Разоблачения Wikileaks: Бэтмен, Робин и другие

Наиболее типичной реакцией на очередную лавину разоблачений на сайте wikileaks.org, особенно в России, было разочарование. Дескать, ничего принципиально нового. Мы и так все знали.

Есть, однако, существенная тонкость. Я, может быть, вполне уверен, что жена Сидорова наставляет ему рога с Петровым. Но от личной уверенности до фактического подтверждения — огромное расстояние, в котором заключается вся разница между сплетнями и журналистикой. Хотя на Западе многие тоже признают, что в груде дипломатических телеграмм, выброшенных на поверхность стараниями Джулиана Ассанджа, нет ни одной, которую можно было бы уподобить разорвавшейся бомбе, среди них немало таких, которые в нормальных условиях обеспечили бы первые страницы газет сенсационными шапками на неделю. Парадоксальным образом само обилие разоблачений делает каждое из них более тривиальным, чем оно могло бы показаться в одиночку.

Поэтому в первую очередь хочется поговорить о мифах, которые в принципе должны бы теперь быть похоронены под этой горой документов, но, конечно же, выживут, поскольку сплетни для большинства из нас всегда интереснее фактов. Согласно первому из этих мифов, тупик, в котором уже десятилетиями пребывают переговоры между Израилем и руководством Палестинской автономии, представляет собой главное препятствие миру на Ближнем Востоке и является камнем преткновения в отношениях между Западом и арабскими государствами.

Поразительным образом, однако, лидеры ведущих арабских государств в конфиденциальных дипломатических беседах, незваными соглядатаями которых мы стали благодаря wikileaks, высказывали куда более серьезные опасения в связи с ядерными претензиями Ирана, называя его президента Махмуда Ахмадинеджада воплощением зла и экзистенциальной угрозой и призывая Соединенные Штаты нанести удары по иранским ядерным объектам. Все, кто непредвзято наблюдает за ситуацией, знают об этом давно, но несовпадение публичной позиции с кулуарными откровениями до сих пор вводило в заблуждение тех, кто рад заблуждаться.

Другая иллюзия распространена среди российских либеральных комментаторов, не раз выражавших досаду по поводу того, что американцы принимают российское устройство нынешнего российского руководства за реальность, упуская из виду его маскарадные качества. Теперь, в принципе, после того, как Владимир Путин охарактеризован в дипломатической депеше как альфа-кобель и глава мафии, а Дмитрий Медведев — как Робин при Бэтмене, после саркастического описания валтасарова пира народных избранников в Дагестане, иллюзии полагалось бы рассеяться.

Есть еще один миф, касающийся некомпетентности президента США Барака Обамы в международных отношениях. В частности, израильтяне упрекают его в том, что он не принял план главы Моссада Меира Дагана по свержению иранского режима силами местной оппозиции и студенчества, а уже упомянутые российские либералы — в том, что он всерьез ведет переговоры с Медведевым и слишком мало внимания уделяет политическим репрессиям в России. Но, как отмечает военно-политический обозреватель журнала Slate Фред Каплан, дипломатическая переписка рисует президента крайне озабоченным ситуацией в Иране и прилагающим эффективные усилия к его международной изоляции. В частности, он убедил Саудовскую Аравию согласиться на поставки нефти Китаю в случае сокращения иранских, и в результате ему удалось привлечь Китай на сторону режима санкций. Аналогичный эффект имели его переговоры с Медведевым.

Кроме того, США вели переговоры с руководством Южной Кореи по поводу возможного развала Северной и ее присоединения к югу — на этот случай также предусмотрены поощрительные меры в отношении Китая с целью сделать такой сценарий более приемлемым для него, а сам Китай поставлен об этом в известность.

Не во всех горячих точках успехи дипломатии одинаково заметны. Из материалов wikileaks ясно видно, что первостепенной проблемой для США в настоящее является не Афганистан, а ядерный Пакистан, предполагаемый союзник, балансирующий на грани анархии, о президенте которого Али Зардари некоторые мусульманские лидеры отзываются с откровенным презрением. Но и здесь вполне очевидно, что поддержка Талибана пакистанским разведывательным ведомством ISI давно не является для США новостью, хотя количество козырей у них на руках в этой игре ограничено.

