Медведев хочет повысить роль партий в работе муниципалитетов

Вопрос модернизации политической системы не был центральным в Послании президента Федеральному Собранию. Однако он был затронут, и, если в предыдущие годы глава государства касался этой темы в федеральном и региональном аспектах, то теперь сказал об этом в муниципальном разрезе.

Дмитрий Медведев заявил о необходимости «дополнительных шагов» на уровне местного самоуправления, которое, как он напомнил, является важнейшим элементом любого демократического государства. В то же время президент с сожалением констатировал, что роль большинства политических партий в работе муниципалитетов пока практически не ощущается, в результате на местном уровне не все партии выполняют функцию общероссийских политических организаций. В этой связи он предложил сделать обязательным использование пропорциональной или смешанной избирательной системы на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек.

Представляется, что такую инициативу поддержат, прежде всего, оппозиционные партии. Пока их представительство на «нижнем этаже» власти остаётся весьма низким, и причин тому несколько.Во-первых, «Единая Россия» лучшие кадры рекрутирует в свои ряды. Это и руководители сельскохозяйственных организаций, и сельская интеллигенция, и просто активные граждане. А когда приближаются муниципальные выборы, все другие районные и городские партийные организации, кроме единороссов, сталкиваются с жесточайшим кадровым голодом и коротенькой скамейкой запасных, а порой и её отсутствием.

Во-вторых, даже при наличии сильных местных отделений применение мажоритарной системы выборов сводит на нет усилия оппозиции: административный ресурс делает своё чёрное дело, выколачивая нужный результат.

В-третьих, в целом ряде регионов, например, в Белгородской и Тульской областях представительные органы муниципальных районов даже не избираются, а формируются — из глав и делегированных депутатов городских и сельских поселений в составе района. И если в поселенческом собрании большинство у «партии власти», то и на районном уровне будет тоже самое.

В-четвёртых, не добавляет энтузиазма партиям и отмена прямых, всенародных выборов глав муниципальных образований, которые всё чаще избираются из числа депутатов соответствующего представительного органа, где доминирует «Единая Россия». Последняя, как правило, заправляет и процедурой назначения по контракту глав местных администраций, которые в большинстве своём опять же являются единороссами.

Так что слабое представительство на уровне местного самоуправления — не вина, а беда оппозиции, и новые президентские инициативы, безусловно, могли бы несколько выправить имеющийся партийный перекос. Есть объяснение и обозначенной Дмитрием Медведевым минимальной планке в 20 депутатов: при распределении по пропорциональной системе слишком малого количества мандатов снижается репрезентативность полученных партиями голосов. Уже были случаи, когда заградительный пяти — или семипроцентный барьер преодолевали, скажем, пять списков, а мандатов хватало только на четыре. Случались конфликты, в том числе, с обращениями в суд, по способам распределения мест в местном представительном органе, когда разные партии не могли решить, кому же отойдёт спорный мандат.

Есть проблема и с «императивностью» мандатов. Так, депутат Государственной Думы или регионального законодательного собрания, избранный по партсписку, не может сам покинуть фракцию. А их коллега из муниципального собрания — запросто, поскольку эта норма на него пока не распространяется, и такие случаи тоже были.

Основной вопрос заключается в том, получит ли инициатива президента своё развитие или утонет в лукавых демагогических рассуждениях единороссов. Есть и другие важные вопросы. Например, как быть с теми представительными органами муниципальных районов, которые не избираются, а формируются? На них посыл главы государства не распространится или формирование всё же заменят прямыми выборами?

А по какой системе пройдут муниципальные выборы в марте 2011 года? Ведь к весеннему единому дню голосования законы, вероятно, не успеют откорректировать, и тогда, например, в Орле горсовет будет избран только по одномандатным округам.

В некоторых муниципалитетах додумались до квазисмешанной системы выборов. Так, Совет народных депутатов Владимира будет избран предстоящей весной, причём предполагается, что 28 депутатов получат мандаты по мажоритарным округам, и только 7 — по пропорциональной системе. И где гарантии, что этому примеру не последуют другие: дескать, смотрите — система у нас смешанная, как президент просил?

Наверное, неплохо бы распространить пропорциональную или хотя бы смешанную систему выборов и на уровень крупных городских поселений, где, наряду с административным центром региона, вобщем-то и сосредоточена партийная жизнь. Но, как говорится, надо с чего-то начать.

И остается надеяться, что политическая конкуренция на низовом уровне, как сказал в своём Послании президент, будет способствовать укреплению доверия к партийной системе и повышению ответственности партий перед избирателями.