Наш Ближний/Дальний Восток

Большое видится на расстоянии: чтобы понять величие России, надо от неё отъехать. Например, в такую небольшую страну, как Иордания — пять миллионов населения, бедность природы — кругом пустыня да полупустыня, скудность полезных ископаемых — есть фосфаты, но доход от них не может решить всех экономических проблем — например, с энергоносителями и с пресной водой… Зато в Иордании есть легендарная Петра — древний город в скалах, целебное Мёртвое море и святые места, связанные с жизнью Христа. В общем, в стране есть что посмотреть и чему удивиться.

И всё же чудеса и тайны прошлого не смогли затмить впечатлений от встреч с русскоговорящей арабской интеллигенцией. В Иордании около 17 тысяч выпускников вузов СССР, СНГ и России, почти 10 тысяч жен-славянок, уже выросли дети от смешанных браков, многие из которых тоже говорят по-русски и остро воспринимают всё, что происходит в нашей стране. Переживают. Называют Михаила Горбачёва предателем, и очень жалеют, что не могут ему в глаза сказать то, что думают о его роли в развале великой державы.

Удивительно было встретить здесь, в арабской стране, где культура и обычаи так не похожи на наши, чистейший тип советского человека. Лицом к лицу лица не увидать: чтобы понять величие «застойного СССР», надо было «отъехать» во времени в «лихие 90-е» и в нулевые невнятные. Знания, работа на благо родины, дружба народов, благородство, поиск справедливого мироустройства, возможность для талантливого человека вне зависимости от уровня доходов его семьи получить образование — вот те основы, которые позволяли воспитать тип интеллигента, преумножавшего величие страны. Не все, конечно, были такими, но у людей с ярко выраженным духовным интересом была возможность ставить большие мировоззренческие задачи и строить «цивилизацию знаний». В любой точке мира, хотя центром притяжения был СССР. Не только потому, что «дети разных народов», в том числе и посланцы вчерашних колоний, получали образование в наших вузах. Пусть идеология марксизма-ленинизма хромала на обе ноги и, в конце концов, испустила дух, но была же и повседневная жизнь страны — с грандиозными стройками, с научными открытиями, с культом знания и труда. Неужели идеология сионизма и повседневная жизнь Израиля — лучше?! Разве это тот идеал добрососедства, к которому мир пришёл в начале XXI века?! Или что, для нормального человека привлекательней идеология однополярного мира — с бомбежками Сербии и с войной в Ираке?!

Об этом мы говорим с членами клуба выпускников советских и российских вузов «Ибн Сина». Народ на Ближнем Востоке политически грамотен с пелёнок, а офис клуба можно назвать «Русским домом» — на стене герб Москвы и рекламный плакат Российского университета дружбы народов, который закончили многие из активистов организации. Прочные знания давали в СССР — по возвращении домой выпускникам наших вузов пришлось бороться за место под солнцем, но они с честью выдержали конкуренцию, все состоялись профессионально, и — не потеряли нравственной основы, духа коллективизма и братства, который познали в юности. Под знойным ближневосточным небом в клубе поют, сливая женские и мужские голоса, «Эх, мороз, мороз…» и «Подмосковные вечера». А гимн иорданских коммунистов вообще на мотив «Катюши»… И — удивительно, как оравнодушилась Россия к своим союзникам в арабском мире, к тем, кто испытывает к нашей стране в прямом смысле родственные чувства — через жен, детей и близких. Выпускники удивляются: общество дружбы «Иордания — Россия» есть, оно действовало в самые трудные годы, а где же «ответная организация», благополучно скончавшаяся во времена постперестроечной смуты?! Понятно, что дело тут не в деньгах (именно в Иордании как-то особенно стыдно говорить о нашей бедности). Дело в мотивации, намерениях и результатах. И тут невольно начинаешь сравнивать: а какой тип человека и интеллигента взрастила современная Россия за последние 20 лет? Кем мы удивили мир? Кто пришел на смену «элитному» советскому человеку? В чем наша гордость? В вороватых богачах, которые обосновались в Лондоне? В писателях-матершинниках, оскорбляющих язык Толстого и Достоевского? В девушках, пополнивших увеселительные заведения разных стран? Неужели судьба этих женщин завиднее, чем путь восторженных студенток-интернационалисток, вышедших замуж за арабов?!..

Да, конечно, что-то меняется к лучшему. В декабре 2009 года в Аммане открылся Российский культурный центр, и представитель Россотрудничества Александр Дорофеев делает всё, чтобы укрепить в Иордании авторитет нашей страны. Мы можем гордиться, что у нас на Ближнем Востоке есть такой человек — волевой, честный, прекрасно образованный, болеющий за дело, достойный посланец великой страны и великой культуры. Но при всём желании он не может повлиять на качество образования в современных российских вузах, которое стало значительно хуже, чем было в советское время. Для этого вывода не надо проводить социологических исследований — члены «Ибн Сины» видят результаты наших реформ по новым выпускникам, которые иногда возвращаются после учебы, не зная ни профессии, ни языка. Казалось бы, в период демографического спада наше Минобразования должно сражаться за умного абитуриента-иностранца — самое время заполнить вузы толковыми ребятами, которые впоследствии станут не только врачами и инженерами, программистами и учеными, но и будут лояльны и доброжелательны по отношению к России. Но нет: у нас разведут такую бумажную катавасию, что только диву даёшься. Например, из-за затягивания сроков получения разрешений для выдачи виз иорданские абитуриенты 2008 года, подобранные по квотам Росзарубежцентра и общества «Родина», вообще не смогли выехать на учёбу. Для сравнения: посольство Украины выдаёт визы иорданским студентам в течение двух недель с момента подачи документов.

