Путин запретил убивать школу

Владимир Путин остановил триумфальное шествие новых прожектов в области реформы школьного образования. Напомним, суть этих прожектов состоит в том, что вместо имеющихся на сегодня примерно 20 предметов школьники старших классов будут изучать не более 10, из них 3 — обязательный, 3-4 — углубленного изучения, 3-4 — базового уровня. При этом выбор предметов будет осуществляться из основных блоков, но не более двух предметов из одного блока. Обязательными предметами становятся: физкультура, ОБЖ и «Россия в мире», новая дисциплина, представляющая собой набор гуманитарных знаний о стране. В число необязательных предметов попадают все остальные. Реформа, мягко сказать, дичайшая, и уже вызвала всплески протестов по всей стране.

Вчера премьер-министр попросил министра образования Андрея Фурсенко провести более тщательный анализ реформы и получить рекомендации от экспертов. Кстати, реформа эта готовилась без привлечения практикующих педагогов, а идейным вдохновителем называют Александра Кондакова, который, несмотря на внушительную «академическую» биографию, уже порядка 15 лет не является учителем. Г-н Кондаков выдвинул концепцию примаса патриотического воспитания над качеством образования. Во многом ход его предложениям и спорным теориям был дан благодаря событиям на Манежной площади в декабре 2010 г.

Несмотря на прямое указание премьера изменить концепцию реформы в соответствии с мнением специалистов, г-н Фурсенко не растерялся. Он не замедлил ответить, что эксперименты по новой формуле образования начнутся в 2013 г., а переход на нее полностью совершится не ранее 2020 г. Он говорил об это так уверенно, словно эти несколько лет что-то меняют, как будто бы дети в 2020 г. Перестанут быть детьми, которые нуждаются в хорошем образовании.

Впрочем, речь о значительно более серьезных вещах. Советская система образования, при всех своих недостатках и проблемах, при всей своей отсталости и чрезмерной идеологизированности, все еще остается очень сильной платформой по получению всестороннего образования. Эта всесторонность позволяет выпускнику выбирать сферу деятельность согласно своим предпочтениям, оставляя широкие возможности для переквалификации в рамках гуманитарного или естественнонаучного профилей, обеспечивая набор базовых знаний о мире. Такого рода широкая программа разрабатывалась под нужды политики занятости, которая в СССР была плановой. После того, как отменили регулирование рынка труда, пошел сбой всей системы подготовки будущих кадров. Гниение началось с головы, — с системы высшего образования. Платное образование в подавляющем большинстве является ни чем иным, как способом получить отсрочку от армии (у юношей) или фиктивный диплом. Инертность мышления работодателей, а также нежелание предоставлять отпуска на сессию заставляет требовать у соискателя диплом о высшем образовании. В обществе, где все продается и покупается, высшее образование очень быстро стало хиреть и мельчать. Пожалуй, только несколько старых ВУЗов, да и то, не все факультеты, продолжали держать планку. Во многом падению уровня образования поспособствовал отток преподавателей на Запад (в областях точных наук) и в коммерческие организации в областях гуманитарных. Что касается экономики, то в этом секторе ситуация крайне печальна, т.к. уровень учебных пособий российских авторов не годится никуда, в связи с тем, что у них в большинстве своем нет опыта работы в современном информационном обществе, а западные учебники отражают реальность примерно десятилетней данности.

Теперь деградация дошла и до системы среднего образования. На самом деле, проблемы в школе накапливались долгие десятилетия, но школа не так зависит от конъюнктуры рынка труда, как ВУЗы, поэтому инерция была несколько сильнее. Однако естественное выбытие старых кадров, и все большее внедрение новых технологий в нашу жизнь делает реформу школьного образования необходимостью. Однако необходимо понимать, что школа — ступень в жизни всего общества. И то, каким будет общее среднее образование, влияет на высшее образование, а следовательно, и на структуру занятости. Структура же занятости напрямую воздействует на отраслевую составляющую любой экономики. Проще говоря, юристы и экономисты не вспашут землю и трактор не соберут.

Легкомысленное отношение к теме производства и воспроизводства трудовых ресурсов, а образование относится именно к этой теме, слишком важна для нашей страны, чтобы так с плеча рубить по советской системе. В конце концов, эта система показала свою продуктивность. А новая концепция «патриотического» воспитания имени г-на Кондакова, похоже, не слишком ясна даже для него. По крайней мере, он не говорит, на основании какой именно идеологии предполагается выстраивать эту концепцию.