Лукашенко поменял друзей на переправе

В последние месяцы, на фоне кризиса в отношениях Москвы и Минска и подготовки к назначенным на 19 декабря президентским выборам, Запад предпринял серию шагов, сигнализирующих о серьезной корректировке политики на белорусском направлении. В конце октября Совет ЕС ввел мораторий на применение визовых санкций в отношении высших должностных лиц Белоруссии. В начале ноября Белоруссию посетили министры иностранных дел Польши и Германии. По итогам визита Евросоюз пообещал выделить Минску помощь в размере €3 млрд при условии проведения честных и прозрачных выборов.

Следом президент Литвы Даля Грибаускайте, выступая на закрытой встрече с послами стран ЕС, заявила, что Лукашенко является гарантом политической и экономической стабильности Белоруссии, а его победа на выборах ограничит влияние России на Минск. По ее словам, Лукашенко прислушивается к мнению Запада: «Чтобы угодить ЕС, он победит на выборах с 75% голосов, хотя мог бы набрать все 99%».

Симптоматичной стала реакция Запада на гибель основателя и руководителя интернет-ресурса «Хартия-97» Олега Бебенина. В ходе следствия было установлено, что журналист покончил с собой. Это объяснение не удовлетворило оппозицию, уверенную, что Бебенин стал очередной «жертвой режима». Однако в Европе отвергли попытки превратить Бебенина в «белорусского Гонгадзе», а на прошлой неделе комиссия экспертов-криминалистов ОБСЕ, приглашенных в Минск белорусскими властями, подтвердила вывод о самоубийстве журналиста.

Из этого следует, что хотя никаких иллюзий относительно характера режима Лукашенко в Европе нет, там уже готовы открыто заявить, что это «наш сукин сын», и проекты смещения Лукашенко, подготовленные в ходе президентской кампании 2006 г., сданы в архив.

Для контроля над ходом нынешних президентских выборов в Белоруссию приглашены несколько сотен европейских наблюдателей, которым открыли доступ на избирательные участки и разрешили присутствовать при подсчете голосов. На фоне этих подвижек Лукашенко продолжает утверждать, что Белоруссия живет по своим законам и ее не интересует признание или непризнание итогов выборов в других государствах. Но факты говорят о другом: Европа и Минск пошли на сближение.

Евросоюз прекратил травлю Лукашенко, «забыл» о недемократическом характере белорусского режима и даже предпринимает попытки защитить белорусского лидера от нападок местной оппозиции. Со своей стороны, Минск демонстрирует готовность играть по европейским правилам. Эти усилия были замечены и оценены в Вашингтоне. По словам заместителя помощника госсекретаря США Дэниэла Рассела, посетившего Минск на прошлой неделе, у Америки нет претензий к организации президентских выборов и «нет предпочтительных кандидатов». Более того, Рассел особо отметил такие достижения, как «режим особого благоприятствования при сборе подписей и решение белорусских властей пригласить международных наблюдателей».

Многие комментаторы объясняют эти изменения стремлением Запада сыграть на ссоре Москвы и Минска. Однако отказ от противостояния с Минском возник почти два года назад, сразу после смены власти в Вашингтоне. Если администрация Буша проводила политику жесткого давления, то команда Обамы приняла на вооружение тактику втягивания Белоруссии в орбиту политико-экономических интересов Запада и постепенного разрушения нынешнего режима. Этот подход совпадает с рекомендациям экспертов из Института стратегических исследований в Вильнюсе, центра «За демократическую Белоруссию» в Брюсселе и других организаций, плотно работающих в странах Восточной Европы.

Общие принципы новой политики в отношении Белоруссии были озвучены директором национальной разведки США Деннисом Блэром еще в феврале 2009 года. Главный исходный тезис его выступления состоял в том, что экономические проблемы Белоруссии работают на повышение заинтересованности Минска в помощи Запада. Поэтому Вашингтону следует отказаться от политики конфронтации и перейти к дозированному воздействию, основанному на помощи в обмен на постепенную корректировку внутреннего и внешнеполитического курса. В соответствии с этими рекомендациями Минск пригласили участвовать в программе «Восточное партнерство», а МВФ в 2009 г. выделил Белоруссии $2,5 миллиарда.

В качестве ответных шагов белорусские власти освободили из заключения нескольких оппозиционеров, разрешили регистрацию движения «За свободу» и издание независимых газет. Но главное — было заморожено решение о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Говоря на камеру, Лукашенко объясняет это решение жестким давлением Запада и безучастием Москвы, которая фактически отказалась прикрыть Минск от ответных санкций. Но сложность игры самого Лукашенко позволяет предположить, что «жесткое давление» отчасти входило в его планы.

А когда летом этого года давнее напряжение между Москвой и Минском вылилось в громкий скандал, это только прибавило энтузиазма тем, кто сделал ставку на мягкую трансформацию белорусского режима. В результате за месяц до президентских выборов в Белоруссии сложилась ситуация, совершенно немыслимая еще два — три года назад: Европа и США опекают Лукашенко, бросив на произвол судьбы оппозицию, которая, в свою очередь, ищет поддержки в Москве.