Патриарх напомнил о гонениях на православных

Выступая на архиерейском соборе, патриарх Кирилл заявил, что его многочисленная паства в странах Балтии и Средней Азии зачастую ограничена в правах. Кроме того, Кирилл предложил радикальные перемены во внутрицерковной жизни, в частности разрешив отныне священникам поминать самоубийц.

Выступая перед участниками архиерейского собора, который открылся в среду в храме Христа Спасителя в Москве, патриарх Кирилл перечислил страны, в которых открыто ущемляются права Русской православной церкви (РПЦ).

«Православная церковь облагается налогом на прибыль в таком же размере, как и все коммерческие структуры Литвы»

В частности, патриарх подробно остановился на ситуации в Прибалтике. Так, по его словам, в отношениях между Эстонской православной церковью Московского патриархата и Эстонской Республикой сохраняется нерешенная проблема собственности. «Многие храмовые здания переданы церкви государством на правах длительной аренды, а переданы в собственность они могут быть только с согласия юрисдикции Константинопольского патриархата», — заявил он.

Предстоятель убежден, что наблюдается и очевидный «дисбаланс» в отношении власти Эстонии к религиозным объединениям. «Гораздо больше поддержки оказывается лютеранским приходам и приходам юрисдикции Константинопольского патриархата, несмотря на то что у РПЦ практически равная с лютеранами численность паствы, а число прихожан константинопольской юрисдикции — меньше в восемь-десять раз», — отметил он, передает «Интерфакс».

В Литве, по словам патриарха, также существует ряд проблем в церковно-государственных отношениях. «Согласно конкордату с Католической церковью, только она освобождается от налога на землю, в то время как остальные религиозные общины — нет. Православная церковь облагается налогом на прибыль в таком же размере, как и все коммерческие структуры Литвы — 15%», — подчеркнул он.

С иного рода трудностями сталкивается патриархат в Средней Азии — там почти невозможно расширить влияние церкви, даже когда паства растет. В Узбекистане, по словам патриарха, РПЦ сталкивается с запретом на миссионерскую деятельность, кроме того, там невозможно организовать православные общеобразовательные школы. Есть трудности и при регистрации новых приходов.

В соседнем Таджикистане, по словам Кирилла, сложилась самая сложная ситуация в области религиозно-общественных процессов, поскольку законодательство республики содержит большое количество ограничений, продиктованных «последствиями кровопролитной гражданской войны и стремлением оградить общество от радикализма, прикрывающегося религией».

Досоветские истоки проблем

Диакон РПЦ профессор Московской духовной академии Андрей Кураев, комментируя высказывания патриарха, рассказал газете ВЗГЛЯД, что эстонские власти очень давно пытаются ослабить влияние Московского патриархата в своей стране. «Еще в середине XX века власти Эстонии заставили православную церковь отречься от связи с гонимой Московской церковью и символически подчиниться Константинопольскому патриарху. Это соответствовало общей политике стран Прибалтики — минимизировать связи с Россией и создать барьер против большевизма», — говорит Кураев.

По словам диакона, серьезным административным и полицейским репрессиям в то время подверглись все православные церкви в регионе, в частности в Польше был взорван кафедральный храм Святого Александра Невского. «Тем не менее народной поддержки у этой политики не было, поэтому, когда Эстония стала частью СССР, интеграция православных общин в единую православную церковь прошла безболезненно», — говорит Кураев.

«В 90-х власти Эстонии возобновили гонения. Дело дошло до временного разрыва наших церковных отношений. Тогда эстонское правительство постановило, что все храмы, которые принадлежали РПЦ до вхождения Эстонии в СССР, должны быть переданы Константинопольской церкви. Особенно болезненно это переживал патриарх Алексий, который был уроженцем Эстонии. Ему удалось договориться, чтобы храмы были предоставлены нашим священникам на правах аренды, однако эти договоренности теперь нарушаются», — рассказывает Кураев.

Между тем в Средней Азии, пояснил газете ВЗГЛЯД Кураев, православные общины, напротив, не испытывают прямого этнического и конфессионального давления. Проблема, по его мнению, заключается в том, что эти республики находятся в ближайшем соседстве с исламистскими режимами и законодательно вынуждены защищаться от их влияния и проникновения. «Ограничительные барьеры не направлены на православную церковь, но поскольку законы для всех одни, наши общины сталкиваются с проблемами именно при развитии церковной жизни, при регистрации новых приходов», — полагает эксперт.

