Сольются ли Москва и Московская область?

Получится ли у Москвы и Московской области оформить брак по расчету?

Недавно в подмосковном Красногорске прошло заседание объединенной коллегии правительств Москвы и Московской области. Впервые с участием нового столичного мэра Сергея Собянина. Встреча оказалась революционной. После многолетней холодной войны между двумя субъектами Федерации, превратившей ближнее Подмосковье в нечто вроде феодальной чересполосицы, лед наконец-то тронулся. Отныне Москва должна развиваться и расти в полной гармонии с окружающим ее со всех сторон соседним регионом. И хотя о юридическом объединении речи пока не идет, некая форма слияния города и «деревни» возникнуть должна. Посидев на историческом заседании и пообщавшись с экспертами, «Итоги» попытались представить, как можно построить Большую Москву не только на словах, но и на деле.

Московский агломерат

В кулуарах дома правительства Московской области только и слышалось: «объединение», «агломерация», «слияние». Три разных термина отражают неопределенность в умах столоначальников. Как же решить проблемы разрастающейся за пределы МКАД, несмотря на административные границы, столицы? Понятно, что без какой-то формы объединения двух субъектов решить транспортные, жилищные или иные проблемы Москвы нереально. Столице попросту не хватает жизненного пространства. Она последняя среди субъектов Федерации по площади и первая — по численности населения.

Эксперты в области градостроительства давно делают ставку на создание агломерации на базе Москвы и части Подмосковья. По сути агломерация — это надрегиональное объединение, создающееся властями соседних субъектов на добровольных началах в целях взаимопомощи и ускорения развития.

«В регионе необходимо преодолеть исторически сложившуюся центростремительную схему, при которой транспортная, социальная и деловая активность происходят в центральных районах мегаполиса, — полагает главный архитектор Московской области Александр Фролов. — Трансформация сложившейся радиальной структуры привела к сегодняшним проблемам. Важно не только усиливать дорожные связи, но и создавать новые точки притяжения труда и социально-культурной жизни».

Удивительно, что публично на высоком уровне об этом заговорили только сейчас. Москва, как черная дыра, давно засасывает всю центральную часть России, не говоря уже о Подмосковье. По оценке известного в градостроении эксперта Веры Глушковой, так называемый первый пригородный пояс (10—15 километров от МКАД) уже де-факто является Москвой. Эта зона совпадает с лесопарковым защитным поясом — районами Подмосковья, непосредственно прилегающими к кольцевой дороге, территория которых еще с 1935 года предназначена для поддержания благоприятной экологической обстановки в столице и создания мест отдыха для горожан. В этот пояс входят такие города, как Одинцово, Красногорск, Химки, Долгопрудный, Лобня, Мытищи, Балашиха и т. д. Да что там говорить! Было время — с 1960 по 1962 год, когда пять образованных на этой территории районов официально находились в ведении Моссовета. Но потом границы пересмотрели. И сейчас мы имеем за пределами МКАД московские анклавы подчас размером с целый город, как, например, Зеленоград.

Но на самом деле агломерация, то есть экономическая, социальная и транспортная сфера влияния столицы, простирается на расстояние 50—70 километров от МКАД. Это так называемый второй пригородный пояс. В него входит добрая половина Московской области. Большая часть жителей обоих поясов каждый день ездит на работу в Москву. Мировой опыт показывает, что все эти территории должны быть тесно интегрированы с центральным ядром мегаполиса. Такое сотрудничество, например, в «больших» Нью-Йорке, Париже и Берлине закрепляется на законодательном уровне. А вот у нас такого закона пока что нет.

Дело доходит до абсурда. Москвич, желающий добраться до Зеленограда (административный округ Москвы), должен выехать в область, въехать опять в Москву (район Куркино), потом снова в область и только затем попасть в точку назначения. Дело осложняют и территориальные споры. Взять, например, Шереметьево. Принадлежность земли, на которой стоит непосредственно аэропортовый комплекс, до сих пор точно не определена, а вот поселок Шереметьево, еще глубже вклинившийся в область, принадлежит Москве.

При этом в двух граничащих субъектах приняты никак не увязанные друг с другом генеральные планы и прочие нормы. «Каждый субъект Федерации имеет право на разработку своих СНиПов, — говорит ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства Александр Стрельников, — вот, например, Москва разрабатывает свои нормы и правила, в Подмосковье они другие. Именно в результате нестыковки получается, что, скажем, внешняя сторона МКАД кишит торговыми центрами, не оснащенными дорожными связями».

Это безобразие и предстоит ликвидировать возрожденной объединенной комиссии. И начать решено с инфраструктурных проблем.

ЗаЦКАДыши

Бодания Бориса Громова и Юрия Лужкова чаще всего происходили вокруг того, кто должен платить за решение транспортных, жилищных и прочих проблем столичного региона — бюджет города или области? А если вместе, то в каких пропорциях? Теперь найдено соломоново решение: раз стороны не могут друг с другом договориться, финансировать инфраструктуру Большой Москвы должен федеральный бюджет. Так появился грандиозный проект закольцевать московскую агломерацию МКАД № 2 на расстоянии 50 километров от столицы, перестроив двухполосное Московское малое кольцо в огромного дорожного монстра — центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД).

