Берлин пересмотрел отношение к идее «Европы двух скоростей»

«Пакт конкурентоспособности» — так называется план немецкого канцлера, который предусматривает синхронизацию экономической, финансовой и социальной политики в рамках 17 стран зоны действия евро.

В условиях разразившегося финансового кризиса канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel) долгое время выступала, прежде всего, в роли хранительницы немецкого финансового «грааля»: выдвигала предварительные условия для помощи Греции, чем только подстегнула биржевые спекуляции против греческих государственных облигаций, тормозила создание страхового зонтика для евро. С собственными масштабными инициативами она в Евросоюзе не выступала, на опережение не действовала.

Теперь в недрах ведомства федерального канцлера созрел план, реализация которого, по мнению еженедельника Spiegel, могла бы кардинальным образом изменить всю статику Европейского Союза.

Ангела Меркель идет на прорыв

На предстоящем в пятницу саммите ЕС в Брюсселе Меркель собирается для начала обсудить свою новую программу долгосрочной стабилизации еврозоны в неформальной обстановке с французским президентом и, возможно, некоторыми другими лидерами стран ЕС, а на официальную повестку дня поставить к следующей встрече в верхах — в конце марта.

Своим планом под названием «Пакт конкурентоспособности» Меркель намерена скорректировать принципиальную ошибку, допущенную в свое время при переходе на евро: единую валюту ввели, а экономическая политика стран осталась несогласованной. Главная идея Меркель — синхронизация финансовых, экономических и социальных рамочных условий в странах еврозоны с тем, чтобы преодолеть возникший в последние годы колоссальный разрыв в их развитии.

«Я считаю необходимым, — заявил в этой связи эксперт правительственной фракции ХДС/ХСС в бундестаге Михаэль Фукс (Michael Fuchs), — добиться большей координации в Брюсселе, поскольку стабильный евро возможен только при условии согласованной экономической политики. Нельзя же, чтобы в одной стране люди уходили на пенсию в 57, а в другой — в 67 лет». По мнению эксперта, жителям Германии, где пенсионный возраст скоро будет составлять 67 лет, трудно «войти в положение» и помочь оказавшемуся в кризисе государству, если его граждане уходят на покой на 10 лет раньше.

План Меркель не предусматривает повышение пенсионного возраста во всех странах еврозоны именно до немецкого уровня, но требует строже учитывать демографический фактор. Кроме того, с ее точки зрения, следует отменить действующую во многих странах евро автоматическую индексацию зарплат вслед за инфляцией.

«Налоговый демпинг» и долговой тормоз

Еще одна предлагаемая мера — синхронизация ставок налогообложения бизнеса. Это — камень, прежде всего, в огород Ирландии. Крайне низкими фискальными отчислениями, которые в Берлине называют «налоговым демпингом», Ирландия переманивает к себе фирмы из других стран. Такие тепличные условия для бизнеса, как и различия в социальном обеспечении следует устранить, считает Михаэль Фукс. При всей пользе конкуренции, отметил он, некоторые рамочные условия должны быть едиными. По его убеждению, недопустимо, чтобы в одной стране планка социальных гарантий была намного выше, чем в другой, поскольку это подрывает честную конкуренцию.

Еще одна проблема, решить которую предлагается с помощью немецкого плана, — астрономическая государственная задолженность некоторых стран еврозоны. В конституцию Германии недавно был встроен так называемый «тормоз бюджетной задолженности», и такую меру Берлин считает необходимой для всех остальных стран.

«Все государства обязаны придерживаться определенных, принятых сообща правил игры и соблюдать Маастрихтские критерии, предполагающие сокращение государственной задолженности, — пояснил Михаэль Фукс. — Считаю необходимым настоять и на введении штрафных санкций, чтобы не было так, что одни устраивают праздное веселье, а другие расплачиваются за вечеринку», — добавил он.

Смена парадигм

На первый взгляд, немецкий проект «Пакта конкурентоспособности» не выглядит сенсационным. Интрига в нем, однако, заложена немалая. Прежде Берлин упорно противился каким бы то ни было сепаратным действиям 17 стран еврозоны, настаивал на участии всех 27 государств Европейского Союза. Даже встречи лидеров одной только еврозоны были немецкому канцлеру не по душе.

Причина понятна. Ведь такие государства-члены ЕС, как Великобритания, Польша, а также скандинавские страны, которые в важных вопросах экономической и финансовой политики ориентируются на Германию, к еврозоне не относятся, что ослабляет позиции ФРГ на встречах «17». Именно поэтому Берлин активно противодействовал французской идее «экономического правительства» для стран с единой валютой, в котором Париж автоматически имел бы большее влияние. Еще раньше Германия торпедировала инициативу президента Саркози, который два с половиной года назад попытался создать в рамках ЕС параллельный Средиземноморский союз под французским патронажем.

Острый финансовый кризис, массированное наступление биржевых спекулянтов на евро, риск раскола самой еврозоны заставил Берлин пересмотреть прежние позиции, фактически пойти на смену парадигм и согласиться с концепцией «Европы двух скоростей» или «Союза в Союзе».