Зачем Россию тянут в НАТО?

Два года назад, в августе 2008 года, находящийся тогда в Европе далай-лама дал интервью телеканалу «Евроньюс». Обсуждая с ведущим передачи вооруженный конфликт в Южной Осетии и Грузии и временный разрыв НАТО дипотношений с Россией и возникшую в связи с этим напряженность в отношениях Россия-Запад, непризнанный Китаем тибетский духовный лидер предложил самый радикальный и наилучший метод разрешения этой проблемы — вступление России в НАТО. Тогда это предложение выглядело, мягко говоря, парадоксальным, но далай-лама настаивал, что именно это исключит не только фактор европейской нестабильности, но и сделает позицию России полностью предсказуемой. Стоит ли говорить, что за скобками остался и еще один вытекающий из этого аргумент — усиление давления на Китай. Хотя об этом ничего не было сказано, молчание порой красноречивее всяких слов.

Спустя два года мы видим, что предложение далай-ламы вовсю становится реальностью. Россия разворачивается в сторону НАТО, а в отношениях с Китаем, наоборот, никакого прогресса нет. Не меняется в сторону расширения или улучшения формат Шанхайской организации сотрудничества, не выдвигается никаких перспективных инициатив. Более того, не прошло и недели после визита президента России Дмитрия Медведева в КНР, как 4 октября главком ВМФ России Владимир Высоцкий дал крайне жесткое, по отношению к партнеру по ШОС, интервью ИТАР-ТАСС, которое касалось совместного норвежско-китайского проекта в Арктике. А дальше эта жесткость была доведена до предела на сайте NEWSru.com, где новость прошла под уже просто абсурдным заголовком «Главком ВМФ объявил арктическую войну Китаю: ни пяди своих интересов Россия не сдаст». А на следующий день «Известия» опубликовали статью замдиректора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, крупно анонсируя её основную идею: «Появление хотя бы одного авианосца позволит военно-морским силам Китая обеспечить благоприятный оперативный режим, включая Сахалин, Курилы и Камчатку». Хорошо, что после всего этого хоть мобилизация не была объявлена, и китайцы вроде бы промолчали.

А если говорить серьёзно, не стоит наивно думать, что в Пекине ничего не заметили и ни на что не обратили внимания. Нет сомнения, они скрупулезно ведут «дефектную ведомость» претензий и предъявят её, когда, как говорится, настанут сроки.

Тот цивилизационный выбор, который теперь настойчиво предлагается сделать нашей стране, приведет к тому, что Россия может действительно стать прифронтовой или даже фронтовой территорией гигантского блока НАТО по отношению к исламскому нестабильному Югу и к могучему Китаю, с которым у нас более 4 тысяч километров общей границы.

Характерно в этом отношении высказанное не кем-нибудь, а Зб. Бжезинским мнение германской «Rheinischer Merkur» еще в октябре прошлого года: «…блок НАТО стал бы другим, если бы в его ряды вошла Россия, страна недемократическая и в военном отношении весьма своенравная… Её следует включить в масштабную глобальную сеть безопасности. Это некоторым образом может помочь ослабить её имперские амбиции». Россия, говорил Бжезинский, «не враг, но она еще враждебно относится к НАТО. Эта позиция вряд ли быстро изменится, тем более, что премьер-министр Путин в 2012 году снова станет президентом». Думается, сегодня этот известный политолог по последнему пункту вряд ли был бы столь же категорически уверен. Время, как ни странно, делает перспективы 2012 года менее ясными. Возможен не жесткий, а более мягкий, либерально-демократический, прозападный путь, которым последует российский лидер после президентских выборов.

И в заключение — небольшой штрих на тему — «взгляд за кулисы» по поводу заинтересованности НАТО в связи с последними либеральными инициативами. В публикации от 11.10.2010 журнала «The New Times» («Новое время»), посвященной перспективам безвизового режима гражданам России в страны Евросоюза, сказано: «…в реальности цементирующая основа — это общая внешняя безопасность» — на условиях анонимности делится с корреспондентом журнала один из высокопоставленных чиновников Еврокомиссии. «Для устранения визового барьера необходимо, чтобы Россия и ЕС вначале стали партнерами на военно-политическом театре». По его словам, сейчас впервые за последние десять лет появились реальные предпосылки к этому. Россия и Запад должны быть скованы одной цепью перед лицом новых угроз.

А не проще ли спросить, предварительно, конечно, все обсудив и растолковав, у наших людей, хотят ли они вообще сесть на эту цепь?