Эксперт: санкции не являются политикой США в отношении Белоруссии

Санкции против Белоруссии являются лишь инструментом, но не постоянной политикой США в отношении этой страны, заявил глава отдела по вопросам Украины, Молдавии и Белоруссии управления госдепартамента по делам Европы и Евразии Лоренс Силверман.

Белорусская оппозиция организовала в Минске несанкционированную акцию протеста после того, как было объявлено о победе на президентских выборах 19 декабря действующего лидера Александра Лукашенко. Власти задержали сотни участников акции, включая оппозиционных кандидатов в президенты, что было подвергнуто решительному осуждению со стороны ЕС, применившему санкции в отношении 158 белорусских официальных лиц во главе с Лукашенко.

США также ввели санкции — они касаются дочерних компаний концерна «Белнефтехим» и ряда белорусских чиновников, список которых не оглашался.

«Санкции — это не цель, это не политика, это инструмент, способ влияния. Политика администрации Обамы не заключается исключительно в применении санкций. Мы бы, конечно, хотели видеть другие отношения с белорусским правительством. Что-то подобное было в 2006, 2007 и 2008 годах… Были позитивные сигналы», — сказал Силверман, выступая в Брукингском институте в среду.

По его словам, США были вынуждены прибегнуть к санкциям как инструменту внешней политики для того, чтобы дать понять властям Белоруссии, что их действия в отношении участников декабрьских акций протеста неприемлемы. Также, по его словам, при принятии решения о введении санкций значимым фактом стал отказ со стороны белорусских властей в конце 2010 года продлить мандат миссии ОБСЕ, несмотря на то, что в прошлом эта организация успешно сотрудничала с правительством республики.

«Но это не иная политика (в отношении Белоруссии)… Мы решили, что это (последние действия властей республики) неприемлемо и отреагировали. Сейчас мы хотим убедиться, что санкции работают. Мы пристально наблюдаем за тем, какие будут изменения. Мы по-прежнему требуем освободить всех задержанных на акциях протеста и снять с них все обвинения, а пока оставляем все предусмотренные санкциями ограничения в силе», — сказал представитель госдепартамента.

Он отметил, что первые результаты введенных санкций уже появились — за минувшие выходные были освобождены 37 задержанных, но с них пока не были сняты обвинения.

По словам представителя госдепартамента, США координируют свои действия в отношении Минска с партнерами из Евросоюза и намерены в будущем выступать с единой позицией по ситуации в Белоруссии.

«Мы приняли совместное заявление по событиям 19 декабря, решение о санкциях также принималось совместно. И впредь мы будем находиться в тесной координации Брюсселем», — сказал Силверман.

В свою очередь присутствовавший на выступлении представитель посольства Белоруссии в США призвал всех, кто делает выводы о действиях белорусского правительства не забывать и о тех факторах, которые спровоцировали такие шаги.

«Прежде чем говорить, давайте подумаем: как власти любой другой страны поступили бы в случае, если бы люди начали громить госучреждения и бить стекла в зданиях. Напомню, что демонстранты собрались на разрешенный митинг на одной площади, потом они стали переходить на другую — милиция им не препятствовала. Затем они спокойно начали двигаться в сторону здания, где в это время заседала избирательная комиссия. И только после того, как люди начали бить окна и пытаться ворваться в здание, последовали задержания. В любой другой стране при массовых беспорядках власти вели бы себя точно также», — сказал представитель посольства, поблагодарив собравшихся за возможность высказать позицию.

Ему возразила директор института США и Европы Фиона Хил. По ее словам, в ходе недавних волнений в Лондоне, в Афинах и в Египте полиция «не делала таких вещей, какие все мы видели Белоруссии».

Она спросила представителя госдепартамента, согласен ли он с ее оценкой.

Не ожидавший такого вопроса Силверман, пожав плечами тихо ответил: «Ну, все же те события (в Лондоне и Афинах) немного иного характера».