Украинцы создавшие Российскую империю. Часть 1

Участие украинцев в развитии Российской империи часто деликатно умалчивается. Но наши земляки изрядно приложились к ее созданию, так же, как потом подставили плечо и коммунизму. Это исторический факт.

Наконец, в те времена империя была прогрессивной формой развития общества. А когда она перестала удовлетворять украинцев, они ее развалили. 🙂 Как потом и Советский Союз.

«Историческая Правда» предлагает трилогию о украинцах, стоявших у руля империи в XVII-XVIII столетиях. Кто хочет подискутировать, просим в комменты.

В 1862 году в Новгороде построили монумент в честь тысячелетия России. Отправной точкой приняли дату легендарного приглашения варягов на Русь. На фризе расположили горельефы 109 исторических персон, по мнению авторов, внесших наибольший вклад в создание могучего Российского государства.

То, что там появились фигуры киевских князей, фигуры Константина Острожского или Богдана Хмельницкого, оставим на совести проектантов. Эти персоны очень бы удивились, если бы узнали, что всю жизнь они оказывается строили единую и неделимую Россию.

Но есть среди этих героев трое наших земляков, которые действительно приложили руку к созданию Российской империи и заслуженно несут вахту на этом монументе. Это псковский и новгородский митрополит Феофан Прокопович, статс-секретарь Екатерины II-й и имперский канцлер Александр Безбородко, дипломат и министр внутренних дел, личный друг Александра I-го Виктор Кочубей.

Первого и последнего разделяет почти столетие. Каждый из них знаменует отдельный этап в развитии империи. Прокопович — становление, Безбородко — экспансию, Кочубей — пик могущества и начало упадка. Их деятельность доказывает — украинская в составе полиэтничной элиты создавали Российскую империю.

Сегодня наш герой — Феофан Прокопович. Он обосновал реформы Петра I, окончательно национализировал церковь, возвел на престол императрицу Екатерину I и Анну Иоанновну, а под конец жизни превратился в инквизитора, развернув настоящую «охоту на ведьм» среди своих оппонентов.

Украинизация Московской церкви

Начав свои реформы, Петр остался без поддержки русского духовенства. Местным иерархам выдавались слишком подозрительным засилье иностранцев, бритье бород и протестантские замашки царя.

Но отказаться от православия как главного идеологического стержня государства монарх не мог. Поэтому он начал процесс вестернизации духовенства, опираясь на людей, прошедших горнило западного духовного образования, но в то же время остались верными православным канонам.

Невольно Петр запустил механизм украинизации церкви, призвав в Россию украинское и белорусское духовенство (в основном выпускников Киево-Могилянской академии).

В результате к середине XVIII в. имперской церковью в большинстве руководили украинцы. Из 127 архиереев, которые в 1700-1762 гг занимали российские кафедры, 70 были украинцами, 47 — россиянами, остальные — представителями других национальностей.

В октября 1700 г. умирает патриарх Адриан. Царь не позволяет избрать нового церковного руководителя, вместо этого назначает местоблюстителем патриаршего престола украинца Стефана Яворского (кстати, галичанина по происхождению).

Вместе с епископским так называемым Святейшим Собором Яворский руководит церковью. Но ему достается лишь куцее охвостье власти. Управление церковным имуществом сосредоточивается в Монастырском приказе — государственной, а не церковной институции.

В результате основными ячейками оппозиции становятся монастыри. В борьбе с ними власть даже запрещает монахам держать в келье перо и бумагу.

Между тем царь задумывает бюрократизировать церковь. На центральном уровне государственного управления он строит систему коллегий (предшественники министерств). По его мнению, такая же коллегия должен управлять и духовными делами. Здесь Яворский ему не помощник.

Стефан, вероятно, сам хотел стать патриархом, поэтому огосударствление церкви не входило в его планы. К тому же он возмутился введением в церковных судах гражданских надзирателей-фискалов и публично объявил свою позицию в проповеди.

Скоро Яворский сблизился со сторонниками царевича Алексея (который был в оппозиции к отцу), и Петр понял, что с этим духовным лицом ему не по пути.

Царь приближает к себе двух людей, которые де-факто становятся главными в церковной иерархии. Первый — выпускник Могилянской академии Феодосий Яновский (управляет духовными делами в Петербурге).

Второй — ректор этой академии, игумен Братского монастыря Феофан Прокопович.

Он родился в 1681 г. в Киеве в семье купца. При рождении получил имя Елизар. Рано осиротел, но с помощью своего дяди — ректора коллегиума — устроился туда на учебу.

