата-Журт», ассоциируемая с южными кланами и сторонниками бывшего президента Курманбека Бакиева. На второе место, немного ей уступив, вышла Социал-демократическая партия Кыргызстана Алмазбека Атамбаева. На третьем и четвертом местах, с почти одинаковым результатом, оказались парии «Ар-Намыс» Феликса Кулова и «Республика» Омурбека Бабанова. На последнем месте – «Ата-Мекен» Омурбека Текебаева. Атамбаев и Текебаев представляют временное правительство, «Ата-Журт» – старые силы. Кулов и Бабанов равно дистанцировались от тех и других.

Роза Отунбаева на первом заседании парламента объявила о том, что поручает работу по формированию коалиционного правительства СДПК Алмазбека Атамбаева. Таким образом, эксперимент по практическому внедрению многопартийности и парламентской демократии в Средней Азии начался. Ведь новая конституция недвусмысленно гласила, что в республике отныне создается именно парламентская форма правления.

Увы, как уже сегодня становится ясно, пусть первый блин и не получился совсем комом, но позитивных ожиданий он также не вызывает. С момента выборов прошло почти два месяца, но переговоры о коалиции затянулись аж до начала декабря. Феликс Кулов, занимавший при Акаеве и Бакиеве все возможные должности, кроме высшей, и поссорившийся в конечном итоге с обоими президентами, довольно быстро вышел из игры, поставив своим условием непременное занятие поста главы правительства. Кроме того, он несколько раз с неодобрением отзывался о новой конституции, требуя вернуться к президентской форме правления.

Стоит отметить, что многими Кулов воспринимается как политик, на которого делает ставку Россия – с ним в период избирательной кампании встречался Дмитрий Медведев. Российский фактор вообще очень значим в киргизской политике. Сразу после получения Отунбаевой мандата на формирование правительства, Атамбаев и другие его потенциальные партнеры вылетели в Москву для консультаций.

После того, как Кулов отпал, стал выглядеть вполне логичным союз трех партий – СДПК, «Ата-Мекен» и «Республика», как имеющих меньше всего идеологических разногласий между собой. Однако и они никак не могли договориться между собой, в первую очередь, из-за распределения должностей. В результате, еще 29 ноября казалось, что ничего не получается, и коалиция не складывается. Но, наконец, три партии объявили, что достигли согласия насчет того, что премьером становится Алмазбек Атамбаев, спикером – Омурбек Текебаев, а первым вице-премьером – Омурбек Бабанов.

Но коалиция просуществовала меньше недели – на первом (и решающем) после объявления о достигнутом союзе заседании парламента случился конфуз – заранее одобренная кандидатура Текебаева не получила необходимого большинства голосов. Таким образом, коалиция распалась сразу после создания, поскольку ее участникам даже не удалось обеспечить солидарное голосование, без чего не может идти речь ни о каком сотрудничестве.

Как выяснилось, во фракции «Республики» два человека проголосовали против, поскольку «не смогли пойти против личных принципов». Личность Текебаева вообще является весьма сильным раздражителем для многих в Киргизии. Он позиционирует себя одновременно и как социалистический, и как прозападный политик, выступающий с критикой России. Кроме того, он находится в большой политике непрерывно с 1990 года, и за это время успел нажить себе многочисленных врагов и вызвать определенную усталость от своего имени.

Алмазбек Атамбаев признал свое фиаско и попросил Отунбаеву поручить формирование правительства другой партии. Таковой в итоге стала «Республика» Омурбека Бабанова. Если Атамбаев и Текебаев представляют прошлое поколение политической элиты – оба занимали высокие посты при Бакиеве (Текебаев был спикером, а Атамбаев – премьером), а при Акиеве являлись членами парламента, участниками президентских выборов, то Бабанов являет собой новую генерацию лидеров. Ему в этом году исполнилось сорок лет, он окончил в 1993-м московский вуз – серьезное достижение, свидетельствующее о его амбициях. После этого он сразу занялся частным бизнесом, в котором достиг немалых успехов, входит в число самых богатых людей Киргизии. Под конец правления Бакиева он на короткое время входил в правительство, но вышел оттуда еще до революции. Во время избирательной кампании он выступил неожиданно сильно – ему удалось привлечь симпатии избирателей как относительной свежестью своей фигуры, так и обещаниями перемен.

Действительно, во власти последние десять и более лет происходит перетасовка одних и тех же имен, и приход нового человека был воспринят весьма благожелательно, несмотря на непрозрачность его бизнеса, слишком тесные связи с Казахстаном, и непонимание того, в чем, собственно, заключается его программа и кто составляет его команду. Добавим, что первоначально Отунбаева объявляла, что в случае неудачи Атамбаева она поручит заниматься вопросом создания коалиции Текебаеву, но тот добровольно вышел из игры, сознавая призрачность своих шансов. Теперь по закону «Республике» отведено 15 дней на формирование коалиции. В случае, если и она не сможет ее сформировать, то это сделает сам парламент без вмешательства президента. Если и он не справится с этой задачей в течение 15 дней, то будет распущен.

Сегодня многие хотели бы верить, что Бабанов станет той новой картой в колоде, которая сделается козырем, и поможет спасти ситуацию от перерастания в хаос и распад государственности. Другого шанса не будет уже ни у кого.

2010 год выдался «урожайным» на чрезвычайные события и кризисы в Киргизии. Сперва волнения под лозунгом борьбы против Бакиева, переросшие в насильственный захват власти по всей стране с кульминацией – стрельбой в Бишкеке, когда погибли 80 человек. Затем волнения на Юге – уже в поддержку Бакиева, чуть было не приведшие к вооруженным схваткам. После – бегство президента на специальном самолете. За этим последовала вспышка ужасного межэтнического конфликта в Оше и Джелалабаде, унесшего жизни нескольких сот человек, и принесшего многочисленные разрушения. Избирательная кампания характеризовалась ожесточенной борьбой, попытками насильственных действий со стороны недовольных кланов. После выборов – новая фаза кризиса, на прошлой неделе ознаменованная взрывами в Бишкеке и арестами экстремистов в Оше.

Население Киргизии, в отличие от своих соседей, имеет опыт вооруженного свержения власти, сама власть слаба и неэффективна, а в стране существуют многочисленные и мощные кланы и группы, способные выводить на улицы тысячи сторонников. Все это вкупе с отсутствием гражданского общества и подлинной многопартийности существенно осложняет выполнение намеченных целей – построение парламентской республики. Но сегодня речь идет уже не об исполнении этой абстрактной мечты, а о простом выживании Киргизии.