Николай Радов: атомные игры Лукашенко

Последние полтора десятка лет президент Белоруссии Александр Лукашенко неоднократно использовал тему ядерного оружия и сопутствующих ему технологий в качестве одного из методов проведения своей внутри- и внешнеполитической деятельности. Не становится исключением и нынешний 2010 год, отягощенный, к тому же, президентскими выборами. Причем глава Белоруссии весьма умело играет на страхе стран Западной Европы и военно-стратегических интересах России.

На территории современной Белоруссии ядерное оружие находилось более 30 лет. Первые ядерные взрывные устройства появились в БССР с размещением здесь нескольких межконтинентальных баллистических ракет, которые могли быть использованы лишь при наличии пусковых шахт. Однако с развитием технологий и переводом ядерного вооружения «на колеса» (размещение ракет на автомобильных шасси делает их значительно менее уязвимыми для первого удара противника) все шахты на территории Белоруссии были заброшены или уничтожены еще в советские времена.

С середины 1970-х и до конца 80-х годов прошлого века в БССР базировались ракеты средней дальности («Пионеры»), которые размещались на автомобильных шасси и большую часть времени находились в ангарах. Из-за своей способности поражать цели в Западной Европе данный тип вооружения представлял наибольшую опасность для западных стран, что стало одной из причин их уничтожения согласно Договору о сокращении ракет средней и малой дальности между США и СССР от 1987 года. Интересно, что последние «Пионеры» были уничтожены в мае 1991 года, а через несколько месяцев не стало и СССР.

В течение последних лет существования БССР на ее территории находились три штаба частей ракетных войск, которые располагались в районе городов Мозырь, Лида и Пружаны. В радиусе нескольких десятков километров от этих мест базировались наводящие ужас на страны НАТО ракетные установки типа «Тополь-М». Ракеты были установлены на автомобильных шасси и для их запуска в Белоруссии имелась 81 пусковая площадка, которые по договору с США о сокращении вооружений должны были быть уничтожены. Однако, несмотря на выделенные для этого средства (около 65 млн. долларов США), из-за ухудшения отношений между Минском и Вашингтоном было уничтожено лишь 3 площадки.

После распада СССР все части ракетных войск стратегического наступления были оставлены в подчинении России. Поэтому, начиная с 12 мая 1992 года, согласно белорусско-российским договоренностям, начался их вывод из Белоруссии, и к началу 1996 году в РБ не осталось никакого ядерного вооружения. К слову, помимо оперативно-тактических и тактических ракет Республике Беларусь в наследство от СССР достались артиллерийские снаряды и авиабомбы с ядерной начинкой. И, вероятно, стоит сказать спасибо провидению, что все соглашения по выводу из страны ядерного оружия были подписаны еще до начала президентства Лукашенко, который никогда не скрывал своего огорчения по этому поводу. Достаточно вспомнить высказывание белорусского лидера 15 апреля нынешнего года во время его рабочей поездки в Гомельскую область: «Я считаю, что вывод из Беларуси ядерного оружия на тех условиях, как это было осуществлено нашими националистами и Шушкевичем, это было жесточайшей ошибкой… Если бы у нас было это оружие, с нами бы сейчас по-другому разговаривали». Последняя фраза может свидетельствовать лишь о том, что президенту искренне жаль, что у него в руках нет подобного оружия для шантажа мирового сообщества. О вероятных последствиях подобного диалога с ЕС и США Лукашенко видно никогда и не задумывался (пример Ирана и Северной Кореи не научил руководителя РБ ничему), поэтому вместо ядерного оружия в руках Александра Григорьевича появился обогащенный уран. Однако об этом чуть позже.

Пожалуй, кроме президента формирование на территории Белоруссии безъядерной зоны устраивало всех, так как суверенная республика ни в начале 1990-х, ни сейчас не имела и не имеет средств и соответствующих технологий, позволяющих содержать ядерное вооружение. К тому же в качестве определенной компенсации за вывод данного вооружения Россия списала Белоруссии около 1 миллиарда долларов задолженности за газ, что весьма положительно сказалось на создаваемой во второй половине 90-х годов социально-экономической модели Лукашенко. Правда, Александр Григорьевич всегда утверждал, что белорусы отказались от статуса ядерной державы бесплатно, а должны были получить не менее 7 млрд долларов и «полную безопасность, защиту белорусского народа, финансовую и экономическую поддержку» со стороны Запада, который не выполнил своих обещаний. Таким образом, ни западные страны, ни Россия не смогли в полной мере удовлетворить запросы белорусского лидера.

В 2008 году идея заиметь ядерную дубинку вновь захватила руководящие умы Белоруссии, когда вслед за послом РФ в Минске Александром Суриковым, секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа объявил о создании на западных границах стран договора новой военной структуры, которая должна была стать «асимметричным ответом» на размещение систем противоракетной обороны в Чехии и Польше (единственным членом ОДКБ, кроме самой России, на западных рубежах является Белоруссия). В обстановке, когда стало известно о создании системы ПРО на территории Чехии и Польши, в ряде российских и белорусских СМИ появилась версия о возможности размещении в РБ осенью 2008 года дивизиона ядерных ракет «Тополь-М» средней дальности и ракетных комплексов «Искандер-М». Тогда Лукашенко заявил, что менять статус безъядерного государства не намерен, оставив, правда, Запад в задумчивости фразой о том, что РБ и РФ «будут реагировать пропорционально, адекватно, для того, чтобы защитить интересы наших государств и наших народов».

