Усиление детей и ослабление гаек. И только?

Это не был отчет о проделанной работе. Это не было посланием преемнику. Не было завещанием, предостережением или черновой попыткой автобиографии. После наступательного «Россия, вперед!» от очередного послания президента к Федеральному собранию и его адресатам, и политическим наблюдателям трудно ждать чего-то особенного или сокровенного. Президент не говорил об удвоении ВВП, о приоритетных национальных проектах и необходимости ускорения политической модернизации. «Доступное жилье» и «сельское хозяйство» — побоку. Не было слов о запутанных национальных интересах, постсоветских комплексах, постимперских амбициях и постпутинских синдромах. О коллайдере ничего не сказал. И о нобелевских лауреатах по физике за этот год. Отмолчался об олигархах, футболистах и биатлонистках.

Хотя суть послания принципиально не претерпела серьезных изменений по сравнению с предыдущими двумя речами, в этот раз президент как-то прозорливо отстраненно говорил о планах на ближайший год. Мгновенно нашлись внимательные обозреватели, сделавшие вывод о возможности-невозможности полной реализации сказанного «только уже во втором президентском цикле».

Кстати, слово «только» Д. Медведев произнес шестнадцать раз. В этой череде тотально детских «только» и «не только»:

«Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу … Среди награжденных отцы и матери не только собственных, но и приемных детей … За тем, что здесь происходит, должны наблюдать не только государственные службы, но и гражданское общество … Велика роль не только педагогов, но и местных властей … В 2009 году от преступных посягательств пострадали более 100 тысяч детей и подростков. Только вдумайтесь в эту цифру! … «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать», — говорил когда-то Уинстон Черчилль … Воспитание детей — это задача не только системы образования, но и отечественной культуры, общества в целом … Все власти должны заниматься этим постоянно, а не только в юбилейный год — такой, как идет сейчас … Стратегический приоритет политики в сфере детства — это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается не только детей».

Как-то особняком прописалось: «Сила суда не в жесткости, а в неотвратимости и справедливости наказания, а миссия правосудия — не только карать, но и исправлять». От таких аксиом не создается впечатление, что президент намерен оставаться «идейным модератором повестки дня». Хотя «очень ясно заявлена претензия на лидерство в правящем классе». Да, в формальном смысле сегодняшнее послание не идеологично. При этом и приоритеты, и программа могут цитироваться как либералами, так и социалистами, как модернизаторами, так и консерваторами. Состав конкретных проектов обсуждаем. «Все умрут, а я останусь». Ведь модернизация — не самоцель, а детям вроде как жить и после медведевской несамоцели.

Аксиоматическая часть программы: «Модернизация только тогда даст ожидаемый эффект, когда в обществе будут действовать справедливые законы, функционировать независимые и уважаемые суды и органы правопорядка, которые пользуются настоящим доверием граждан», о которой говорил Д. Медведев, не только выходит за пределы текущего срока президентства. Указанные тезисы уже не выстраиваются в логике избирательных кампаний, но все-таки имеют прямой предвыборный смысл.

Президент прекрасно понимает, что преступления, прежде всего коррупционной направленности, ставятся в вину именно действующему режиму. В народной максиме «Вор должен сидеть в тюрьме» обнаруживается не только жажда справедливости, но и обличение воров, и обоснованное требование наказать виновных. В ней только нет суда. Для установления справедливости он в глазах народа — в общем-то, лишнее звено. Однако в стране помимо установления справедливости есть множество других важных дел, которые требуют, чтобы эффективно функционировала судебная система. Перераспределение собственности, сведение счетов, решение множества разнообразных распрей и конфликтов требуют наличия какой-то конечной инстанции. Слово, сказанное ею, должно быть последним, иначе жизнь превратится в нанохаос. И здесь не столь важно, чтобы это было слово, сказанное по справедливости, сколько то, чтобы споры на этом были прекращены.

«Сегодня не только федеральные, но и региональные, и муниципальные руководители обязаны готовиться к эффективной реализации новых актов («О полиции» и «О Следственном комитете»)». — Все-таки, наверняка, дети не случайно появились в президентском послании. Твиттеризация российской политики должна помочь именно молодому поколению понять модернизацию не как ослабление гаек, а как выстраивание процессов, в рамках которых появляются и развиваются новые типы политических требований. Важнейшее из которых — спрос на право.