Уж коли речь зашла о wikileaks, невозможно обойти стороной тему о балансе пользы и ущерба от таких массовых документальных раскопок, не предназначенных изначально для стороннего глаза, а также об этической стороне вопроса. Теоретически, многие из нас предпочитают в таких ситуациях ошибки в сторону гласности, особенно если эта гласность приводит к вскрытию прямого нарушения законов со стороны властей. Но нет никакого сомнения, что дипломатия, которая в любом случае лучше войны, не может действовать в обстановке тотальной гласности — некоторые из важных партнеров при таких условиях просто откажутся садиться за стол переговоров.

О балансе ущерба и пользы точнее выскажутся те, кто копался в этой куче тщательнее меня, но уже сейчас можно догадаться, что гласность проигрывает. Всей волне последних разоблачений на сайте wikileaks мы, похоже, обязаны одному-единственному человеку, рядовому Брэдли Мэннингу, человеку, судя по всему, небольших умственных способностей, которому возможность скачать этот ворох с серверов госдепартамента предоставилась именно в силу расширения гласности в последние годы в целях улучшения коммуникаций между различными ветвями правительства США, во избежание нестыковок, приведших в свое время к тому, что никто не мог сложить в общую картину процесс подготовки терактов 11 сентября. Совершенно очевидно, что процесс теперь пойдет в обратную сторону, и выигравшей стороной будем не мы. В этом плане разговоры о якобы новой парадигме, при которой интернет сделает всю мировую политику прозрачной — в пользу бедных, я начну принимать их всерьез, когда увижу в сети залежи военных и дипломатических документов Китая или хотя бы России.

Сомнения в возможности в скором времени их увидеть основаны не только на том, что в случае этих стран мы имеем дело куда с более закрытыми режимами, предпочитающими держать карты ближе к орденам. Дело в том, что Джулиан Ассандж, несмотря на свои высокопарные заявления, явно преследует конкретную цель, которую он, вслед за Вольтером, сформулировал как «раздавить гадину» — только под гадиной он подразумевает не католическую церковь, а Соединенные Штаты Америки. Такая цель предполагает скорее избирательные сливы, чем всесторонний триумф гласности, и ничего из происшедшего пока нас в этом не разубедило. Это, конечно же, не акт террора, о чем в запале заявила Хилари Клинтон, но вполне тянет на саботаж или шпионаж.

Но если отвлечься от личности, моральное оправдание этим вулканическим выбросам разоблачений все равно найти трудно. Возвращаясь к притче о Сидорове и Петрове: человек, который привселюдно объявит первому о слабости его жены в отношении второго, вряд ли сделает приятное кому-нибудь из этих трех, а публику, скорее всего, повергнет в смущение. Нечто похожее вышло и на этот раз. Тот факт, что карты США были выложены на стол перед Китаем, Пакистаном и талибаном, с трудом можно вставить в сценарий, который способен развернутся к всеобщей пользе. Отношения между странами, состоящими в какой-то видимости союза, цели которого (хотя методы и не всегда) кажутся позитивными большинству порядочных людей, напряглись настолько, что в ближайшие месяцы серьезных дипломатических прорывов ожидать не приходится. Если кто и потирает удовлетворенно руки, так это как раз все та же пакистанская разведка или даже Аль-Каида.

На орехи от дипломатических острословов в конечном счете перепало многим, но наиболее комичной реакция на разоблачения оказалась именно там, откуда мы ее и привыкли ожидать. Форвард российской дипломатии Сергей Лавров назвал коллекцию wikileaks «забавным чтивом» и не сморгнув, добавил, что сам не читал, предоставив нам барахтаться в трясине этого парадокса. Другой образчик непобедимой логики дало ведомство меча и щита, объявив все эти бумажки фальшивкой еще до того, как они были выложены, и тут же пригрозив возмездием.

Но забавнее всего, конечно, была реакция от имени правительствующего тандема супергероев: Бэтмен заявил, что ему не пристало комментировать комиксы. Рассматривая, надо полагать, при этом только что присланные эскизы и выкройки костюма Человека-паука — к следующему сезону.