События последних лет, похоже, окончательно похоронили идею возвращения ядерного оружия на территорию Белоруссии. Непредсказуемость и ненадежность Лукашенко, разразившийся политический кризис между руководством двух стран и определенные изменения в политике стран ЕС привели к тому, что Белоруссия перестала представляться Москве единственно возможным военно-стратегическим союзником в Европе. Подобное изменение стало понятно и в Минске, что послужило толчком для появления нового атомного заявления белорусского президента.

В апреле 2010 года, вероятно обидевшись на тот факт, что Белоруссию не пригласили на ядерный саммит, проходивший в Вашингтоне под председательством президента США Барака Обамы, Лукашенко во всеуслышание заявил о нахождении в стране ядерного топлива: «Я не буду скрывать, у нас остался высоко обогащенный уран. Сотни килограмм… Фактически оружейного и более низкого обогащения».

Для справки. Уран, который еще в советские времена был ввезен в БССР из РСФСР, находится под Минском, в Институте энергетических и ядерных исследований «Сосны», созданный в 1965 году как Институт ядерной энергетики. В 1962 г. там же был введен в эксплуатацию атомный реактор ИРТ-2000, а потом и ряд других ядерных установок. В 1970 — 80-е годы в институте создавали уникальную передвижную АЭС «Памир» (ее создание было завершено во второй половине 1980-х годов), но после аварии в Чернобыле все исследования свернули и все, что осталось — это часть реактора в виде памятника «Памиру» и «грязный» уран который в нынешних белорусских условиях превратить в начинку для бомбы невозможно (по сути, это радиоактивные отходы). По мнению ряда экспертов, в том числе и бывшего заместителя директора «Сосен» Василия Ермашкевича, из-за отсутствия технологии переработать данное топливо невозможно даже в России.

В 2007 году в институт пригласили журналистов и показали им уникальный мини-реактор для исследований. По словам специалистов, урана в нем было 72 килограмма, что вполне достаточно для пяти бомб такой мощности, какие были сброшены на Хиросиму. Именно этот факт и стал основой для торга Лукашенко с США и ЕС накануне президентских выборов 2010 года: «Мне уже который год подряд говорят: вывозите этот уран. Хотите — в Америку, мы вам заплатим, хотите — в Россию… Я говорю, что уже отдали в свое время ядерное оружие, а что мы от этого имеем?.. Мы никому не собираемся продавать, даже за большие деньги, негласно этот материал». Вдобавок, весной этого года белорусские геологи заявили, что не исключают наличия в недрах Белоруссии залежей урана, что в сумме с намерением Минска построить свою АЭС окончательно убедило Запад приступить к активным переговорам с Лукашенко.

Результатом новой политики официального Минска стало заявление 1 декабря 2010 года министра иностранных дел Белоруссии Сергея Мартынова о решении ликвидировать все белорусские запасы высокообогащенного урана к очередному саммиту по ядерной безопасности в 2012 году. При этом подобное заявление базируется на соглашении с Соединенными Штатами, пообещавших предоставить техническую и финансовую помощь для скорейшего осуществления проводимых мер. Похоже, официальному Минску удалось найти одну из точек соприкосновения с Вашингтоном, что вселяет в руководство страны надежду на «светлое будущее» во взаимоотношениях с США и ЕС. Данное утверждение базируется на том факте, что нынешний политический режим навсегда связал себя с определением «Республика Беларусь», считая невозможным существование страны без Лукашенко и его «команды». А по сему, если американцы согласны сотрудничать с сегодняшним президентом в какой-то одной сфере накануне выборов, то они станут сотрудничать и в других после очередной «элегантной» победы. К тому же, возросшая активность янки должна подтолкнуть Россию на пересмотр своей политики в отношении Белоруссии. Правда, Д.А. Медведев в очередной раз продемонстрировал свое отношение к своему белорусскому коллеге: вместо запланированной на 1 декабря 2010 года встречи с главой Белоруссии на саммите ОБСЕ, президент РФ покинул заседание сразу после его окончания. Похоже, что после российского заявления о возможности наращивания своего ядерного потенциала в ответ на действия США и стран НАТО, братание белорусов с Х. Клинтон возымело обратный ожиданию эффект и еще больше развело мосты между руководством двух стан.

Атомные игры Лукашенко, начатые задолго до разразившегося в последние годы кризиса в белорусско-российских отношениях, всегда находились на периферии внешнеполитической деятельности белорусского режима. Несмотря на это, Минску неоднократно удавалось извлечь максимум выгоды из ядерной тематики: в 1990-х была списана задолженность за газ от России и получены гарантии безопасности от США и ЕС, в середине 2000-х была продемонстрирована преданность РФ в деле создания единой системы безопасности, а предвыборный 2010 год подарил возможность в открытую предложить всем странам поучаствовать в строительстве белорусской АЭС и показать США свое стремление к сотрудничеству. Лукашенко в очередной раз смог продемонстрировать свое умение находить выгоду из, казалось бы, самых бесперспективных идей.