Янукович скоро отправится писать мемуары

Приезд президента Украины Виктора Януковича в российскую столицу должен был выглядеть как визит победителя, за короткий период добившегося того, к чему Владимир Путин пришел только ко второму сроку своего пребывания на должности главы государства. Послушный парламент, покорное правительство во главе с техническим премьером, партия власти на ручном управлении, замолчавшие телеканалы, «свои» суды и правоохранительные органы, выстроенная местная вертикаль, маргинализированная рассорившаяся оппозиция. И даже «олигархи» больше не рыпаются. Ave, Янукович! Все приветствуют тебя, короче.

Но предприниматели, собравшиеся на Майдане независимости аккурат в годовщину выступлений 2004 года, смазали власти всю благостную картину. Украинское руководство просто забыло, что помимо «олигархов», политиков, судей и прокуроров в стране живет еще и народ. Оно не поняло, что строительство путинской вертикали происходило с помощью нефтедолларовых рек. Конечно, все это в основном по усам текло и в рот не попадало, но все же никто не будет отрицать наличие денег у докризисного российского руководства и отсутствие денег у послекризисного украинского.

Янукович и его окружение посчитали, что решить эту проблему можно оригинальным способом: обязав бедных платить за нищих. В стране не сделано ничего, чтобы ограничить вывоз олигархических средств в офшоры — а ежегодно это миллиарды долларов, которых гораздо больше, чем денег, выделяемых Украине МВФ. Не сделано ничего, чтобы заставить самую богатую часть населения платить налог на сверхдорогие покупки, за все эти «Майбахи» и «Бентли», разъезжающие по разбитым улицам украинских городов с тупой самоуверенностью носорога. Не сделано ничего, чтобы проверить расходы госчиновников, живущих как арабские шейхи и к тому же напоказ. Зато решено было заставить мелких предпринимателей платить больше, чтобы за их счет увеличивать бюджетные зарплаты и выплачивать пенсии. Потому что — как нас тут поучают лоснящиеся представители власти — все должно быть честно, ай-яй-яй.

Украинцы, конечно, сами голосовали за власть, сформированную из представителей олигархического капитала и не скрывающую своей имущественной сущности. Когда мелкий предприниматель идет на переговоры к миллиардеру из власти, он вряд ли может рассчитывать на то, что тот захочет заплатить из своего кармана — простите, офшора. И все же оказалось, что свободных людей среди украинских граждан немало — и отнюдь не только среди тех, кто голосовал за сегодняшних оппозиционеров. Избиратели Виктора Януковича вспомнили о его предвыборном обещании налоговых каникул для мелкого и среднего бизнеса, расклеенном по всем городам страны, — и приехали в Киев. Приехали на Майдан. И власть — такая сильная, такая вертикальная — испугалась. И стала искать среди предпринимателей штрейкбрехеров, и стала объяснять, что президент заветирует только что одобренный парламентом Налоговый кодекс, — а потом опровергать эту информацию. Власть растерялась, как схваченный за руку воришка. Потому что такая власть больше всего на свете боится света и свободных людей — впрочем, российский читатель хорошо это знает.

И, впрочем, не стоит во всем винить власть: в какой-то мере ее работой можно даже гордиться. Виктор Янукович — один из немногих современных политиков, чья политическая деятельность уже второй раз — и, думается, не последний — порождает массовый общественный протест, приводящий к необратимым изменениям в психологии граждан, делающий их свободными и независимыми от криминализированной власти, от зарвавшихся чиновников, от лживых политиков, от «братков» на должностях. В 2004 году это был протест политический, в 2010 году — протест экономический. Осталось всего несколько шагов до окончательного выздоровления страны — и от практики возбуждения общественного беспокойства нынешний президент сможет с легким сердцем перейти к теоретическому описанию своего неповторимого опыта.