Путин побеждает Медведева в соревновании за лидерство

Сохранение значительного влияния В. Путина на формирование новых составов правительства РФ и администрации Президента РФ было ожидаемым, а вот незначительное влияние Д. Медведева оказалось неожиданным.

Фактически Д. Медведев не смог назначить своих доверенных лиц ни на один ключевой пост, более того, посты потеряли некоторые тактические союзники Д. Медведева, в частности, Л. Рейман и В. Черкесов. В Правительстве ключевую роль занял вице-премьер И. Сечин, расширивший свое влияние на ФСБ. Неблагоприятно для Медведева складывается ситуация и в нынешней администрации Президента, которая при других обстоятельствах могла бы стать центром кристаллизации новых идей и новых людей.

Основным событием 2008 г. стало формирование нового правительства РФ и новой администрации Президента РФ. Два эти события, прямо следующие из Конституции РФ, обещали предоставить основу для различных соображений и оценок. Во-первых, было важно понять, какова степень кадровой свободы у нового Президента РФ. Во-вторых, какую команду в правительстве видит прежний Президент, становящийся, как он это заранее подтвердил, премьер-министром. И, в-третьих, наконец, насколько изменятся позиции крупнейших бюрократических кланов и коммерческих групп давления в связи с оформлением транзита власти.

Итак, в Правительстве осталось два первых вице-премьера. Одним них стал бывший премьер В.Зубков, однако сфера его полномочий — курирование сельского, рыбного и лесного хозяйства — похожа на почетную отставку. Другим первым вице-премьером стал И.Шувалов, в начале 2000-х годов возглавлявший аппарат Правительства, а до последнего времени бывший спецпредставителем Президента по G8. Его сфера ответственности значительно шире: это почти вся внешнеэкономическая деятельность, региональное развитие, антимонопольная и тарифная деятельность, инвестиционный фонд, управление федеральной собственностью и др. Можно не сомневаться, что Шувалов постарается наполнить свой пост как можно большим количеством если не распорядительных, то согласующих и координирующих функций. Некоторые аналитики видели в Шувалове ставленника Д.Медведева, мы таких признаков не видим: наоборот, в прошлом году Шувалов публично сомневался в его «преемничестве». Скорее это «человек Путина» — накопив за последние годы в тени немало связей и мало конфликтов, он постарается максимизировать и свое влияние, и влияние правительства.

Большая часть формальных полномочий Д.Медведева (в том числе «национальные проекты») досталась вице-премьеру А.Жукову. Вместе с тем, опыт слабой активности А.Жукова в правительстве в последние четыре года позволяет предположить, что он не сможет всерьез повысить свой статус и закрепиться перед министерствами в роли начальника или посредника. Как нам кажется, не сможет серьезно повысить свой статус и пониженный с поста первого вице-премьера до «обычного» неудавшийся «преемник» С.Иванов. Сохранил свой пост вице-премьера, министра финансов А.Кудрин — несмотря на свои активные очные и заочные выступления в пользу неизменности бюджетно-налоговой политики, проходившие в последние месяцы на грани полемики с руководителями страны. Вероятно, ему пока удалось убедить Медведева и Путина в своей правоте, тем более что его оппоненты не имеют ресурса такого давнего и близкого знакомства с ними.

Неожиданная «рокировка» произошла между бывшим вице-премьером, главой аппарата правительства С.Нарышкиным и бывшим главой администрации Президента С.Собяниным — они поменялись местами. Назначенный в 2004 г. одним из замов главы аппарата Правительства, С.Нарышкин в том же году не только сменил своего шефа, но и стал затем одним из самых могущественных правительственных чиновников: попеременно поддерживая то одну, то другую группу интересов, вместе с тем вникая почти в каждый вопрос, требующий согласования (а формально согласование профильного департамента аппарата Правительства нужно почти везде). В сочетании с неплохими деловыми качествами Нарышкин наработал такой авторитет, что его включали в шорт-лист «преемников». Куда менее успешно сложилась карьера бывшего тюменского губернатора С. Собянина, назначенного в конце 2005 г. главой администрации Президента РФ. По сути, он так и не смог сформировать собственную команду и получить серьезный доступ к ключевым политическим решениям. Впрочем, важную роль он сыграл в качестве противовеса, когда значительная часть администрации Президента во главе с В.Сурковым увлеклась собственной игрой в поддержку одного из номинировавшихся «преемников» — С. Иванова, не дождавшись окончательной позиции В.Путина. Демонстративно устранившись от такого активизма, Собянин сыграл немалую роль в опрокидывании логики «самосбывающегося прогноза», который пытались навязать элите. Нарышкин очень усилился на прежнем посту — возможно, слишком для нового премьера, а Собянин был нейтрален — возможно, тоже слишком для нового премьера. Теперь же Д.Медведев получает в главы собственной администрации того, кого можно охарактеризовать как угодно, кроме того, что это человек Медведева, человека активного и умеющего выстраивать коммуникацию вокруг себя — теперь, правда, ему придется это делать вдали от привычного к нему бизнеса.

