Статья в Spiegel: сырьевой гигант в поисках партнеров

Владимир Путин пытается выглядеть гармонично: в цветистых словах российский премьер выступает за создание экономического альянса с Евросоюзом и с восторгом говорит о тех возможности, которые могут появиться в случае образования общего рынка. Намерения этого полит-стратега: он хочет уменьшить влияние Америки на Европу.

Владимира Путина и Герхарда Шредера вот уже много лет связывает не только крепкая мужская дружба, но и склонность к амбициозным экономическим проектам. Так, например, оба политика совместными усилиями произвели на свет балтийский трубопровод, по которому российский газ будет перекачиваться до немецкого города Грайфсвальда (Greifswald), а Шредер даже возглавил наблюдательный совет трубопроводного консорциума «Северный поток».

Сегодня эти два боевых товарища вновь шагают нога в ногу: на этот раз они выступают за создание широкого экономического альянса и торгового пакта между Россией и Европой. Так, например, Путин в своей статье, опубликованной в газете Sueddeutsche Zeitung, призывает к созданию «общего континентального рынка» и «гармонического сообщества экономик», возможно также зоны свободной торговли или «еще более продвинутых форм экономической интеграции». А закадычный друг Путина Шредер его поддерживает: «Нам нужны ассоциированные отношения Евросоюза с Россией с созданием зоны свободной торговли, общие инфраструктурные проекты, отмена виз и сотрудничество в области политики безопасности».

Предложение Путина последовало всего через несколько дней после состоявшегося в конце прошлой недели саммита НАТО-Россия, на котором Альянс и российский президент Дмитрий Медведев демонстративно положили конец старой вражде. Даже в выборе слов идея Путина о создании пакта «от Лиссабон до Владивостока» напоминает предложение Медведева о совместной архитектуре в области безопасности «от Владивостока до Ванкувера».

С какой же целью российский правящий тандем начинает пропагандистское наступление в направлении Запада с использованием своих харизматических качеств?

Гигантский рынок емкостью в триллионы

Москва извлекает уроки из финансового кризиса и слабости собственной экономики. Россия не без удовольствия видит себя с одном ряду с быстро развивающимися экономическими державами. На самом деле страна имеет самые низкие показатели роста среди так называемых стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай).

Иностранные инвестиции за первые три квартала этого года даже снизились, и к тому же Россия – единственная страна среди группы emerging markets (англ. : рынки стран с развивающимися экономиками – прим. перев.), в которой с января по сентябрь этого года был зафиксирован отток капитала в размере 21 миллиарда долларов. Согласно различным исследованиям, Россия также теряет позиции с точки зрения конкурентоспособности – в последнее время она находится не только позади экономически развитых стран Запада, но и отстает от Казахстана, Китая и Мексики.

Создание пакта между Европейским Союзом и Россией может придать новый импульс развитию. В таком случае возникло бы огромное экономическое пространство, «емкостью в триллионы евро», подчеркивает Путин в своей статье. Разумеется, Евросоюз со своими 27 членами и почти полмиллиардом населения легко выходит на эти показатели и без России.

Для России Европа является главным внешнеторговым партнером. Более половины всего экспорта и импорта приходится на страны Евросоюза. В обратную сторону зависимость не такая большая. Россия с ее примерно восьмью процентами является всего лишь торговым партнером номер три, и ее активно преследует Швейцария с населением в восемь миллионов человек. И тем не менее: такие немецкие фирмы как Siemens, Volkswagen и производитель строительных материалов Knauf получают выгоду от тесных партнерских отношений с Россией.

«Единый энергокомплекс» вызывает вопросы

Многие вопросы все еще остаются открытыми. Не только местами посредственное качество перевода на немецкий язык путинского трактата может вызвать вопросы в главных столицах Европы (он пишет об «идее общего энергокомплекса в Европе», которая «стучится в дверь»). Но также и намерения русских требуют пояснений. Так, например, Путин требует создания «стратегических альянсов, в том числе в таких областях как судостроение и авиапром», а также в автопроме и решительно выступает за разработку «общей промышленной политики».

Правительства в Берлине, Варшаве и Париже не особенно в восторге от таких предложений. Они опасаются доминирующего влияния российского концерна «Газпром», большая часть активов которого все еще принадлежит российскому государству.

Есть одна причина, по которой путинский визионерский «органичный синтез» должен закончиться на атлантическом побережье Европы. Европе нужно свое «видение будущего», заявляет Путин, и лучше всего, естественно, вместе с Россией. Русских и немцев связывает долгая общая история, заявил Путин еще в 2001 году, выступая в немецком Бундестаге, в противоположность этому Европу и Америку разделяет глубокий океан.

Разрыв между мечтой и актуальной политикой

В Соединенных Штатах весьма критично наблюдают за попыткой Москвы добиться расположения европейских партнеров. Так, например, газета New York Times еще в октябре задала вопрос о том, «не могут ли Соединенные Штаты проиграть России в борьбе за Европу».

«Путин пытается сбалансировать внешнеполитические отношения России, — отмечает директор московского «Центра политической информации» Алексей Мухин. – Он всегда пытался установить хорошие отношения с Берлином, Парижем и Римом, а теперь он намерен это сделать еще и с Пекином». Мухин, однако, сомневается в том, что Европа примет это предложение, в том числе и потому, что «это показало бы, что Европа делает ставку на Путина, а не на либерального Медведева».

Один из европейских дипломатов в Москве формулирует свои выводы осторожно: сначала нужно подождать и посмотреть, действительно ли премьер хочет что-то предпринять для того, чтобы преодолеть разрыв между его словами и российской реальностью».

На самом деле слова Путина звучат более дружелюбно, чем это можно было бы предположить, исходя их реальной ситуации. Российский премьер пишет: «Подлинное партнерство на нашем континенте невозможно до тех пор, пока сохраняются барьеры, препятствующие человеческим и деловым контактам». Как раз в начале ноября Россия изменила требования для въезда в страну и ужесточила порядок выдачи виз немцам.