Как оппозицию вытеснили с Триумфальной

31 января в Москве состоялась очередная акция российской оппозиции в защиту свободы собраний. Согласовав акцию правозащитников, мэрия вновь отказала в проведении акции Эдуарду Лимонову и его сторонникам. Однако попасть на санкционированный митинг оказалось совсем не просто, выяснил наш корреспондент Алексей Горбачев.

Больше всех на очередной акции «Стратегии-31» не повезло случайным прохожим, оказавшимся в районе метро «Маяковская» в шесть вечера, самый час пик. «Что здесь такое, что происходит?» — слышались тут и там вопросы от граждан, удивленных скоплением милиционеров и заграждений, и ничего не знавших о митингах несогласных.

Столпотворение начиналось прямо у выхода из Маяковской, где собрались десятки журналистов и сотрудников милиции, взаимонедовольных друг другом. К стоящим у оцепления время от времени присоединялись как простые прохожие, так и люди, шедшие на митинг. Но милиционеры такому соседству были не рады. «Уважаемые граждане, просьба не скапливаться и проходить на санкционированный митинг!» — звучало из многочисленных мегафонов. «А мне что, даже стоять здесь нельзя? — спросил на моих глазах молодой человек у стоящего милиционера. После чего был молниеносно отправлен в автозак, стоящие в полуметре журналисты даже оглянутся не успели.

Омоновскими «Пазами» была щедро заставлена вся Тверская улица, начиная от Пушкинской площади и заканчивая десятками метров за Триумфальной. Милиционеры, скорее всего, готовились к анонсированному лидером запрещенной «НБП» Эдуардом Лимоновым маршу до Манежной площади, который должен был начаться сразу после окончания санкционированной акции. Однако масштабного марша не согласных в этот раз не получилось, «Пазы» и оцепление сделали свое дело. И лишь часть митингующих отдельными группами все же направилась в сторону Манежной площади, незамеченная ни милиционерами, ни журналистами.

Сам Лимонов показался в кольце охраны со стороны Тверской улицы, но наакцию так и не попал, поскольку тут же был препровожден в милицейский автобус «поговорить». При этом Эдуард Лимонов не сопротивлялся, попросив лишь «не слепить фотоаппаратами».

Остальных лидеров оппозиции задерживать в этот раз не стали. Борис Немцов, произнесший традиционную речь про «друзей Путина», смог уйти с митинга без эксцессов. По подсчетам журналистов, на разрешенном митинге правозащитников собралось около тысячи человек.

Однако, самое интересное в этот раз происходило за металлическими решетками ограждений. К слову, попасть на санкционированную акцию было далеко не просто — перед рамками металлоискателей милиционеры и несогласные устроили своеобразный «хоровод» и теснили друг друга: то ко входу на санкционированный митинг, устраивая там жуткую давку, то наоборот вниз по Тверской улице. Самыми первыми под «прессинг» попала группа стоящих у входа журналистов, которую сотрудники милиции грубо стали оттеснять прямо на стоящие омоновские «Пазики». «Ну как, вам это не нравится?» — прокричал на них один из милиционеров, — Тогда не надо здесь стоять!» «А давайте вы не будете нам указывать, где стоять! — тут же парировали представители прессы. В итоге, к 18.30 у входа образовалась жесткая давка, в которую попал и автор этих строк. После чего, милиционеры продолжили оттеснять митингующих вниз по Тверской, зажимая их между каменной стеной дома и омоновскими «Пазами». При этом, в тиски милиционеров попадали не столько «несогласные», которых было не так уж и много, сколько журналисты и простые прохожие. Части людей удалось спрятаться в расположившемся в доме ресторане «Pilsner», посетители которого с недоумением смотрели на происходящее.

«Да пропустите вы меня, что здесь происходит!» — недоуменно кричала пожилая женщина с сумками, пробивающаяся к метро. «Послушайте, на каком основании вы не даете нам пройти и куда вы нас все время отталкиваете?» — высказывал молодой человек в деловой одежде напирающим на толпу милиционерам. Тем не менее, оцепление время от времени расступалось, выборочно пропуская наиболее упорных прохожих в направлении метро. В итоге этой неравной схватки, милиционеры, конечно, победили. И к 19 часам десятки протестующих были оттеснены на сотню метров вниз по Тверской улице. «Мы скоро до Белорусского вокзала дойдем» — мрачно шутили невольные участники шествия.

Ввиду огромного скопления милиции, политических лозунгов на акции почти не звучало — на скандирующих людей молниеносно налетала целая толпа милиционеров, и со всей силы отталкивая окружающих журналистов, относила их в автозак, при этом узость тротуара в этом месте Тверской улицы (не более 2-3м) существенно упрощала им задачу. В милицейских автобусах омоновцы и вовсе не церемонились, по словам очевидцев, некоторых задержанных били ногами. Данные о количестве задержанных, как водится, разнятся в два раза — правозащитники говорят минимум о сорока задержанных, официальные представители ГУВД — о двадцати.

По окончании акции, некоторые рядовые активисты от оппозиции вновь достали плакаты и давали интервью иностранным телеканалам. При этом милиция попыталась окружить оппозиционеров, но в итоге никаких мер принимать не стала.

После чего, в адрес группирующихся милиционеров от нескольких проходящих молодых людей посыпались слова благодарности: «Ребята, спасибо, что вы разогнали этот митинг сраный, как вы это сделали! Вы лучшие!» «Давай иди, епт!» — лаконично парировали сотрудники милиции.