В.Путин же приобретает руководителя аппарата Правительства, чей вес и активность явно достаточны лишь для усердного выполнения указаний сверху, но не формирования собственных политических приоритетов. Впрочем, конечно, многие должности обладают скрытой энергетикой — после последних 8 лет пост главы аппарата правительства будет сложно сделать малозначимым, а пост главы администрации Президента — сложно сделать подчиняющимся премьеру.

Реально же, вторым человеком в Правительстве стал «обычный» вице-премьер И.Сечин. В его сферу компетенции попал ТЭК, формирующий основные доходы бюджета и не только бюджета. Фактически, сейчас в Правительстве за Сечиным формально закреплена та роль, которую, по мнению многих, он выполнял неформально, занимаясь перераспределением собственности в ТЭК. Кроме того, ему удалось осуществить ряд важных назначений. Вместо нелояльного министра связи Л. Реймана (получил утешительную должность советника Президента РФ), бывшего самостоятельным крупным игроком, появился лояльный И.Щеголев, а вместо самостоятельного, хотя и союзного в последние годы директора ФСБ Н. Патрушева, появился давний протеже И.Сечина — А. Бортников. Сам же Патрушев получил назначение секретарем Совета безопасности РФ, что в сложившейся системе является разновидностью политической пенсии. Ушел с поста руководителя Госнарконтроля еще один сечинский оппонент — В.Черкесов, получивший утешительную должность главы агентства по вооружениям. На эту важную должность (фактически, «ФСБ-2», использовавшуюся как показывает практика для контроля над основным ФСБ) назначен В.Иванов — с некоторых пор человек Сечину не самый близкий, но и не враждебный. Ушедший с поста министра юстиции В.Устинов получил взамен, фактически, самый статусный из постов полпредов — в Южном федеральном округе, к тому же ему не чужом, да и значимость министра юстиции (главный актив которого — ФСИН полтора десятилетия возглавляет бессменный Ю.Калинин) не стоит переоценивать.

Сохранился и весь силовой блок (кроме главы ФСБ) — министр обороны А.Сердюков (дружественный И.Сечину), министр внутренних дел Р. Нургалиев (дружественный Н.Патрушеву), главы МИД и МЧС С.Лавров и С.Шойгу.

В Правительстве сохранили посты министр здравоохранения и социального развития Т. Голикова, министр промышленности и торговли В.Христенко (хотя из ведомства последнего выделено небольшое министерство энергетики — его возглавил выходец из атомной энергетики С.Шматко), а также министры природных ресурсов Ю.Трутнев, образования А. Фурсенко, сельского хозяйства А.Гордеев, регионального развития Д.Козак, транспорта И.Левитин. Каждый из перечисленных — довольно могущественная фигура, которой поручены немалые финансовые потоки, почти все (кроме Т.Голиковой и И.Левитина) обладают ресурсом давнего общения с Путиным. Осталась в правительстве и министр экономического развития Э.Набиуллина, хотя из ее ведомства выделили торговлю (передав Христенко).

К назначенцам Медведева можно отнести буквально несколько человек — министра юстиции А.Коновалова, министра культуры А.Авдеева и, возможно, министра спорта, туризма и молодежной политики В.Мутко (Медведев — руководитель VIP-клуба болельщиков «Зенита», а Мутко — бывший руководитель футбольного клуба. Хотя Мутко хорошо знаком и Путину, и многим другим «большим петербуржцам»).

