Армения готовится признать Карабах

На саммите ОБСЕ в Астане президент Армении неожиданно Серж Саргсян заявил, что Ереван признает независимость Нагорного Карабаха, а также предоставит военную поддержку, если Азербайджан совершит нападение на НКР.

Как уже сообщало «Сегодня.ру», в последние дни глава Азербайджана Ильхам Алиев получил немало сложностей благодаря публикации материалов на сайте WikiLeaks. В частности, его высказывания относительно Турции подпортили имидж Баку как главного друга Стамбула в регионе, что, конечно, не может не влиять и на ход карабахского урегулирования: ведь Турция полностью поддерживает азербайджанскую позицию.

Между тем, активизация переговоров по Карабаху свидетельствует: ситуация в регионе идет на второй виток конфронтации. Несколько месяцев назад были и вооруженные столкновения. Азербайджан, который потерпел унизительное для себя поражение в борьбе за Нагорный Карабах, вероятно, хочет возместить свои и территориальные, и психологические потери. Армянский же народ устами своего президента тоже выдвигает претензии отнюдь не только территориального плана. В ходе карабахского конфликта обе стороны понесли и продолжают нести тяжелые потери по фронту религиозного, этнического и территориального противостояния.

Возвращаясь в Азербайджан конца 80-х – начала 90-х, вспоминаются и другие межэтнические столкновения. Тогда как раз шла активная кампания по выдавливанию русских, евреев, греков с Кавказа: бежали из Грузии и из Азербайджана. Именно с этнических чисток начали свою жизнь в качестве независимых государств эти закавказские республики. Именно они теперь расплачиваются за эту бессмысленную жестокость наличием конфликтов на своей (а в случае Грузии – уже не на своей) территории.

Позиция Армении проста: армянский анклав оказался в составе Азербайджана, благодаря политике большевиков, намеренно оставлявших небольшие этнические анклавы внутри монолитных республик. Так им казалось проще удержать власть, манипулируя различными этносами. Устанавливая национальные квоты в руководстве социалистических республик и автономий, большевики обеспечили длинный перечень взаимных претензий у представителей всех народностей Кавказа, а также подготовили нам несколько локальных, но кровопролитных вооруженных конфликтов на могиле СССР. Продолжение этой недальновидной и примитивной политики мы видим сейчас на российском Кавказе, как видим также ее последствия: рост экстремизма и постепенный дрейф от «Большой России».

Реальность такова, что армяне Нагорного Карабаха никогда не станут жить в составе Азербайджана, как бы сильно Баку этого не хотелось. Однако, вместо того, чтобы искать пути к компромиссу и выход из ситуации с сохранением лица, Азербайджан упорно стремится настоять на своем праве на территориальную целостность. Забывая, что в международном праве есть такое: право наций на самоопределение. Народ Арцаха, как называют свое государственное образование армяне НКР, уже подтвердил свою решимость существовать или в качестве независимого государства, или, в крайнем случае, в составе Армении.

Думается, НКР готово к еще одному референдуму, где опять подтвердит свою позицию.

Но Баку демонстрирует очевидную политическую импотенцию: вместо того чтобы выторговывать у Армении обратно свои территории, которые сейчас являются буфером между НКР и Азербайджаном, а также выдвигать другие, выполнимые и законные требования как к НКР, так и к Еревану, Алиев предпочитает высказываться в милитаристском духе. Не раз и не два в последнее время он утверждал, что Азербайджан готов к победе в новой войне с Арменией. Очевидно, что подобные тезисы отнюдь не способствуют взаимному доверию и поиску компромиссов.

Кроме того, опыт Грузии доказывает: ни поддержка влиятельных западных спонсоров, ни усилия политиков и журналистов, ни бесконечное вранье и затраты на лоббирование не имеют успеха, если происходит военное вторжение агрессора.

Стоит ли Азербайджану ожидать вмешательства России, в случае развязывания войны? Безусловно, стоит. И, хотя у Москвы и Баку есть немало общих интересов и договоренностей, в частности, в сфере добычи и транспортировки нефти и газа из Каспийского шельфа, у Москвы и Еревана существуют договоренности именно в области военного сотрудничества.

Конечно, если агрессию начнет армянская сторона, Россия принуждена будет вступиться за Азербайджан. Не стоит забывать об Иране, который является камнем преткновения для США. А также об особом интересе США к Азербайджану и его энергоресурсам в свете проекта газопровода «Набукко». Все эти факторы мешают делать адекватный прогноз даже на среднесрочный период. Однако оставляют чувство крайней обеспокоенности и тревоги.