Однако стандартная духовное образование его не устроила. Прокопович путешествует во Львов, где переходит в униатство и даже вступает в Василианского монашеского ордена. Это открыло Елизар дорогу в Рим.

Он преодолевает пол-Европы и прибывает в святого города, где учится под руководством иезуитов. Среди прочего интересуется наследием античных ораторов и перенимает у них много риторических приемов, которые использует потом всю жизнь.

Обучение у наставников Общества Иисуса не мешает Прокоповичу знакомиться с творчеством протестантских теологов. На родину он возвращается через Швейцарию и там ближе узнает теорию и практику протестантизма.

В 1702 г. он снова в Украине. В Почаевском монастыре снова принимает православие, а затем отправляется в Киев. Там стрижется в монахи под именем Феофана.

Такое конфессиональное метания было тогда если не типичным, то допустимым. Стефан Яворский в свое время тоже успел побыть униатом.

Имея за плечами огромный багаж знаний, Феофан занимает почетное местное в Могилянской академии. Преподает пиитику, риторику, философию и богословие. Рекомендует себя противником схоластических педагогических приемов, суть предмета преподает ясным четким языком.

Прокопович пишет свой первое литературное произведение — трагикомедию «Владимир», которую посвящает гетману Ивану Мазепе. Но это не помешало Прокоповичу в 1708 г., когда Мазепа стал союзником Карла XII, предоставлять какие-то ценные услуги киевскому губернатору Дмитрию Голицыну.

В 1706-ом Могилянский преподаватель впервые встретился с Петром I, когда тот инспектировал строительство Печерской крепости.

Второе свидание состоялось в 1709 году — Феофан в Софийском соборе говорил приветственное слово в честь Полтавской победы, где сравнил царя с библейским Самсоном.

Когда Петр I собирался в поход против турок, то прихватил с собой талантливого оратора, который своими проповедями зажигал к бою сердца солдат. И хотя этот поход окончился катастрофой для «росов», царь по достоинству оценил заслуги Прокоповича. По его протекции он становится игуменом Киевского братского монастыря и ректором академии.

В 1715 г. Феофана Прокоповича вызвали в Петербург.

Тамошнее духовенство встретило украинца в штыки. Малороссиян они всегда подозревали в латинстве, а Прокоповича к тому же считали тайным лютеранином и кальвинистом. Основания для этого были — Феофан восхищался протестантскими теологами, его библиотека на три четверти состояла из их произведений.

Когда царь задумал выдвинуть его на митрополичий престол в Пскове, ректор Московской академии Феофилакт Лопатинский выразил энергичный протест. Прокоповича все же назначили, но он не забыл обиды Лопатинского и в конце жизни жестоко отомстил.

Кромвель Петра Первого

Главной задачей Феофана было составление проекта регламента новой Духовной коллегии, которая должна навсегда заменить патриарха. Т.е. огосударствления церкви, против которого так боролся Яворский.

Прокопович справился с этим блестяще — написал целый трактат, оправдывая ломки царем православных церковных традиций.

Для аргументации реформ он нашел ряд причин. Мол, коллегиальное начало всегда лучше, чем единичное, а прямое подчинение царю делает эту духовную учреждение только сильнее.

Патриаршество же, по мнению Феофана, это риск двоевластия в государстве. В стране должен быть только один самодержец. Регулярное государство не должно иметь реальных конкурентов, которые могли формировать общественное мнение.

В 1721 году (кстати, ровно 290 лет назад — 25 января) вместо патриаршества основали Святейший Синод с 12 архиереев. Сначала Прокопович предлагал включить туда и светских лиц, но царь не пошел на такой радикальный шаг.

Ключевыми были должности президента и двух вице-президентов. Первым стал Яворский, но руководил он только номинально. Реальную власть получили Яновский и Прокопович, которые были назначены вице-президентами.

Изначально планировалось, что новое учреждение будет подобной других коллегий — то есть, по сути, рядовой центральной государственной институцией, нечто вроде министерства. Но потом Синода оказали высокий статус.

Если Сенат был высшим государственным учреждением, то Синод стал его аналогом в духовной сфере. Но так же, как Сенат вполне контролировался монархом, так же и Синод был от него зависимым.

Фактически Петр посредством Прокоповича совершил смягченный вариант национализации церкви, которую сам же и возглавил. В 1530-х годах английский король Генрих VIII тоже национализировал церковь и положил начало англиканства. Через 180 лет нечто подобное — только более осторожно — сделал и русский царь.