«На сегодняшний день земельные отношения, связанные со строительством, определены, — говорит министр транспорта правительства Московской области Петр Кацыв, — есть решения по пяти стартовым пусковым комплексам, из них три находятся в экспертизе, на них готовы проекты. Теперь осталось принять решение на федеральном уровне о выделении средств из бюджета и привлечении инвестиций». Дело за малым: по оценкам экспертов, на строительство магистрали потребуется около 520 миллиардов рублей. Столько в федеральном бюджете нет. Остается надеяться на инвесторов, но они под гарантии одной Московской области, обремененной долгами и фактически допустившей дефолт, в проект вряд ли пойдут. Так что остается уповать на поддержку Москвы. Но почему ее власти должны вкладываться в проекты на территории соседнего субъекта? У чиновников ответа на этот вопрос нет. Между тем строить ЦКАД, безусловно, надо. В частности, для решения проблемы московских пробок. Помочь в этом деле должна также и единая схема доставки товаров в Москву и область, в рамках которой вокруг Москвы появятся крупные современные логистические комплексы. «Все это позволит ограничить въезд в Москву грузового транспорта в дневное время», — считает заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам транспортного развития и дорожного строительства Николай Лямов.

Есть и другие плюсы. Строительство ЦКАД приведет к появлению около 3 миллионов квадратных метров производственных площадей, 2,3 миллиона «квадратов» офисных помещений, 10 миллионов квадратных метров объектов социальной инфраструктуры. Если планы осуществятся, то в Подмосковье возникнет около 200 тысяч новых рабочих мест, которые придутся весьма кстати. И не только ввиду дополнительных налогов в подмосковный бюджет. Значительно сократится число людей, вынужденных ездить на работу в Москву.

Предлагаются и менее масштабные проекты, призванные решить транспортную проблему. Самое заманчивое предложение высказано мэром Сергеем Собяниным, который заявил о необходимости ускорения строительства станций метро в области. Неплохой мыслью является и соединение метро с пригородными поездами РЖД, как это действует на примере RER в Париже. Во французской столице они уходят глубоко под землю и сливаются с метрополитеном. Московские электрички также должны стать быстрее, комфортабельнее и приезжать не в центр города на вокзалы, а в район конечных станций метро. Таким образом, можно перехватить пассажиропоток на подступах к мегаполису. В Москомархитектуре обещают предоставить 10 планов застройки участков для формирования подобных узлов уже к концу 2010 года.

Однако многие эксперты уверены, что попытка создания московской агломерации пока толком не проработана. Вопрос во многом упирается в политику и законодательство.

Кто главный?

Кстати, первый план создания Большой Москвы был разработан еще в 1921—1925 годах в рамках перехода страны к нэпу. Однако Сталину идея пришлась не по душе. Отцу народов больше нравилась относительно компактная, легко контролируемая столица, прописка в которой была мечтой едва ли не каждого советского человека.

Сегодня большой политики в делах московской агломерации тоже хватает. По сути, федеральному центру надо заставить власти двух субъектов Федерации теснейшим образом координировать свои планы и бюджетные расходы и даже передавать друг другу значительные земельные участки. На практике это означает, что в столичной агломерации должна появиться единая власть. А как говорил еще Виктор Степанович Черномырдин: «У нас беда не в том, чтобы объединиться, а в том, кто главный». Увы, история отношений Москвы и Московской области доказывает верность этой максимы.

Ни один российский город не имеет схожих с Москвой проблем именно потому, что входит в состав единого региона, власти которого могут менять внутренние административные границы, исходя из целесообразности. Единственное, кроме столицы, исключение — Санкт-Петербург, который также является отдельным субъектом Федерации. Однако в его случае территориальный вопрос не стоит столь остро. Питеру повезло. При населении в 4,6 миллиона человек Северная столица имеет площадь 1439 квадратных километров. Для сравнения, Москва с ее почти 12-миллионным населением занимает лишь 1081 квадратный километр. Как так получилось? В Санкт-Петербурге большинство городов-спутников, таких как Пушкин, Павловск, Ломоносов, Кронштадт и прочие, еще в советское время были включены в черту города либо подчинены городскому совету Ленинграда. Теперь все они входят в те или иные районы Санкт-Петербурга. Городу вполне достаточно земли для развития. Сегодня, как считают эксперты, опыт Северной столицы можно было бы применить к столице официальной.

Казалось бы, идеальное решение — объединение Москвы и области в единый субъект. Благо процедура эта в последние годы была обкатана. Однако в коридорах власти идею напрочь отвергают. Причина одна: непосредственно город Москва станет обычным муниципалитетом Большой Москвы, в котором придется избирать мэра — главу местного самоуправления, по закону не входящего в вертикаль государственной власти. Что соответствует и Европейской хартии местного самоуправления, к которой присоединилась Россия.

Потому единственно реальным вариантом решения московских проблем является увеличение территории столицы за счет части Подмосковья. Это, по словам главы Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Госдумы Владимира Плигина, тоже требует согласия региональных властей и референдума. Так что единственный способ — это садиться за стол и договариваться. «Проблемы агломераций во всех странах решались исключительно путем переговоров, — говорит член Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев. — У нас низкая культура общения, и в этом вся беда».

Остается выяснить, насколько договороспособны окажутся новые московские и старые областные власти.