Янукович и Россия: «и пусть Европа подождет»

На минувшей неделе в подмосковной резиденции Горки прошли двусторонние украинско-российские переговоры во главе с президентами обеих стран. Тема переговоров – отношения Киева и Москвы в энергетической сфере — не стала неожиданностью ни для прессы, ни для экспертов. В Администрации Президента Украины, не хуже чем в Кремле, понимают зависимость дальнейшего развития стратегических отношений двух соседних государств от того, насколько больше точек соприкосновения смогут найти Виктор Янукович и Дмитрий Медведев в этом непростом вопросе. Договоренности, достигнутые на этой встрече, могут свидетельствовать, если не о нахождении, то уж точно об «активном поиске» общего языка.

По результатам пятничных переговоров стало ясно, что сегодняшняя власть в Украине, равно как и ее российские коллеги, пусть пока негласно, но все-таки воспринимают своих западных соседей из Евросоюза скорее как потребителей российского топлива, транспортируемого через украинскую ГТС, нежели в качестве полноценных стратегических партнеров. Такой вывод можно сделать хотя бы потому, что Янукович позволил себе выразить предположение о том, что Украина все же может стать полноправным членом Таможенного союза, в который сегодня входят Россия, Беларусь и Казахстан. По словам Януковича, для реализации этой цели необходимо внести изменение в украинскую Конституцию. «Это возможно, но у нас есть процедуры, которые мы должны пройти. Например, изменения в Конституцию. Они возможны, их можно решить как в парламенте, так и, например, на всеукраинском референдуме», — сказал он. Команда украинского лидера уже продемонстрировала свое умение «управлять Конституцией», а, стало быть, вопрос вхождения в Таможенный союз на сегодня – вопрос политической воли, которой нынешней украинской власти не занимать, о чем можно судить хотя бы по конституционной реформе 2010 года.

Остается только предполагать, насколько неоднозначно были восприняты намеки украинского гаранта на Таможенный союз с учетом того, что интеграция Украины в какое-либо объединение стран, не входящих во Всемирную торговую организацию, фактически ставит крест на перспективах создания зоны свободной торговли с Евросоюзом. Естественно, можно говорить о том, что предположения Президента Украины – это еще не «декларация о намерениях», но все же каждое слово главы государства имеет вес, и вес немалый. Тем более, что в отличие от декларативных заявлений Януковича в Брюсселе о том, что приоритетным направлением во внешней политике Украины является евроинтеграция, сотрудничество с восточными соседями, в частности с РФ, с каждым днем приобретает куда более реальные очертания.

И пока европейская перспектива существует на бумаге, Украина и Россия договариваются о стратегически важных проектах. Так, поздно вечером 26 ноября Президенты В.Янукович и Д.Медведев поставили свои автографы под документами, касающимися разрешения на перевозку российской нефти через территорию Украины и, что не намного важнее, но значительно символичнее, строительства моста через Керченский пролив. «То, что нас разделяло, нас объединит», — примерно такой лозунг можно было бы привязать к встрече в Горках. И, скорее всего, это событие вызвало бы массу недовольства в рядах украинских оппозиционеров, если бы темой номер один не были акции протеста предпринимателей.

Таким образом, «дружба народов» обрела вполне реальную форму, однако до «любви» еще далеко, так как камнем преткновения в отношениях соседствующих стран был и остается болезненный вопрос объединения «Газпрома» и «Нафтогаза» в единое СП, который оказался неразрешимым и в рамках указанной встречи. В чем причина? Фигурально выражаясь, проект объединенного энергопредприятия представляет собой некий продукт, за который нужно заплатить немалую цену без гарантий того, что продукт эту цену оправдает. Так, цена, которую должна заплатить Украина по требованию России – передача ГТС в собственность проектируемого газового «мега-монстра», и это требование, мягко говоря, «смущает» украинское руководство. Россия же со своей стороны тоже не спешит соглашаться на цену, назначенную Киевом – значительное снижение цены на природный газ вдобавок к разрешению добывать газ на территории России украинскими компаниями.

Можно спрогнозировать, что в этом «экономическом клинче» оба государства будут находиться еще довольно продолжительное время. Ведь передача контроля над ГТС для Украины означает: а) ни много ни мало, угрозу национальной безопасности, и это понимают на Банковой; б) резкое снижение политического рейтинга власти, решившейся на этот шаг, и это понимают на Банковой еще лучше. Кремль также не спешит пускать иностранные компании в родные недра, а это значит «клинч», и «клинч» довольно продолжительный.

Но, несмотря на то, что вопрос создания «Газпромом» и «Нефтегазом» совместного предприятия действительно непростой и имеет больше конфликтных точек, нежели точек соприкосновения. Как для Киева, так и для Москвы. Количество подписанных 26 ноября соглашений в других областях (всего было подписано семь соглашений в рамках украинско-российской международной комиссии) свидетельствует о приоритетности восточного направления экономического сотрудничества для сегодняшнего руководства Украины.

Как эти, вполне конкретные шаги Виктора Януковича в экономической сфере соотносятся с заявленым внешнеполитическом курсе на евроинтеграцию? На этот вопрос ответил сам Янукович: «Те интеграционные процессы, которые идут в Украине на европейском направлении, позволят в перспективе и России двигаться в этом направлении». Президент пытается разоружить своих оппонентов, пытающихся обвинить его в одновременном заискивании перед Западом и Россией аргументами а-ля «политическая интеграция Украины в ЕС не имеет ничего общего с экономическим сотрудничеством с Россией» и «в условиях глобализации не бывает ограничений, так как все страны идут по одному пути».

Однако, так как оценкой эффективности любого процесса был и остается результат, процесс углубления сотрудничества с Россией выглядит намного результативнее при сегодняшней власти, чем тот же процесс евроинтеграции. По крайней мере, встреча украинского и российского президентов в Горках и характер подписанных соглашений говорят в пользу того.