Печальная правда: Израиль, палестинцы и контрас

В связи с истечением срока секретности Пентагон был вынужден опубликовать множество документов, относящихся к скандалу «Иран-контрас». Публикация бросает новый свет на историю американо-израильских отношений в период пика и окончания холодной войны.

Одной из основных проблем , занимавших в начале 80-х годов администрацию президента
Рейгана, была организация поставок оружия и боеприпасов никарагуанским контрас, воевавшим против просоветского сандинистского режима.

Республиканцы контролировали Белый Дом, но демократы контролировали Конгресс. Председатель комитета по разведке конгресса Эдвард Болланд провел несколько законопроектов, прямо запрещавших американским разведывательным организациям снабжать контрас оружием.

Глава ЦРУ Уильям Кэйси должен был получать специальное одобрение Конгресса на каждую поставку оружия контрас. ЦРУ обошло данное препятствие при помощи сомнительного трюка – получения «пожертвований» оружия от таких стран, как королевство Саудовская Аравия, султанат Бруней, Китайская Народная Республика, и, в особенности, Государства Израиль.

Израиль находился в разгаре войны против ФАТХа в Ливане. В ходе боевых действий были захвачены огромные запасы палестинского оружия и боеприпасов. Именно это оружие, чудесным образом, через несколько месяцев оказалось в руках никарагуанских контрас.

Операция по передаче трофейного палестинского оружия называлась Tipped Kettle . С израильской стороны ее организаторами был посол Израиля в Вашингтоне Моше Аренс, позднее ставший министром обороны, военный атташе в Вашингтоне генерал Менахем Мерон, и будущий премьер-министр Нетаниягу, трудившийся на посту помощника Аренса.

В марте 1983 года команда ЦРУ изучила в Израиле «300 метрических тонн трофейного палестинского оружия и боеприпасов и пришла к выводу, что оружие подходит для контрас». Большая часть оружия была советского, китайского и египетского производства, и поэтому при захвате оружия сандинистами у контрас нельзя было доказать, что источником оружия является Пентагон.

Оружие: 20 тысяч автоматов, 1000 пулеметов, 110 минометов, 1000 гранат и «большое количество боеприпасов» было упаковано в 20 контейнеров и ждало отправки. Контейнеры были «собственностью правительства Израиля и их необходимо вернуть в Израиль». Израиль просил за всю эту гору оружия 100 тысяч долларов – стоимость упаковки и хранения.

Официально правительству Израиля ничего о том, комупоставляется оружие известно не было и дар был «жестом доброй воли со стороны правительства Израиля».

Через год «жест доброй воли» повторился. ЦРУ чувствовало, что автоматов Калашникова и полевых минометов для свержения сандинистов не хватает, и запросило у израильских коллег более мощные виды вооружения советских моделей и производства. Израиль с готовностью предложил палестинские «Катюши» и зенитные ракеты. Израильтяне оценивали стоимость предлагаемого оружия в 77 миллионов долларов и просили взамен американского финансирования проектов строительства ракетного катера SAAR-5 и модернизации израильского истребителя Lavi и танка Merkava .

Американцы, оценивавшие палестинское оружие в куда более скромную сумму в 17 миллионов долларов, от таких запросов несколько опешили и начали торговаться. В конечном счете, стороны согласились на том, что стоимость оружия составляет 30-35 миллионов долларов.

Израильтяне, несмотря на это, продолжали требовать «выплаты долга» до ноября 1986 года, когда разразился скандал «Иран-контрас».