Саамы – новая карта Запада в борьбе за Арктику

Жизненный опыт учит, что если Запад вдруг озаботился правами человека в каком-то регионе, значит, жди беды. Или вояки коалиционных войск западных стран туда заявятся, или произойдёт какая-нибудь «цветная» революция, или произойдёт наплыв агрессивного западного бизнеса, вслед за которым могут придти всё те же западные вояки.

Когда НАТО хищно посматривал на сербскую землю, Брюссель и Вашингтон озаботились судьбою албанского народа. Когда пришёл черёд Ирака, Запад взволновала судьба курдов. Кроме того, западные стратеги желают побеспокоиться о судьбах чеченцев, крымских татар, тувинцев, марийцев и т.д., поскольку то, что они понимают под словом «забота», очень выгодно для внешней политики коллективного Запада. Теперь настал черёд саамов.

Саамы (лопари) – народ малочисленный (ок. 80 000). Большинство саамов проживают в Норвегии (37 760) и Швеции (15 000). В Российской Федерации численность саамов составляет 1 991 человек, преимущественно проживающих в Мурманской области. Но именно российские саамы и не дают спокойно спать европейским парламентариям, которые при обсуждении европейской политики в Арктике выразили тревогу по поводу положения саамов в РФ. «Общечеловеки» уверены, что языковые и культурные права саамов нарушаются кремлёвской властью, а, главное, нарушается право саамов на пользование недрами на землях их проживания (!).

Видимо, недра лукавых европейцев беспокоят больше всего. Культура и саамский язык здесь ни причём. В некоторых частях Африки или Азии этносы исчезают или им помогают исчезнуть их враги без всякой обеспокоенности Брюсселя, потому как нет у тех этносов ни нефти, ни газа, ни руды. К чему напрягаться лишний раз, об их правах на недра-то беспокоиться? Пусть уходят себе с миром.

Другое дело саамы. Европарламент уже рассмотрел (шустрые ребята!) новые возможности нефтедобычи на территории Крайнего Севера (уж не на саамской ли территории?), а также обсудил возможность участия саамов в региональной политике на местах. Чем это пахнет, известно заранее. Сначала ЕС добивается расширения региональных прав саамов. Затем налаживаются «челночные контакты» с наиболее активными саамами (русскими, карелами, не важно), которые готовы будут за скромное вознаграждение выступать общественно-политическим рупором Запада на землях российских саамов. Создаётся независимое саамское движение, а дальше идут чисто политические требования… Всё возможно, вплоть до отделения от РФ и предоставления права разработки недр западным компаниям, из-за чего, в принципе, весь сыр-бор и поднимается.

Я не говорю о необходимости выдавливания саамов из политического поля Российской Федерации, Боже упаси. Напротив, как коренной народ саамы имеют полное право на удовлетворение всех своих культурных и экономических запросов. Но как только культуру пытаются превратить в политику, да ещё с подачи западных демократов, тогда до беды совсем не далеко.

Малые народы более зависимы от геополитических реалий, чем народы крупные. Саамов Европейский Союз хочет сделать заложником надвигающейся борьбы за арктические ресурсы. «Права человека» — слишком безотказный инструмент, чтобы им не воспользоваться. Только вот из-за их отстаивания людей губят всё больше.

В ЕС входят три государства Северной Европы – Дания, Финляндия и Швеция. У датчан и шведов есть своя долгая имперская история, что не могло не отразиться на отношении их элит к окружающему миру. Речь не о таинственных планах захвата соседних государств, а об общем историко-ментальном типе политического мышления. Финляндия с Россией воевала с 1918 по 1944 гг. четыре раза. Поэтому симпатиями у правительств этих стран пользуется отнюдь не Россия, иначе саамский вопрос не обсуждался бы так беспрепятственно в стенах Европарламента.

Несомненно, у российских саамов есть свои проблемы, связанные и с получением образования на родном языке, и с их экономическим положением. Но многие проблемы являются следствием объективных, а не субъективных причин. Никто целенаправленно и подло этноцидом саамов в России не занимался и не занимается. Естествоиспытатель Александр Кельсиев говорил, что «лопари — народ честный, добрый, услужливый, гостеприимный, веселый, идеально кроткий в семейной жизни» . Отношение русских к саамам всегда было доброжелательным, как и у саамов к русским. В создание саамской письменности немалый вклад внесли именно русские учёные.

Портал BarentserObserver.com приводит слова Миккеля Берга-Нурлиэ, научного сотрудника Норвежского института исследования городских и региональных проблем: «По информации из западных СМИ можно сделать вывод, что российские саамы не настолько активны и организованы, как на самом деле, — в действительности в России имеется ряд различных саамских организаций и учреждений».

Получается, что не всё так ужасно, как пытаются рассказать в Европарламенте. А может, европейцам следует больше задумываться о собственной истории взаимоотношений с этим прекрасным финно-угорским народом? В 2008 году был снят фильм «Восстание в Каутокейно». Как сообщается в открытых источниках, «действие фильма происходит в 1852 году в Северной Норвегии. В центре внимания борьба живущих здесь людей оленеводов-саамов с заправляющим здесь алкогольным бизнесом, спаивающим людей и забирающим у них имущество за долги». Дальше повествуется о том, как светские и церковные власти поддержали торговцев алкогольным зельем, а загнанным в угол саамам пришлось расклеивать листовки и призывать всех к восстанию.

Российские саамы если и нуждаются в помощи, то в плане укрепления позиций саамского языка и повышения уровня жизни (как всех россиян в целом). Только решить эти проблемы мы сможем сообща, без лукавых подсказок с Запада.