В нынешней России ничего нельзя планировать наперёд

В нынешней России ничего нельзя планировать наперёд. Вероятность стать жертвой террориста, бандита, правоохранителя, автомобиля с мигалкой, техногенной катастрофы, сосульки, обвалившейся крыши, просроченных или недоброкачественных товаров, контрафактных лекарств и прочих продуктов коррупционного разложения государства уже зашкаливает. Инфляция в январе как будто взбесилась, всерьёз ставя в повестку дня выживание наиболее незащищённых слоёв общества. Безработица опять поползла вверх и вряд ли остановится, учитывая совокупность экономических реалий: капитал бежит, прямые инвестиции не идут из-за совокупности рисков, коррупционный и налоговый оброки продолжают убивать местами ещё живой малый и средний бизнес, не уменьшается число предприятий, являющихся де-факто экономическими трупами. Цены на нефть не утешают даже дуумвират: бюджет, несмотря на 100 американских долларов за баррель, всё равно расползается, Пенсионный фонд трещит по швам, безумные проекты типа сочинской Олимпиады и неподъёмные социальные обязательства готовы проглотить любую прибавку доходов, а заодно и резервные фонды. Страна скользит по наклонной.

Ни у одного из дуумвиров нет никаких свежих идей — мировоззренческих, социальных, экономических, управленческих, законодательных, просто здравых, на худой конец, адекватно оценивающих окружающий мир. Взамен ложь как способ манипуляции общественным сознанием — привычная отечественная смесь маниловщины с ноздрёвщиной. Врут нон-стоп: про Беслан, про «Норд-Ост», про взрывы в Москве, про смерть Литвиненко, про смерть Политковской, про смерть Магнитского, про войну на Кавказе, про суд над Ходорковским и Лебедевым, про борьбу с коррупцией, про вставание с колен, про благоприятный инвестиционный климат, про модернизацию.

Несколько лет кряду господин Медведев морочит либеральные головы, рассказывая, как ему мила свобода, продолжая начатую господином Путиным практику «отоваривания» и оформления несвободы для всех, кто не согласен с тем, что жизнь при этих деятелях стала веселей. Он же потчует публику рассказами об историко-культурных особенностях российской коррупции, а соратники из ближнего круга, якобы борющиеся с этим унаследованным от предков злом, озаряют пространство вокруг президента блеском золотых швейцарских часов стоимостью, сопоставимой с размером их годового жалованья. И невольно возникает аллюзия из пятидесятых годов прошлого века, связанная с ворами, имевшими обыкновение, нагло ощерившись, блеснуть золотой фиксой в рожу «разоряющемуся фраеру».

Господин Путин уже 12 лет в короткие промежутки между тренировками в спортивном зале, релаксацией в Сочи, исполнением хором «с чего начинается Родина» и иным столь же ценным для страны времяпрепровождением практикует ежедневные сеансы телевизионного гипноза, зачитывая листочки с цифрами, характеризующими движение к светлому капиталистическому завтра. Вот только «завтра» всё не наступает и не наступает. Ритуал гипноза господин Путин вынужден нарушать ритуалом телевизионной скорби с раздачей из казны денежных пособий родственникам жертв и пострадавшим от очередных терактов, пожаров, аварий на производстве и на транспорте, происходящих с удручающей частотой по причинам, как правило, вызванным коррупционно-управленческим бардаком, который приобрел за 12 лет путинской эры красный цвет тревоги. Отрезки между раздачами «гробовых» неумолимо спрессовываются, число безвременно ушедших растёт, а дежурная скорбь на лице национального лидера грозит застыть пожизненной гримасой, не подвластной ни ботексу, ни косметическим подтяжкам.

Большая часть населения, зачарованно смотрящая в телевизор, по свидетельствам социологов, не догадывается, что перед ними маячат каждый день два существа, абсолютно не предназначенные для миссии, которая на них свалилась. Природа не наделила этих главных персонажей российской политической сцены способностями создавать смыслы, формулировать стратегию развития, управлять большими системами. Люди, имеющие хотя бы минимальную привычку думать, давным-давно уяснили, что ни Медведев, ни Путин не в состоянии осмысленно руководить Россией — они тривиальны. Максимум, на что хватает их воображения — на совершенствование способов «отсоса» нефти и газа и поддержание пока ещё статус-кво государственно-олигархического капитализма, непосредственными скрепами которого они сами и являются.

