Победа: чем можно и нужно гордиться белорусу?

О вкладе белорусов в победу над фашизмом рассказано много. Но масса подробностей еще не известна не только тем, кто родился спустя десятилетия после Победы, но даже и самим участникам боев. Давайте вспомним хотя бы несколько глав этой славной книги, написанной нашими отцами и дедами…

Брестская твердыня

Возможно, не все знают, что первые фашистские бомбы упали на Брестскую крепость 2 сентября 1939 года, когда Германия напала на Польшу. 14 сентября танки генерала Гудериана попытались сходу овладеть фортецией, но были отброшены. Трое суток польские солдаты отбивали атаки гитлеровцев и лишь утром 17 сентября во главе с раненым комендантом гарнизона Константином Плисовским оставили крепостные стены. Обескровленных братьев-славян «дожала» подошедшая к Бресту советская бронетанковая бригада (генерал Плисовский был пленен и в апреле 1940 г. казнен).

22 сентября, после совместного советско-германского парада, немцы передали крепость СССР. Передали, чтобы меньше чем через два года снова обрушить на нее огневой удар.

22 июня 1941 года в крепости находилось не более трех тысяч бойцов. Штурмовали цитадель отлично вооруженные полки 12-го армейского корпуса противника, не жалела снарядов тяжелая артиллерия, каждые четыре минуты передвигая шквал огня на сто метров вглубь крепости, раз за разом наносила удар авиация, сбрасывая на форты 500- и 1800-килограммовые бомбы. Фашисты применили против оборонявшихся огнеметы, газы, поджигали и скатывали с внешних валов бочки с горючей смесью. Казалось, ничто живое не может сохраниться в этом адском пламени. Но когда вражеские автоматчики поднимались в атаку, из развалин их снова встречал огонь.

Почти все участники обороны погибли, но более месяца сковывали немалые силы врага, нанося ему ощутимые потери.

В июле 1941-го командир 45-й немецкой пехотной дивизии генерал Шлиппер сообщал в донесении: «Русские в Брест-Литовске боролись исключительно упорно и настойчиво. Они показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к сопротивлению».

Примеры подобной стойкости в бою в истории человечества можно пересчитать по пальцам.

Четыре тарана Бориса Ковзана

Первый немецкий самолет 19-летний Борис Ковзан сбил на третий день войны в районе Гомеля. Потом этих боевых вылетов будет у него за годы войны почти 360. Сын белоруса и донской казачки Ковзан был истребителем не только по летной принадлежности, но и по характеру — даже в невыигрышной для себя ситуации он не отпускал врага, используя все средства и возможности для победы над ним. Проведя 127 воздушных боев, летчик сбил 28 немецких самолетов. Да, были пилоты с более обширным послужным списком, но никто из них не совершил четыре (!) воздушных тарана, оставшись при этом живым.

В трех случаях Ковзан, поразив врага в прямом столкновении в воздухе, на своем Як-1 возвращался на аэродром. И лишь однажды не сумел спасти самолет. 13 августа 1942 года капитан Ковзан обнаружил группу бомбардировщиков и истребителей противника.

Вступил в бой, но был подбит, ранен, и тогда направил свой Ла-5 на вражеский самолет. От удара Ковзана выбросило из кабины, и с высоты шесть тысяч метров с не полностью раскрывшимся парашютом он упал в болото, сломав ногу и несколько ребер. К счастью, из топи едва живого пилота вытащили подоспевшие партизаны и переправили через линию фронта. В госпитале Ковзан провел почти год, потерял правый глаз, но все же, пройдя уйму медкомиссий, добился разрешения продолжить летную службу.

Умер Герой Советского Союза Борис Иванович Ковзан в августе 1985 г. в Минске.

Горький штрих — ни тогдашний ЦК КПБ, ни ЦК комсомола, для которого легендарный ветеран сделал так много, никогда не отказывая выступить перед молодежью, съездить в агитпоездку и т.п., даже не помянули почившего героя добрым словом. Может, потому, что человек он был прямой и «неудобный» и без церемоний резал в глаза правду-матку…

Ой, бярозы ды сосны…

Уже к концу 1941 г. в Беларуси действовало около сотни партизанских отрядов и примерно такое же количество групп. Именно эти несколько тысяч бойцов первых формирований создали очаги партизанской борьбы, которые привели к ситуации, которую бывший начальник транспортной службы группы армий «Центр» полковник Х. Теске охарактеризовал так: «Первая битва, которую проиграл вермахт во Второй мировой войне, была битва против советских партизан зимой 1941-1942 г. Затем последовали дальнейшие поражения в этой войне… в основном они состояли в том, что с самого начала инициатива находилась у партизан и осталась у них до конца войны».

Всего в годы войны на территории Беларуси действовало 1255 советских партизанских отрядов, из них 997 входило в состав 213 партизанских бригад, а 258 сражались самостоятельно. Эти формирования насчитывали более 374 тыс. вооруженных бойцов. Через скрытые партизанские резервы прошло почти 400 тыс. местных жителей. С учетом 70 тыс. человек, состоявших в боевом подполье, армия сопротивления гитлеровским оккупантам насчитывала в Беларуси свыше 840 тыс. человек.

Интересно, что опыт белорусских партизан изучали потом повстанцы во многих странах, в том числе афганские моджахеды.

Охота на кабана

Одной из самых успешных операций антифашистского сопротивления времен Второй мировой войны считается уничтожение в Минске главы оккупационной администрации генерального комиссариата Беларуси гауляйтера Вильгельма Кубе. В ночь на 22 сентября 1943 года в спальне его тщательно охраняемого особняка взорвалась мина, установленная горничной Еленой Мазаник. Сама мстительница в тот момент уже находилась в партизанском отряде под Логойском и узнала о гибели Кубе от связных.

Так завершилась не один месяц готовившаяся операция «Охота на кабана», в которой участвовали партизанские разведчики, спецгруппы, заброшенные в немецкий тыл с Большой земли, минские подпольщики. Некоторые из них взаимодействовали, некоторые действовали самостоятельно. Несколько раз Кубе был на волосок от смерти, но всякий раз спасали его то случай, то интуиция. Пока не наступило 22 сентября сорок третьего…

За эту операцию Елене Мазаник и еще двоим патриоткам — Марии Осиповой и Надежде Троян — было присвоено звание Героя Советского Союза, Галина Финская удостоена ордена Ленина. Все эти женщины в той или иной степени готовили акцию возмездия, подвергая себя смертельному риску.

Несколько слов о Вильгельме Кубе. Член нацистской партии с 1927 года, с 1933-го — группенфюрер СС. В 1936 был вынужден покинуть эту организацию из-за серьезного проступка — без суда и следствия Кубе расстрелял нескольких не подчинившихся офицеров и солдат.

В июле 1941-го года назначен генеральным комиссаром Беларуси в рейхскомиссариате по восточным областям. Приход Кубе на эту должность ознаменовался убийством 2278 узников Минского гетто — «саботажников и активистов». Будучи генеральным комиссаром, проводил жестокую оккупационную политику, сопровождавшуюся массовыми убийствами мирных жителей.