Гарантия от брака и бедности

После заявления Дмитрия Медведева в своем видеоблоге о застойных явлениях в политической жизни снова поползли слухи о скорой «оттепели» и возможности отставок в верхних эшелонах федеральной власти. Пока же серьезные кадровые перемены происходят не в Кремле или Белом доме, а на Тверской, 13, где активно «реформирует» правительство Москвы мэр столицы Сергей Собянин.

Дмитрий Медведев честно заслужил звание главного слухмейкера прошедшей недели. Без предупреждения выступив в своем видеоблоге с несколько туманным обращением, он подтолкнул общество к оживленной дискуссии. Каждый постарался увидеть в обращении главы государства то, что ему больше всего хотелось. Те, кого принято относить к так называемым «охранителям», уверены, что президент подвел черту под недолгим периодом «косметического ремонта» политической системы страны — больше изменений не будет, да они и не нужны. Такой точки зрения придерживается, например, политолог Виталий Иванов.

В то же время так называемые либеральные эксперты и политики вновь испытали пусть и недолгий, но заметный эмоциональный подъем. Возможно, именно на такой волне решился выступить со «свободолюбивой» речью в присутствии руководства центральных телеканалов журналист Леонид Парфенов. Напомним, что на вручении ему первой премии имени Владислава Листьева известный телеведущий, сотрудничающий сейчас с Первым каналом, объявил о смерти российской тележурналистики из-за контроля отрасли со стороны государства. Так что в этой среде заявление Медведева считают явным «либеральным» сигналом обществу. Как сказал корреспонденту «Росбалта» один либеральный деятель, «пусть теперь они (охранители) выкручиваются, демонстрируя свою демократичность».

Представители этой части политического спектра лишь жалеют, что действия президента носят половинчатый характер и оценки, сделанные им в видеоблоге, едва ли войдут в текст его послания Федеральному собранию. Но, уверены они, это очевидная заявка на сохранение Медведевым власти и после 2012 года, — а уж тогда, глядишь, и серьезные реформы начнутся. Все же — шесть лет впереди.

Правда, уже в пятницу, находясь в Германии, Владимир Путин в очередной раз констатировал, что решение, кто именно в 2012 году станет баллотироваться в президенты от нынешней правящей команды, еще не принято. Причем эксперты и источники «Росбалта», близкие к администрации президента, подтверждают сказанное главой правительства: решение по 2012 году действительно не принято, вероятно, его следует ожидать к середине лета 2011 года. Тогда Владимир Путин и Дмитрий Медведев «выложат карты на стол» и посмотрят, у кого в колоде больше козырей. И «Единая Россия», за контроль над которой сейчас состязаются «половинки» правящего тандема, в этой ситуации может оказаться козырным тузом. Отсюда и жесткие заявления президента в видеоблоге в адрес «Единой России», и информационное давление на окружение первого замглавы президентской администрации Владислава Суркова, в частности публикации про главу Росмолодежи Василия Якеменко (например, о том, что тот был соучредителем «бандитской» фирмы в «лихие девяностые»).

В этом смысле показательно заявление президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского, который продолжает оставаться одним из консультантов Кремля, хотя, по слухам, его влияние заметно снизилось. Уже после того как Владимир Путин повторил германскому журналисту, что члены правящего тандема позднее вместе решат, кому быть кандидатом в президенты в 2012 году, Павловский в интервью англоязычному телеканалу Russia Today заявил: «Президент убежден, что ни у кого в стране нет убедительной альтернативы его курсу, и намерен добиться признания себя в качестве естественного кандидата в президенты. Добиться этого от всех, добровольно. И, что особенно важно, добиться согласия с этим от Путина». По его словам, «политический сезон 2010-2011 гг. — это последний предвыборный сезон. Медведев достаточно ясно гнет свою линию: он будет усиливать нажим на элиты, на исполнительную власть, включая правительство, на региональные власти, добиваясь признания себя естественным лидером политического класса».

И действительно, Медведев не просто «усиливает давление» на элиту. Он недвусмысленно демонстрирует поддержку отдельным высокопоставленным чиновникам, которые, как считается в последнее время, ориентируются скорее на него, чем на Владимира Путина. Речь идет, в частности, о министре обороны Анатолии Сердюкове. После появления публичных требований со стороны ветеранов российской армии об отставке министра на него заработала кремлевская пресс-служба, которая организует ему пресс-конференции и интервью на центральных телеканалах, а также другими способами помогает формированию положительного образа Анатолия Сердюкова.

Но, вероятно, этого оказалось недостаточно, и в защиту главы Минобороны и проводимой им реформы армии выступил лично главнокомандующий Дмитрий Медведев. В частности, во время посещения одного из воинских полигонов президент заявил о «непреклонной решимости» довести реформу Вооруженных сил (ВС) до конца. Кроме того, он похвалил бытовые условия, в которых живут военные, и, что особенно показательно, Медведева не смутил тот факт, что мощные системы отопления, согревавшие армейские палатки, были иностранного производства. Президент также осмотрел израильские беспилотники, которые в ближайшее время будут поставляться российской армии. А ведь одна из главных претензий к Сердюкову у его оппонентов среди генералитета — это именно закупки зарубежного оборудования и вооружений в ущерб отечественному ВПК.