У Герниха VIII был верный помощник в этом деле — Томас Кромвель. Для Петра его Кромвелем стал украинский Феофан Прокопович.

О «Всепьянейший собор» Петра I-го читайте исследования в разделе «Дайджест»

Реформа церкви не случайно форсировалась во время обострения конфликта Петра и с его сыном царевичем Алексеем. Последний, опирался на поддержку части высшего русского духовенства. Создание Синода выбило почву из-под ног этой еще аморфной оппозиции.

В 1718 году царевича лишили права на наследование престола. А через четыре года император Петр I издает указ по этому поводу. Теперь каждый следующий монарх свободный назначать себе наследника.

Эта система положит начало эпохе дворцовых переворотов, которая продлится века, пока Павел I не отменит этот порядок передачи власти. А между тем Феофан Прокопович откликнулся на нововведение императора «своевременной» книгой «Правда воли монаршей».

Главный тезис — нет власти не от Бога. Монарх свободен в своих действиях и отвечать за них только перед Всевышним. Цель его — всенародная пользу. А поскольку потребности и пользу народа определяются Богом, то служа народу (читай — государству), монарх тем самым служит Богу.

Феофан становится настоящим идеологом императорской власти. Не было такой инициативы Петра, которую Прокопович не сумел бы оправдать в своих произведениях и проповедях.

То он объясняет пользу царских путешествий за границу, то по поручению царя высмеивает ханжей и лицемеров, то пишет историю Петра Великого, то составляет похвальное слово о российском флоте, то оправдывает реформу монастырей.

При этом Прокопович мало волнует, что он архиерей и ведет довольно светская жизнь.

Яворский как-то пожаловался царю, что тот собирает у себя дома пьяные пирушки. Ночью они с Петром нагрянули к Феофану и застали компанию. Последний как раз держал в руке кубок вина, но не растерялся и тут же провозгласил здравицу монарху.

«Можете остаться, не хотите — езжайте домой, а я побуду в такой приятной компании», — сказал царь ошарашенному Яворскому.

Конфликт иерархов: современный малоросс против «неученого» московита

29 января 1725 император Петр I умирает, так и не успев согласно собственной «реформой» назначить себе преемника.

Дмитрий Голицын и князья Долгоруковы продвигают на престол девятилетнего внука покойного императора Петра Алексеевича. Меншиков хочет наделить властью жену царя Екатерину, коронованную еще при жизни мужа. У смертного одра императора начинается борьба за власть.

В решающий момент в игру вступает Феофан Прокопович. Сначала он напоминает, что все вельможи присягали соблюдать указа о наследовании престола. Когда ему возражают, что царь так и не высказал свою последнюю волю, Феофан переходит в наступление.

Он вспоминает, что накануне коронации Екатерины император был в гостях у одного английского купца. Там монарх якобы сказал, что корону на свою жену он возлагает только для того, чтобы после своей смерти передать ей престол.

Некоторые из присутствующих подтвердил, что такой разговор действительно был. «Я верю вам, мои родители и братья, — радостно воскликнул Меншиков — Да здравствует наша августейшая государыня императрица Екатерина!» За спиной Меншикова уже стояла гвардия. Возразить никто не посмел.

Отстаивая кандидатуру Екатерины, Феофан, конечно, имел свою выгоду. Партия Меншикова не была заинтересована в свертывании церковной реформы — тогда как Голицын и Долгорукова могли восстановить патриаршество, после чего Прокоповичу угрожала бы опала, а, возможно, и тюрьма.

С удвоенной энергией он начал защищать новый режим — произнес траурную проповедь на похоронах Петра I, проклял авторов анонимных писем, которые намекали на интимную связь Катерины с Меншиковым, вторично издал свое сочинение «Правда воли монаршей».

Услуга, которую Феофан совершил новой императрицы, не осталась незамеченной. Поэтому когда он донес на своего коллегу по Синода Феодосия Яновского, делу сразу предоставили политический характер и начали раскручивать. Яновский для этого сам давал поводы своими неосторожными высказываниями. К тому же он тоже начал «копать» под Феофана.

В борьбе двух церковных иерархов победил Прокопович.

Государыня приказала арестовать Феодосия. Приговор ему писал сам Феофан, и приговор суров — лишение митрополичьего престола и ссылка в далекий Карельский монастырь. Позже с Яновского сняли духовный сан, а через год, надломленный физически и духовно, он умер в тюрьме.