Вечный спор с Ватиканом

РПЦ также ведет диалог с Ватиканом о разрешении ситуации с
захватом храмов на Западной Украине, где в результате насильственных
действий греко-католиков на рубеже 1980-90-х годов православные верующие были лишены своих храмов и до сих пор ущемляются в правах. По словам патриарха, эта проблема остается «неурегулированной и требует конкретных практических шагов католической стороны».

Вместе с тем предстоятель Русской православной церкви подчеркнул, что православные и католики имеют общую позицию во многих сферах. «Это процессы либеральной секуляризации, негативные аспекты глобализации, вопросы социальной и экономической этики, кризис семейных ценностей, подрыв норм традиционной морали», — сказал он, подчеркнув, что, в частности, по вопросу дискриминации христиан у сторон есть перспективы взаимодействия в ООН, ЮНЕСКО и ОБСЕ.

Патриарх напомнил, что патриархат принимает участие в работе Смешанной комиссии по богословскому диалогу между православной церковью и римо-католиками, которая призвана решить один из самых сложных вопросов православно-католических отношений — роль папы римского.

«Делегация Русской православной церкви занимает на заседаниях комиссии твердую и последовательную православную позицию по данному вопросу. Как показали пленарные сессии комиссии на Кипре в 2009 году и в Вене в 2010 году, обсуждение его будет непростым и длительным», — подчеркнул патриарх Кирилл.

В каждый приход — по педагогу

В своем докладе патриарх также подчеркнул важность работы церкви с молодежью и призвал архиереев позаботиться о том, чтобы при каждом большом приходе были штатные должности педагога, социального и молодежного работников. Пока, по его мнению, это решение «воплощается еще слабо», передает РИА «Новости».

Патриарх предложил ввести в новую редакцию федерального закона «Об образовании» положения, посвященные религиозному образованию. По его словам, они должны «урегулировать практику взаимодействия государства, органов местного самоуправления и религиозных организаций в преподавании знаний о религиозной культуре».

По мнению предстоятеля, недопустимо закрепление в законодательстве «антирелигиозной идеологии, противопоставляющей так называемые «общечеловеческие ценности и светский гуманизм» религиозному мировоззрению».

«Везде, где только можно»

Затронул Кирилл и тему недостатка храмов в России. По его мнению, это особенно необходимо в тех регионах, где активно действуют сектанты, в частности на Дальнем Востоке.

«К сожалению, пока статистика соотношения численности населения и количества приходящихся на него храмов весьма неутешительна. Если взять, к примеру, среднюю цифру по России, то на один храм приходится 11,6 тыс. человек населения, исторически относящегося к православию. Даже лучший показатель по России — 3 тыс. человек на один храм», — сказал он.

Патриарх также призвал архиереев открывать как можно больше православных храмов и часовен «везде, где только можно». «Нам следует отдавать приоритет не монументальному храмостроительству, а созиданию простых, быстровозводимых и не дорогостоящих храмов, в первую очередь в тех местах, где трудно собрать необходимые для строительства средства», — подчеркнул патриарх Кирилл.

Для сбора денег на строительство он призвал создавать попечительские советы, в которые входили бы представители региональных властей, интеллектуальной и экономической элиты.

Патриарх также затронул тему подготовки священников для Вооруженных сил. По его подсчетам, на первом этапе для войск понадобится до 200 представителей православного духовенства. Он напомнил, что сейчас в синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями проводится подбор кадров на должности штатных военных священников.

Коснувшись проблемы служения в тюрьмах, он посетовал, что, несмотря на широкую деятельность, правовое положение тюремных священнослужителей в местах принудительного содержания, равно как и правовое положение самих тюремных храмов и молитвенных комнат, остается неопределенным.

За самоубийц разрешили молиться

В ходе своего выступления патриарх также впервые затронул столь болезненную тему, как практику поминовения самоубийц. По его словам, в храмы нередко обращаются с просьбами об отпевании и поминовении людей, лишивших себя жизни. Ранее в своей истории церковь всегда категорически отказывала в таких просьбах, однако теперь Кирилл велел соответствующим структурам разработать практику для таких поминовений.

«Поскольку всем правящим архиереям приходится сталкиваться с таким явлением, необходимо ввести единую практику, дабы избежать злоупотреблений», — сказал патриарх.

На четверг назначена встреча архиереев с главой российского государства Дмитрием Медведевым.

Напомним, архиерейский собор созывается патриархом и Священным синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии поместного собора, а также в иных исключительных случаях, предусмотренных Уставом РПЦ.