Немаловажно также, что, успокаивая военных, президент заявил о предстоящем росте их денежного довольствия практически в три раза. При этом Медведев спокойно отнесся к сообщению о «неизбежных» кадровых сокращениях в ВС. Таким образом, президент фактически продемонстрировал, что «атаки» на военного министра будет воспринимать как недружелюбные действия против себя.

В то же время другой неформально «взятый под опеку» главой государства высокопоставленный чиновник пока успешно обходится своими силами — без непосредственной помощи из Кремля. Речь идет о новом мэре Москвы Сергее Собянине. После того как Дмитрий Медведев заявил, что борьба с московскими пробками должна стать делом общегосударственным, он больше не высказывался по столичной проблематике. Не напоминает и замглавы администрации президента РФ Владислав Сурков, что Собянин — человек Медведева.

Но это, наверное, и не требуется. Большую часть освобождающихся вакансий в столичных органах власти (а увольнения следуют одно за другим) Сергей Собянин заполняет выходцами из федеральных структур. Достаточно напомнить, что его пресс-секретарем стала Гульнара Пенькова, которая до этого работала в кремлевской пресс-службе. Так что в специальной поддержке Кремля он не нуждается.

И хотя журналисты жалуются, что работать с пресс-службой мэрии стало даже сложнее, чем когда пресс-секретарем градоначальника был Сергей Цой, Собянин все равно выступает едва ли не главным ньюсмейкером на федеральном уровне. В информационном поле он соревнуется с Медведевым и Путиным по количеству упоминаний. И связано это с тем, что он постоянно выступает с новыми инициативами по переустройству жизни столицы.

Это и строительство столичного метро иностранцами, и требование за 24 часа демонтировать турникеты-валидаторы в наземном общественном транспорте (за неисполнение которого, якобы, был уволен руководитель департамента транспорта и связи столицы Василий Кичеджи), и многое другое. Как ранее отмечал «Росбалт», в мэрии продолжают работать, опираясь на данные социсследований и делая громкие заявления по тем темам, которые москвичи считают приоритетными.

Правда, по некоторым данным, за этой демократичностью скрывается привычный для Сергея Собянина по руководству Тюменской областью сценарий работы, который окончательно очевидным в Москве станет после парламентских выборов 2011 года, точнее — после начала нового финансового года в апреле 2012 года (то есть сразу после окончания президентской кампании).

Речь идет о первом пункте программы Собянина — борьбе с пробками. Рецепт решения этой проблемы, как утверждают люди, знакомые с предыдущей деятельностью нынешнего мэра Москвы, давно отработан в Тюменской области. Сначала в регионе любой ценой верстается профицитный бюджет. Как говорят в неофициальных беседах чиновники мэрии, урезание бюджета на 2011 год уже активно идет. Может быть, бездефицитным окажется даже он. Хотя, скорее всего, серьезный профицит появится к 2012 году.

После получения профицита «лишние» деньги начинают тратиться на общественное благо — то есть строительство дорог. План Сергея Собянина по борьбе с пробками уже опубликован, а ведь это только начало масштабной программы, которая приведет к реконструкции или строительству тысяч километров дорожного полотна в столице. И вроде бы с учетом бездефицитного бюджета против таких трат никто не станет возражать, по крайней мере, на первых порах, — пусть даже реализация этой программы будет сопровождаться «уплотнением» пробок из-за дорожных работ и местами даже ликвидацией тротуаров.

Правда, злые языки «тюменского» происхождения уверяют, что у борьбы с пробками в Москве по-собянински будет одна особенность — заказы на это строительство получат «правильные» дорожно-строительные компании, ранее в столице не работавшие. Их представители, дескать, уже находятся в Москве и готовятся принять столичные дороги от прежних, безусловно (по мнению большинства москвичей), неэффективных строителей и ремонтников. Скорее всего, они и чинить будут лучше. Ведь при Сергее Собянине для строителей может быть введена такая норма как «гарантия» по сделанным работам. И если в гарантийный срок возникают проблемы с дорожным полотном, то строители должны его отремонтировать за свой счет. Такая практика есть, например, в странах ЕС.

Так же, скорее всего, будет и в Москве. С той лишь небольшой разницей, что в Европе в эти контракты не закладываются плановый (платный для заказчика, то есть в нашем случае — мэрии Москвы) «профилактический» ремонт. А вот в московских контрактах такой пункт, вероятно, появится. Цель таких нововведений, утверждают злые языки, — «освоение» профицита столичного бюджета на законных основаниях на долгосрочной основе.