Феофана тем временем перевели на новгородскую митрополию, которую занимал Яновский. Но вторым вице-президентом Синода назначили старого врага Прокоповича — Феофилакта Лопатинского. Третьим человеком в этом учреждении стал ростовский архиепископ Георгий Дашков.

В последующие годы между Феофаном и этими двумя людьми развернулась ожесточенная борьба, в которой не обошлось без человеческих жертв.

Дашков ненавидел малороссиян, которые заполонили российскую церковь. Сам он происходил из так называемого «неученым духовенства» и считал себя первым претендентом на престол патриарха после отмены церковной реформы Петра.

Он сумел подтянуть в Синод верных ему людей и Прокопович на некоторое время остался единственным защитником реформированной церкви. Для Феофана настали черные времена.

Если раньше достаточно было быть в милости у монарха, то теперь надо было заручиться поддержкой Верховного тайного совета — неофициального придворного органа, который реально управлял страной и состоял из 7-8 знатных лиц.

Когда в 1727 г. на трон сел малолетний Петр II, дело Феофана казалось проигранным.

В союзе со спецслужбами: Прокопович и Тайная канцелярия

Меньшикова отстранили от власти и сослали в Сибирь. Императором крутили как хотели князя Долгорукова — открытые сторонники московской старины. Казалось, вот-вот восстановят патриаршество.

Пользуясь благоприятными обстоятельствами, Дашков через архимандрита Маркелла Радышевского (бывшего приближенного Феофана) обвиняет новгородского митрополита в ереси.

Главные аргументы — Прокопович отказывается святых икон, утверждает, что христианин может оправдаться перед Богом только верою без добрых дел (один из главных постулатов Лютера), смеется над богословским наследием святых отцов и т.п.

Казалось, еще немного — и Феофан окажется в застенках Тайной канцелярии (главного органа политической полиции империи).

Все изменила преждевременная смерть Петра II от оспы. Опять встал вопрос наследования трона.

Дальнейшие события в истории России известны как «заговор верховников». Верховный тайный совет предлагает престол племянницы Петра I герцогини Курляндский (Курляндия — основанное тевтонскими рыцарями герцогство в западной части нынешней Латвии, длительное время вассал Великого княжества Литовского и Речи Посполитой — ИП) Анне Иоанновне, но с условием, что она подпишет так называемые Кондиции, по которыми реальная власть передавалась советникам.

Прокопович понимает — это его последний шанс. Он посылает тайное посольство в Митаве (ныне Елгава в Латвии) — столицу Курляндии.

Анну он склоняет пока подписать Кондиции, но обещает, что уже скоро она при его поддержке сможет вернуть самодержавную власть.

Свое слово Феофан сдержал. Во-первых, сорвал намерение верховников привести подданных к присяге, в которой не было бы ни одного слова про самодержавную власть императрицы. Во-вторых, сумел тайно передать Анне план действий по возвращению самодержавной власти, разработанный оппозиционным к верховникам дворянством.

На следующий день в присутствии делегации от советников императрица прилюдно разорвала Кондиции и избавилась опеки Верховного тайного совета. Стоит ли говорить, что после такой действенной помощи именно Прокопович совершил обряд коронации Анны Иоанновны — уже как самодержицы.

Ключевую роль в управлении при Анне Иоанновне играли протестанты — ее любовник герцог Эрнст Бирон и руководитель кабинета министров граф Генрих Остерман. Религиозная политика последних была направлена прежде всего на скачивание финансовых ресурсов из церковных владений. Это вызвало оппозицию в священников, однако Прокопович был неумолим и постоянно находился на стороне власти.

Теперь у Феофана были развязаны руки для борьбы с врагами. Они дали ему хороший повод.

Радышевский (тот самый бывший приближенный Феофана, который в царствование Петра II обвинил Прокоповича в ереси) начал распространять написанное им «Житие еретика Феофана Прокоповича».

В написанном он нападал не только на митрополита, но и на покойного императора Петра I. Это было дело как раз для Тайной канцелярии, куда Радышевский несколько лет назад не отправил самого Прокоповича. Феофан тесно сотрудничает со зловещим руководителем политической полиции Андреем Ушаковым. Автор памфлета и его помощник арестованы.

