Нацисты на службе американской демократии

Американские власти не только сознательно укрывали нацистских преступников, но и использовали их против СССР. Поводом затронуть эту тему стала кончина нацистского военного преступника Питера Эгнера, а по совместительству гражданина США, причастного к уничтожению 17 тысяч человек в концлагере Старо-Саймиште. Он умер на прошлой неделе в возрасте 88 лет, так и не понеся наказания за свои преступления.

Его выдачи требовали сербские и израильские власти, однако американцы затянули дело и дали нацисту преспокойно умереть. Это далеко не первый случай, когда власти США и европейских стран под разными предлогами не выдают нацистских преступников. Вот, например, история с Сандором Кепиро, возглавляющим список наиболее разыскиваемых Центром Симона Везенталя лиц, обвиняемым в организации убийства как минимум 1250 мирных жителей в сербском Нови Саде в 1942 году.

Хотя венгерские власти признали его виновным в совершении этого преступления еще в 1944 году, он так и не понес наказания. Кроме Венгрии в списке стран, прилагающих наименьшие усилия в розыске нацистских преступников, находятся Норвегия, Швеция, Сирия, Эстония, Литва и Украина.

Есть вопросы и к Австрии, которая последние 30 лет практически не сотрудничает по вопросам выдачи таких лиц. Самый яркий тому пример — ситуация с бывшим шефом хорватской полиции Миливошем Аснером, отправившим на смерть, согласно документам архива Центра Симона Везенталя, тысячи человек, которого тем не менее Вена отказалась экстрадировать.

Примечательно, что активную помощь нацистским преступникам, над которыми навис топор правосудия, оказывают власти Латвии. В частности, речь идет о юридической помощи небезызвестному полицаю Ивану Демьянюку, обвиняемому в уничтожении десятков тысяч мирных жителей.

Причем действуют они в этом направлении не без одобрения американцев. Сегодня становится ясно, что тон в защите нацистских преступников задавали сами Штаты. Согласно сделанному в 2005 году министерством юстиции США докладу, ЦРУ, а также британские спецслужбы укрыли десятки нацистов, многие из которых никогда уже не предстанут перед международным правосудием.

Примечательно, что усилиями спецслужб самые пикантные факты не попали в этот документ. Впрочем, журналисты из газеты The New York Times сделали тайное явным.

Оказывается, нацистским преступникам сознательно дали в США приют, зная об их прошлом. Раньше они служили Третьему рейху, а теперь перешли на службу американской демократии. Использовали их по двум направлениям — как ученых, и в качестве источников развединформации.

Напомним, что документы, проливающие свет на работу американских разведслужб с нацистами, были рассекречены еще в 2006 году. В частности, из этих источников становится ясно, что ЦРУ сознательно не стало задерживать известного военного преступника Адольфа Эйхмана, опасаясь, что тот расскажет подноготную о нацистских делишках Ганса Глобке, являвшегося в 1950-е годы главой секретариата канцлера Германии и ближайшим помощником Конрада Аденауэра.

По данным журналистов The New York Times, наиболее зловещим военным преступником, оказавшимся на службе ЦРУ, стал Отто фон Болшвинг, ближайший подельник палача евреев Адольфа Эйхмана, непосредственно участвовавший в подготовке плана их тотального уничтожения. Кроме того, в ЦРУ, ФБР и Пентагоне работали еще четверо ближайших подельников Эйхмана.

Или другой интересный персонаж — Артур Рудольф, руководивший заводом боеприпасов Mittelwerk, повинный в использовании подневольного труда военнопленных и угнанных в Германию рабочих. Впрочем, для американцев его темное прошлое было малоинтересно. Главное, что он много знал о ракетных технологиях. Более того, на американской службе он добился впечатляющих успехов, за что его наградило НАСА, назвав «отцом ракеты Saturn 5».

Но и это еще не все. Газета The Times писала, что ЦРУ предприняло попытки завербовать по меньшей мере 23 военных преступников. Известно, что на эту спецслужбу работал высокопоставленный офицер СС Теодор Саевек, ответственный за депортацию евреев из Северной Африки и подавление Движения сопротивления в Италии. Ни Израилю, ни Италии так и не удалось добиться его выдачи. Хорошо знакомо ловцам нацистов и имя Карла Хасса, нежданно-негаданно перевоплотившегося из гитлеровца в ревностного служителя американской демократии.