Случись такие деятели ненароком в странах с развитой демократией, большой беды бы не было. У нас же, при плачевном состоянии институтов власти, недоразвитой политической системе, слабости гражданского общества, всё и вся пронизывающей коррупции, заурядность и вызывающая сомнение личная порядочность первых лиц государства никак не обещают изменения жизни к лучшему. Проблема для будущего страны не в том, кто из этих двоих заедет в 2012 году в Кремль, а в том, что и с Путиным, и с Медведевым дальнейший упадок России предопределён. Мало того что оба плохи, но никто из них, оставаясь связанным по рукам и ногам кучей негласных обязательств и мафиозных тайн, не рискнет начать слом предельно неэффективной властной машины. Вопрос не в реальности наступления коллапса, а в сроках его прихода, зависящих только от запаса прочности экономики и финансов, терпения народа и скорости гниения режима. Чем дольше (10 лет?), тем хуже, так как бескровный выход при продолжительном гниении вряд ли реалистичен по многим причинам. Кровавые же потрясения уж точно нежелательны, учитывая ядерный статус державы. В этом смысле Россия точно не Тунис и не Египет. Однако есть интуитивное ощущение, что всё пойдёт по более быстрому (лучше бы — очень быстрому) и, надеюсь, мирному сценарию, который предпочтителен для всех без исключения.

У Медведева, несмотря на его «питерское» происхождение, теоретически был шанс консолидировать вокруг себя образованный класс, исключив давление на судью Данилкина или помиловав по личной инициативе Ходорковского с Лебедевым и вернув в Россию свободные выборы. В этом случае появлялась возможность лично для Медведева хотя бы ослабить пуповину, связывающую его с коррумпированной бюрократией и силовой олигархией путинского призыва, укрепить в 2012-м через конкурентные выборы собственную легитимность и запустить процесс политической и технологической модернизации страны. Но это — в теории, а есть реальная жизнь, которая не оставляет ему выбора. Дебют президента на пару с господином Сечиным в Давосе с очевидностью продемонстрировал его не просто несамостоятельность, а тотальную зависимость от путинского клана. Если и были иллюзии относительно благих намерений Медведева начать выдавливать из себя раба, то он их похоронил, публично оправдав незаконность второго обвинения Ходорковского и Лебедева. Даже от юридически некорректных параллелей с Мэдоффом, ранее неоднократно озвученных Путиным, не посмел отказаться. Какой уж там Робин при Бэтмене, скорее консильери босса всех боссов — по более меткому, чем у американских дипломатов, сравнению Гарри Каспарова. Теперь, если вдруг обнаружится, что и пресловутый «ядерный чемоданчик» Медведеву не сочли нужным передать при вступлении в должность, то такое открытие вряд ли кого-нибудь сильно удивит.

Большой процент поддержки Путина и Медведева, который показывают опросы общественного мнения, и совсем незначительный, который имеет демократическая оппозиция, вовсе не повод для того, чтобы ставить под сомнение справедливость утверждений оппозиции об ущербности власти в целом и этих двух персонажей в частности. Пусти по ящику нелицеприятные ролики про тандем, как было в случае с Лужковым, то у любимцев публики не то что рейтинг через пару недель не обнаружится, а впору будет звонить другу Берлускони и просить вида на жительство.

Когда раздаются восклицания, а кто, мол, вместо этих двоих смог бы управлять Россией, то ответ очевиден. Как эти два «гиганта мысли» — любой управленец, имеющий средние способности. Гораздо лучше, чем они, смогут те же Касьянов, Немцов, Каспаров, академик Рыжов, Геращенко (разве эль-Барадеи моложе?), не говоря уж о сидящих в остроге. И куча других образованных и имеющих опыт государственного и корпоративного управления людей. У названного народа и черепная коробка помощней, и серое вещество внутри поплотней и поизвилистей будет.

Рейтинги рейтингами, а страна вползает потихоньку в политический цикл, очень напоминающий объёмом накопленных проблем отрезок конца 80-х — начала 90-х прошлого столетия. Тогда демократической оппозиции удалось использовать рычаг выборов, чтобы нарушить монополию на власть КПСС и постепенно изменить политическую ситуацию в свою пользу. В путинской России подобный сценарий — через выборы — априори не работает: другая страна, другие политические нравы, другие общественные настроения, другой пока градус недовольства. Значит, нужна новая тактика, учитывающая особенности момента и связанная с накоплением сил, усилением протеста, формированием собственной повестки и непрерывной агитацией за неё. Ни выборы-2011, ни выборы-2012 процесс сползания страны по наклонной не остановят, а потому играть по правилам, которые определяет находящаяся в состоянии банкротства власть, ущербно для репутации. Репутация же — то немногое, что не купишь за деньги, но то единственное, что всегда пользуется колоссальным спросом на политическом рынке в моменты кризиса. Не верите — посмотрите на современный мир.