Похожая ситуация сложилась и в администрации Президента. Последним по времени — но не последним по значимости — был переназначен В.Сурков — главный путинский политический оператор в течение последних лет. Более того, формально Сурков оказался даже повышен — до поста первого заместителя руководителя с поста «обычного» заместителя. Замами стали бывший пресс-секретарь Путина А.Громов (пресс-служба, протокол) и бывший руководитель Главного контрольного управления А.Беглов (кадры, документооборот). Руководителем управления внутренней политики остался назначенец В.Суркова О.Говорун. Среди руководства Администрации, фактически, нет людей Медведева (С некоторой натяжкой таковым можно считать А.Беглова — по крайней мере, это не союзник Нарышкина и Суркова) и свои посты сохранили даже те, кто в прошлом году активно выступал против номинации Медведева «преемником».

Некоторые близкие люди были все же назначены: К.Чуйченко — главой контрольного управления, М.Тринога — советником Президента, Н.Тимакова — пресс-секретарем.

Таким образом, в настоящее время можно констатировать, что Д. Медведев не смог или не захотел не то что форсировать разрыв с кадровой традицией предшественника, но и не получил сколько-нибудь серьезной квоты в Правительстве или собственной администрации.

Стоит заметить, что 8 лет назад после назначения Путина ситуация была несколько иной: Путин сразу назначил целый ряд новых зампредов главы администрации Президента, существеннее обновил Правительство — в частности, назначил «своего» директора ФСБ и убрал с поста первого вице-премьера некогда могущественного Н.Аксененко. Особенно неприятной для Медведева выглядит ситуация с администрацией Президента, которая могла бы быть естественным центром кристаллизации как новых людей, так и новых идей «преемника». Впрочем, пока это обстоятельство не выглядит трагическим: при Путине значительная часть Правительства (до уровня замминистра включительно) и руководства госкомпаний была плавно заменена в первые полтора года, а часть старой элиты стала его друзьями (например, те же А.Волошин, В.Сурков или В.Устинов). Можно даже сказать, что время пока работает на Медведева. Другое дело, что запас этого времени ограничен до той поры, пока не начнет приближаться 2012 г. с перспективой возвращения Путина к власти.

В первый месяц пребывания Д. Медведева на посту Президента им сделано немного программных заявлений: так, он обещал немедленно инициировать судебную реформу. На совещании, посвященном судебной системе, он заявил, что так больше продолжаться не может: неправомочные решения «по звонку» или за деньги надо искоренять. Проблемы российской правовой системы, действительно, хорошо известны — равно как и их причины (использование суда властями для политического и коммерческого контроля) и технологии (возможность увольнения практически любого судьи вышестоящей «тройкой», равно как и отмены любого решения суда, в том числе суда присяжных, вышестоящим судом), при которых контроль над высшими судами, большая часть состава которых утверждена по представлению Путина, обеспечивает контроль над судебной системой в целом. В это же время было инициировано показательное дело председателя Федерального арбитражного суда Московского округа Л. Майковой. Против нее был использован давно известный факт улучшения жилищных условий, который теперь трактуется как безнравственный. Интересно, что Майкова, которой приписывают недостаточное почтение к главе Высшего арбитражного суда А.Иванову (протеже нового Президента), отказалась добровольно уйти в отставку. Таким образом, в ближайшие несколько месяцев мы узнаем как суть предложений Д.Медведева по судебной реформы, так и то, к кому прислушивается нынешняя судебная система, через чьи корпоративные процедуры предстоит пройти Майковой.

В мае неожиданно обострился конфликт между акционерами ТНК-ВР (половина которой принадлежит BP, а половина российским акционерам — М.Фридману, В.Вексельбергу, Г.Хану и др.). Российские акционеры требую смещения Президента ТНК-ВР Р.Дадли, представляющего зарубежных акционеров, при том, что юридически корректной возможности обеспечить такое решение не видно. Российские правоохранительные органы объявляют о возбуждении уголовного дела по обвинению в неуплате налогов с неясными пока обвиняемыми против компании на довольно крупную сумму в 22 млрд. рублей. Параллельно вице-премьер И.Сечин демонстративно встречается с Г.Ханом. Так что, возможно, ситуация с продолжением российской «энергетики большой дубинки» окажется не меньшим тестом для нового Президента, чем декларации о судебной реформе.