Вот интересно: кто-нибудь за это ответил?! Потому что из-за чиновничьего копания пострадали и люди, и авторитет России. Наше правительство занято придумками, как заставить сельские школы и медпункты зарабатывать деньги, но удивительным образом напрочь забывает о своих прямых обязанностях: о продвижении российских интересов на мировом рынке образовательных услуг. Внедрить Болонских процесс, чтобы вытряхнуть из карманов населения последние деньги, это пожалуйста, а вот последовательно собирать для учёбы умную и талантливую иностранную молодёжь — уже непосильный труд. (Кстати, иорданское Минобразования не признаёт бакалавров из наших вузов — народ быстро понял что к чему в пресловутой «Болонье»!) Свято место пусто не бывает: иорданские студенты едут учиться в бывшие республики Советского Союза. Только в вузы Украины ежегодно отправляется до тысячи человек — в Иордании активно действуют три центральных офиса и около 10 филиалов по набору абитуриентов. Ну, правильно, Россия — страна себе на уме, нам не нужны ни деньги, ни люди…

Обидно! Тем более, что Украина активно эксплуатирует марку «русского образования», созданную высшей школой СССР. Сразу забывается «голодомор» и вспоминается русский язык… Но мы не будем укорять братьев-славян, а похвалим их за расторопность: молодцы, поработали вместо нас. Что же касается распространения влияния «русского мира», то здесь существует прямая зависимость: если молодой человек хочет учиться в России, он будет стремиться овладеть «великим и могучим». Значит, нужно пропагандировать нашу культуру, науку и образование. Поскольку убеждать в преимуществах нынешнего российского социального устройства весьма сложно, остается агитировать за бесспорные вещи — например, за русскую классику, которая была, есть и будет в сокровищнице мирового литературного наследия.

Но и здесь у нас начинаются необъяснимые странности. Фонд «Русский мир» содействует в издании израильского «Иерусалимского журнала», где можно прочитать вот такие перлы: «Огромный куб, большой летящий ангел, а у ангела — х…, который посетители кладбища непрерывно отбивают — на память»; «Передайте Лёне, что его послали на х…»; «Понимаешь, ласточка, это такая ситуация, когда всё сложилось очень х…» (№ 33, многоточия мои, в оригинальном тексте все слова приведены полностью — Л.С.). И в тоже время «Русский мир» не может найти 2600 долларов на перевод и издание сборника рассказов Чехова на арабском языке!

Что же должен думать о нас, русских, переводчик и поэт Султан Гуссус?! В кого мы превратились и какую культуру несём миру?! Не сомневаюсь, что если бы вдруг иорданцы решили переводить наших литераторов-матершинников, то грант нашелся бы мгновенно, и не такие жалкие копейки, которые просят сейчас на Чехова. И это безобразие мы наблюдаем в юбилейный год великого писателя!.. Вот вам и «Культурные доминанты русского мира» — название одного из круглых столов фонда.

Кстати говоря, на сайте «Русского мира» не удалось обнаружить финансовый отчет. Звонок в фонд отчасти прояснил ситуацию: добросовестные сотрудники подсчитали и сообщили, что в 2009 году грантовая поддержка различных проектов составила около 185 млн. рублей. Немало! Но зачем тратить деньги налогоплательщиков на популяризацию русских гениев?! Пробьются и так. А вот бездарностям из «Иерусалимского журнала», конечно, надо помочь…

Противоречивость нашей «народной дипломатии» ослабляет позиции России на Ближнем Востоке. Как, впрочем, и на Дальнем. Чтобы экспортировать идеи вовне, надо как минимум, их иметь в самой стране. Когда рушили СССР, «пятая колонна» подзуживала: мы кормим Азию, Африку и Восточную Европу, сколько можно ехать на нашем горбу! Теперь мы питаем транснациональный капитал в несравнимо больших масштабах. Что, легче стало?! Да и по большому счёту, империалисты боролись не с СССР и не с «экспортом коммунизма». Глубинная цель была иной — человек советский. Боролись с его культурными и мировоззренческими запросами, стремлением к справедливости и истине. Теперь этот тип почти исчез, наш общественный нравственный идеал — беспринципный хапуга. Но откуда же тогда рост коррупции, наркомании, педофилии и анти-культуры, если «сделали лучше», освободились от обязательств?!

История — вещь безжалостная. Каждый день мы пишем её, и черновиков не будет. Не в Иордании, конечно, дело — проживёт и без нас, здесь всегда было сильным влияние Великобритании и США. И арабский мир, и тюркский, и надменная Европа, и сосредоточенные китайцы — все без нас прекрасно обойдутся: никто не поможет России, кроме нас самих. Потому что политики без борьбы не бывает. А в центре любой политики — человек. Будем это помнить, когда в масштабах страны нас возьмётся культурно образовывать какой-нибудь Марат Г., оправдывающий кощунственные «художественные» выставки в «православной России»…