Белорусская оппозиция. Репетиция проигрыша

«У наступны раз мы не павінны прыйсці непадрыхтаванымі”, — эти слова белорусского оппозиционного кандидата в президенты Виталия Рымашевского полоснули всех, кто пришел 24 ноября на Октябрьскую площадь в Минске. Всем оставалось только додумывать: то ли камень был брошен в огород лидеров-оппозиционеров, которые так и не сумели растолковать народу истинный смысл генеральной репетиции той Площади, на которую рассчитывают жаждущие перемен, то ли камень полетел в сторону собравшихся, мол не умеете вести себя как полагается на подобных мероприятиях.

Разброд и шатание

Репетиция в Интернете рекламировалась масштабно: дискуссии, мнения, полемики, прогнозы. Политически активная часть населения была уверена – 24 ноября – знаковый день, и то, что должно произойти на Октябрьской площади станет переломным моментом, по крайней мере станет понятно – для чего собирались. Каково же было удивление собравшихся, когда вместо стоящих плечом к плечу всех кандидатов от оппозиции, на площади появились только Рымашевский, Статкевич и бесспорный авторитет этой мини-Площади Некляев.

Других кандидатов не было вовсе. Терещенко и Усс, собственно, и не обещали прийти. Не пришел Романчук — агитировал за себя в этот день в Жодино, хотя при большом желании к столь значимому политическому событию мог и поспеть. Санников и Костусев предпочли общению с жаждущими перемен выступление перед потенциальным электоратом Лукашенко на Белорусском Телевидени. Хотя может это и к лучшему – остались в стороне от дешевого и неубедительного мапет-шоу. Михалевич и вовсе до неприличия демонстративно проигнорировал митингующих – стоял в пикете у ГУМа и к проходящим мимо демонстрантам так и не примкнул.

Вялые выкрики «Жыве Беларусь!», слоганы, придуманные наспех, неубедительное количество демонстрантов – если из общего числа вычленить журналистов, милиционеров и людей в штатском — цифра сразу удручает.

Да и с пришедшими, сложилось впечатление, не сразу разобрались что делать, куда идти – никаких стычек с правоохранителями, маршрут выбирай любой, ни тебе дубинок, ни автобусов с ОМОНом.

Сам себе ди-джей

Завести толпу удавалось только посасывающему насвай Дашкевичу. Может внутренний стержень лидера, а может пагубное пристрастие сделали его ключевой фигурой вечерней прогулки. Даже поэтический талант Некляева померк перед ораторским искусством Дмитрия. Зачарованная молодежь внимала каждому слову и призыву спокойного и закомплексованного в обычной жизни Дашкевича. Пожалуй, только лидер международного молодежного объединения «Молодой фронт» и остался доволен результатами акции. Площадь 24 ноября является «самой успешной акцией оппозиции за последнее время», — заявил уже на следующий день в интернете Дмитрий Дашкевич. А может он был не на той провальной Площади или смотрел на все происходящее веселыми обкумаренными глазами?

А может, что сказать хотели?

Зная о том, что ЦИК работает до 18:00, в семь часов вечера оппозиционные лидеры решили вручить его руководству копию принятой резолюции с требованиями об отмене досрочного голосования, включении в участковые комиссии по представителю от каждого кандидата в президенты с правом подписания итогового протокола и публичном подсчете бюллетеней. Встал вопрос, кто же пойдет в ЦИК? Документ передали в руки Статкевича, который тут же заявил, что идти, мол, надо, но идти не очень хочу, но надо. Все-таки кое-как собрались с силами и двинулись к зданию Центризбиркома. К «величайшему удивлению» кандидатов в президенты и митингующей молодежи ЦИК в восьмом часу вечера был закрыт. Для того чтобы донести свои требования, протестующим против режима пришлось прикрепить копии резолюции к фасадам Национального собрания и Центризбиркома, после чего митингующие с чувством выполненного долга разошлись по домам. Что это было? Дошла ли резолюция до адресата, либо ноябрьские ветра унесли требования демонстрантов в далекие демократические переулки …

Пусть себе резвятся

Участники акции не встретили даже малейшего сопротивления со стороны правоохранительных органов. И это логично. Власти в очередной раз продемонстрировали международному сообществу, что в стране якобы соблюдаются политические права и свободы.

Навряд ли власти снимут кандидатов с предвыборной дистанции, хотя Николай Статкевич и Виталий Рымашевский еще до начала протестных мероприятий получили официальное предупреждение прокуратуры за призыв к участию в несанкционированной акции. Зачем из-за плохо организованной оппозиционной самодеятельности официальному Минску портить отношения с Европой. А вот для «героев» Площади снятие с выборов стало бы козырем в руках. Из категории «героев» они бы автоматически перешли бы в категорию «подвергшихся репрессиям», другими словами в виртуальной игре под названием «выборы» поднялись бы на новый уровень – опять в старых добрых традициях гонимые лукашенковским режимом.

Итоги проведенной репетиции для оппозиционного движения неутешительны и сводятся они к нескольким фразам, теперь уже перекочевавшим из официальных СМИ в Интернет: «протестный потенциал населения крайне низкий», а «лидеры оппозиции не имеют представления, куда, а главное – как вести за собой дальше»…