Постепенно количество жертв всесильного иерарха пошла на десятки. Вот только некоторые из них:

— Архиепископ Воронежский Лев Юрлов. Расстриженные и сослан на Белое море за то, что отказался служить службу в честь новой императрицы;

— Георгий Дашков. Сослан в Спасо-Каменский вологодский монастырь за взятки в Ростовской епархии. Позднее по настоянию Прокоповича переведен в Нерчинск (это за Байкалом, на границе с Китаем);

— Коломенский митрополит Игнатий Смола сослан в Свияжск монастырь за покрывание «преступления» Льва Юрлова;

— Казанский архиепископ Сильвестр Холмский сослан в Крипецький монастырь близ Пскова за сговор с Игнатием против Феофана;

— Киевский архиепископ Варлаам Ванатович сослан в Белозерский Кирилловский монастырь за то что не отслужил молебен по императрице.

Всем им (кому больше, кому меньше) инкриминировали политические статьи. Прокопович издавал борьбу со своими недругами за раскрытие антигосударственных заговоров.

Апогеем «охоты на ведьм» стала так называемая «решилoвское дело». В 1732 г. появился новый пасквиль на Феофана, где досталось и Петру I и Анне Иоанновне. Прокопович скоро узнал, что документ писал Иосиф Решилов — доверенное лицо Феофилакта Лопатинского. Пора ударить по старому врагу.

Именно Лопатинский издал древний произведение Стефана Яворского «Камень веры» — жесткого антипротестантського направления. Ему ответил протестантский богослов Иоганн Будды, очень хвалил Феофана и поносил Яворского (ходили слухи, что настоящим автором этого полемического трактата был сам новгородский Прокопович).

Скоро в богословскую дискуссию вмешалась карающая рука политической полиции. Феофан доказывал — за этим делом стоят иностранные шпионы католических стран, в частности Испании. Они, мол, мажут грязью честных протестантов, которые служат России.

В результате под следствием Тайной канцелярии оказались несколько архимандритов, директор Московской синодальной типографии и даже бывший кабинет-секретарь Петра I. Лишь в 1733 г. неугомонный новгородский митрополит отправил в тайной полиции более ста духовных лиц.

Прокопович так проникся нелегкой работой Тайной канцелярии, даже инструктировал ее работников.

«Пришед, Тотчас НЕ Медли допрашивать, — писал он — Всем Вопрошающий наблюдать на глаза и на все лицо его: не явится ли на нем каково изменения; и для того поставит его лицом к окошку. Не допускать говорит ему лишнего и к допроса НЕ надлежащего, но говорил бы то, о чем его спрашивают «.

Режим Путина — наследие Феофана

Парадоксально, но замашки инквизитора уживались в Прокоповича с любовью к литературе и с покровительством науке. Светлым пятном в его биографии есть путевка в жизнь, которую он дал молодому Михаилу Ломоносову. Феофан поспособствовал, чтобы талантливый парень уехал в Петербург учиться при Академии наук.

Таким и помнит украинца Россия — великий просветитель, который не гнушался никакими средствами, чтобы уничтожить своих явных и мнимых врагов.

Между тем в 1735 г. «взяли» Феофилакта Лопатинского. Через три года его лишили сана и отправили в Выборгского замка. Но Феофан Прокопович не дожил до триумфа. Он умер 8 сентября 1736, оставив солидный литературное наследие, библиотеку в 30 тысяч томов и главное свое детище — Святейший Синод.

Почти 200 лет русская церковь оставалась идеологическим придатком империи, со временем влияние государства на духовные дела только усилился. Император рассматривал себя как руководителя и покровителя православия и с этой позиции осуществлял как внутреннюю, так и внешнюю политику.

Пошли реформы Прокоповича на благо самой церкви — уже другой вопрос. Но сам он этим никогда не занимался. Он всегда был скорее государственным деятелем в рясе иерарха, чем настоящим церковником. Благо самодержавного монарха — вот цель, которой он верно служил.

Украинец Феофан Прокопович навсегда изменил облик России, превратив ее в империю. Даже восстановление патриаршества, революция, эпоха советского атеизма не смогли убить его наработки.

Речь идет о тщательно взлелеянной Прокоповичем идее гиперцентрализованой государственности, во главе которой стоит одно лицо (император, царь, президент — неважно). При этом церковь занимает не просто подчиненное положение, она фактически является частью государственного аппарата. Ее основная задача не только (и не столько) пастырская миссия, сколько идеологическая поддержка имперского механизма.

Как видим, эти идеи до сих пор живут в современной России.

Читайте во второй части о сыне генерального писаря из Глухова, бунчукового товарища Александра Безбородко — дипломата, князя и одного из 11-ти канцлеров империи