Грузинские оппозиционеры измельчали

Вчера в Тбилиси прошла акция объединенной (более или менее) оппозиции. На акцию пришли, по разным подсчетам, от 5 до 12 тысяч человек. Столь значительная разница в подсчетах извинительна, когда речь идет о природной склонности южного характера к преувеличению: полиция преувеличивает ничтожность оппозиции, оппозиция преувеличивает собственную значимость.

Еще летом оппозиция обещала провести осенью новые акции против правительства Саакашвили. Провозглашалось, что эти акции станут если не концом его правления, то уж пошатнут устои общества точно. Однако, несмотря на принятие сомнительной Конституции, несмотря на введение налога на землю, от которого охнули нищие грузинские крестьяне, несмотря на повышение цен и огромную социальную напряженность, грузинское политическое настроение остается без изменений. Михаил Саакашвили, благодаря эффективному репрессивному аппарату держит в своей твердой руке те территории страны, что достались в его личное владение после августовской войны. Любые лидеры, способные сплотить нацию, или удалены из страны (Гиоргадзе), или мертвы (Жвания, Патаркацишвили), или находятся под неиссякаемым прессом младосаакашистов (Каталикос Илиа II). Все, кто остался на долю оппозиции, не пользуются значительным авторитетом у населения: Нино Бурджанадзе, Леван Гачечиладзе, Ираклий Окруашвили, Созар Субари, Зураб Ногаидели. Сам Окруашвили признал на днях, что 99% грузинской оппозиции – бутафория. Малочисленность акции, которую долго рекламировали оппозиционеры, показывает, что так считает не только Окруашвили. Политически активные жители Тбилиси на сей раз практически не поддержали выступление политиков. Это говорит о том, что в идеалах «революции роз» население успело полностью разочароваться и больше не считает, что власть способна изменить положение в стране, а также о том, что в стране нет альтернативы, которая способна организовать население против Саакашвили. Разумеется, провластные «говорящие головы» грузинского телевидения тут же высказали мысль о том, что президент пользуется большой любовью у населения, радостно пожинающего плоды демократии. Однако это не так: люди просто разочарованы в методах работы оппозиции и в самой оппозиции тоже. Попадать же под удар пусть резиновой, но пули полицейского никому лишний раз не хочется.

Что интересно, последние значимые акции оппозиции случайным образом совпадают с поездками Саакашвили. Так что завершить свои акции революцией оппозиционерам вряд ли удастся. Кроме того, с момента разгона митинга в 2007 г., Саакашвили предпочитает перекладываь подобную ответственность, по мере возникновения, на плечи своих соратников, которые и будут отдуваться за необходимость поддерживать порядок.

Несмотря на ропщущий народ, нет никаких сомнений, что режим Саакашвили способен поддерживать свое существование до тех пор, пока будет поддержка извне. Сам Саакашвили не раз демонстрировал, что его не беспокоит такая мелочь, как чувство меры и последовательность, а также защита интересов народа, когда речь идет о сохранении его личной власти.

Пока в Вашингтоне будут довольны тем курсом, которым следует Грузия, Саакашвили будет оставаться фаворитом политики США на Кавказе. Следовательно, никакие протесты к его смене не приведут. Ведь не настолько же наивны граждане Грузии, чтобы всерьез рассуждать о победе народа в ходе «революции роз»? Отдав под завывания русофобов в руки американцев свою свободу и свою жизнь, теперь грузины в полной мере пожинают милосердие и справедливость заокеанских покровителей.