А на тех же англичан в послевоенное время работал видный гестаповец Хорст Копков, помогавший им бороться против советского шпионажа. Оказывается, американцам и их союзникам непосредственные носители опыта Холокоста и воплотители плана «Ост» понадобились для борьбы с подъемом коммунизма в Европе. В связи с этим союзники препятствовали иммиграционным властям в депортации таких лиц и даже разглашении их имен.

Многие из коллаборантов использовались для внедрения в иммигрантские круги для выполнения контрразведывательной работы. В первую очередь им ставилась задача не допустить распространения коммунистических идей.

Впрочем, как свидетельствуют правозащитники, значительную часть наиболее пикантных документов ЦРУ раскрывать отказывается, мотивируя это тем, что обнародование раскроет источники и методы работы спецслужб с агентурой.

Особый интерес вызывают бывшие советские граждане, отличившиеся на службе Третьему рейху. Как известно, согласно Ялтинским соглашениям 1945 года, все представители коллаборантов, имевших ранее советское гражданство, так или иначе сотрудничавших с нацистами, после разгрома Германии должны были быть выданы СССР. В основном это соблюдалось неукоснительно. Были выданы практически все руководители РОА, оказавшиеся в руках союзников. Например, генералы Жиленков и Малышкин, не говоря уже о рядовом составе власовской армии.

Кое в чем англичане с американцами даже перестарались. Например, выдали коммунистам на расправу даже белоэмигрантов, которые выдаче не подлежали, поскольку не являлись советскими гражданами. Между тем сотни и тысячи коллаборантов, многие из которых совершили преступления, так и не были выданы.

По крайней мере семь тысяч власовцев, а также тысячи эсэсовцев укрылись во Французском иностранном легионе, после службы в котором «всплыли» в тех же Австралии и Штатах под другими именами. Впрочем, кое-кто из бежавших на Запад коллаборантов особо не скрывался, но так и не был выдан СССР. Вот украинец Мыкола Лебедь, также обвиняемый в военных преступлениях, работавший как на армейскую контрразведку США, так впоследствии и на ЦРУ. Но особенно выделяется мрачная фигура господина Майкопского, видного гестаповца, совершившего немало злодеяний на той же Украине.

Чем обусловлен такой подход? Этот вопрос «Правда.Ру» задала историку Кириллу Александрову.

«Во-первых, следует помнить о том, что союзники выдавали Советскому Союзу интересующих коммунистов лиц в строго определенное время, — напоминает эксперт. — Если кому-то удавалось тихо пересидеть до второй половины 1947 года, можно было особенно не волноваться насчет выдачи. Тогда уже началась холодная война и союзники свернули прежнее сотрудничество со Сталиным.

Представителей национальных формирований, например личный состав дивизии «Галичина», прибалтов, союзники не выдавали потому, что, согласно Ялтинским соглашениям, выдаче подлежали граждане СССР. Все те, кто до осени 1939 года проживал на территориях, отошедших Советскому Союзу по соглашению с Гитлером, таковыми не считались.

Разумеется, возникает вопрос, почему они, в нарушение Ялтинских соглашений, выдали Сталину Краснова, Шкуро и прочих белоэмигрантов, которые вообще не были советскими гражданами. Я уверен, что здесь была сделка и коммунисты союзников просто купили. Есть две версии, как это произошло. Согласно одной, их обменяли на гросс-адмирала Редера. Согласно другой, озвученной бежавшим на Запад бывшим работником архива КГБ Василием Митрохиным, имевшим доступ к секретным документам, сделка была еще более грязной: англичане и американцы выдали Краснова и Шкуро, получив взамен огромные денежные средства, которыми располагал Казачий Стан.

Что же касается остальных, то, репатриируя на родину лиц, так или иначе сотрудничавших с немцами, союзники руководствовались узконаправленными интересами — насколько им может быть полезен тот или иной человек в последующей борьбе против коммунистов. Например, четко прослеживалась одна закономерность: они практически ни при каком раскладе не выдавали тех, кто служил в спецслужбах и особенно в разведшколах. Особенно показателен такой пример: они выдали весь Казачий Стан, даже белоэмигрантов, за исключением всех сотрудников разведывательной школы «Атаман».