Правозащитники по-белорусски – какие они?

Практика существования правозащитных организаций в цивилизованных странах мирового сообщества уже давно стала нормой. Декларируемыми целями деятельности данных структур являются содействие формированию гражданского общества, основанного на уважении к правам человека, поддержка гражданских инициатив в правозащитной деятельности, реализация образовательных программ в сфере демократии и права, оказание правовой помощи гражданам и т.д.

В Беларуси данные тенденции развития общества приобрели несколько иные, извращенные формы. В далеком 1996 году активист Белорусского народного фронта (БНФ) Александр Беляцкий вышеуказанную мировую практику решил использовать в своих интересах. Так в Беларуси появилось общественное объединение «Правозащитный центр «Весна». В тот период БНФ уже вступил в стадию политической деградации. Катастрофически падала поддержка населения, что влекло за собой высыхание финансовых потоков из-за рубежа в партийную кассу, а высокопоставленные функционеры БНФ, оппозиционные «зубры» Ю. Ходыко, В. Вечерко, Л. Борщевский замкнули все финансирование на себя, не желая делиться с товарищами по партии, в связи с чем для Беляцкого и встал вопрос получения новых финансовых вливаний. И, кстати, очень вовремя для себя, так как политическая ставка на Белорусский народный фронт не сыграла. Сегодня эта организация представляет собой малочисленные разрозненные группы и группки, перестреливающиеся между собой плевками, угрозами, оскорблениями. На этом фоне заморские заявления и призывы З. Позняка, выдвижение в лидеры партии бесхребетного подростка В. Янукевича сродни маразму. Но вернемся к «Весне».

Первым делом после создания так называемого правозащитного центра А. Беляцкий бросился, конечно, на Запад – нужны были источники финансирования. В результате функционеры ПЦ «Весна» установили и наладили постоянные контакты с рядом международных организаций, проводящих деструктивную деятельность в отношении Беларуси. Большого ума здесь не нужно было – просто сделать, размазывая слезы и сопли, несколько надуманных заявлений о том, что в белорусском государстве грубо нарушаются права человека. Доказательств и аргументов не требовалась. ПЦ «Весна» был воспринят там как еще один инструмент давления на независимую Беларусь.

Таким образом, А. Беляцкому стали выделяться крупные гранты, якобы для реализации различных правозащитных проектов. Под какие только проекты ПЦ «Весна» не получал валютные суммы с четырьмя и более нулями – «Школа по правам человека», «Поддержка инициатив подразделений ПЦ «Весна», «Поддержка жертв политических репрессий», «Поддержка работы центрального офиса ПЦ «Весна», «Подготовка наблюдателей на парламентских выборах», «Мониторинг ситуации в Беларуси в период проведения выборов в местные Советы депутатов» и далее, далее, далее. Только вот реально никакой защиты прав человека не было. Полученные средства использовались для финансирования оппозиционных партий, выплаты компенсаций участникам протестных акций, привлекавшихся к административной ответственности. А часть денег А. Беляцкий просто грубо «разворовал» со своими старыми друзьями-народофронтовцами.

Сотрудники незарегистрированной организации ПЦ «Весна» регулярно принимали участие в международных конференциях и семинарах по правам человека, проводимых под эгидой иностранных некоммерческих организаций. Возможности мероприятий использовались ими для доведения ситуации о «нарушении прав человека в Беларуси» до международной общественности. А сбор данных о нарушениях был налажен с размахом. На своем сайте чуть ли не ежедневно размещались отчеты о преследовании в республике «инакомыслящих». Факты высасывались буквально из пальца. Характерен случай, когда ПЦ «Весна» отчитался, что в городском сквере недалеко от проходящей протестной акции за общение на белорусском языке задержаны и арестованы три оппозиционных молодых литератора. Эта новость вызвала бурю смеха, иронии и шуток на интернет-форумах даже у оппозиционеров-революционеров. Оказывается, что указанные «жертвы режима», не имея никакого отношения к акции оппозиции, просто распивали недорогое вино на лавочке и в состоянии алкогольного опьянения в ответ на замечания сотрудников милиции принялись срывать с последних погоны. И вообще выяснилось, что этих «лiтаратарау» трезвыми можно увидеть только по очень большим праздникам.

Но белорусским правозащитникам на такие тонкости наплевать, у них свои задачи и цели. Согласно их логике, если ты назвал себя «оппозиционером», то можешь спокойно нарушать существующие законы. Хочешь дорогу переходи на красный свет, браконьерством занимайся, налоги не плати, да мало ли что можно придумать. А если привлекут к ответственности, то это можно расценить как нарушение прав человека. Они заинтересованы озвучить на Западе как можно больше подобных фактов – от этого напрямую зависит их финансовое благополучие. Но и в деятельности таких правозащитных центров как «Весна» есть у нас свои заинтересованные. Попал в подобный отчет – бонус, еще раз попал – какую-никакую зелененькую долларовую бумажку можно срубить, а повезет – так и вовсе в политические беженцы записаться. Вот и приходят сейчас в «правозащитные» офисы участники массовых беспорядков, отсидевшие свои положенные сроки. Сидели, говорят – платите.

Но Александру Беляцкому не до того, он расширяет свой бизнес. Пригрел оппозиционеров, взялся за сексуальные меньшинства. Я не слышал, что в Беларуси преследуют геев и лесбиянок, но Беляцкому наверное видней и именно поэтому он выступил в защиту сексуальных меньшинств, ратуя за регистрацию однополых браков. Может, у него лично имеются какие-то далеко идущие планы. Поэтому он принял участие в Неделе Беларуси в Швеции, где обсуждал положение дел белорусских гомосексуалов. Теперь и они под защитой ПЦ «Весна»? Кто следующий?