Кавказофобия, или отказ от здравого смысла и правды

Ответ М. Делягину и его соратникам из партии «Родина — Здравый смысл»

Все, что касается Северного Кавказа, основательно оболгано в отечественной неолиберальной прессе и на ТВ. К сожалению, с 90-х годов они «хорошо поработали», причем настолько, что многие русские патриоты и их издания подхватили эти стереотипы.
В информации о Северном Кавказе можно увидеть явный или скрытый заказ тех, кто старательно продвигает ложную «повестку дня» в российском обществе. В частности, тезисы о целесообразности отделения от РФ этого неспокойного региона, о его чрезмерной дотационности и криминализованности. Не отрицаю, что проблемы в регионе вопиют, но они – суть отражение (выпуклое, очень яркое) общих проблем России.
Надо ясно отдавать себе отчет: именно «Третьей силе» (олигархату и его экспертно-медийной обслуге) внутри страны нужен незатухающий конфликт по линиям «русские-кавказцы» и «православные-мусульмане». Как никто другой, это хорошо знают русские патриоты.
Но то, что может быть как-то объяснено незнанием в одном случае, недопустимо в другом. Я имею в виду реакцию лидера партии «Родина — Здравый смысл» М. Делягина на события на Манежной площади и взрыв в Домодедово. В ней явственно проявилась кавказофобия и элементарное незнание ситуации в регионе. Меньше всего там правды. А где нет правды, там и здравого смысла с гулькин нос.
По следам взрыва в Домодедово в Заявлении партии «Родина — Здравый смысл» предложено следующее: «По примеру ФБР создать специализированные структурные подразделения по борьбе с этнической преступностью (так как культурная специфика проявляется во всех действиях человека, включая преступные, — противодействие которым без ее учета, как показывает российская практика, невозможно)».
А как реально обстоит реально дело с этнической преступностью? По служебным данным ГУВД г. Москвы за квартал или полгода в 2010, доля северокавказцев в хулиганских драках и в преступлениях, связанных с причинением вреда здоровью (умышленным или неумышленным), разбоями и грабежами составила от 3% до 7%. Доля выходцев из нашего региона, проживающих в Москве, с учетом данных переписи 2002 по Москве (около 1,2% населения города) и интенсивной миграции за последние 8 лет, предположительно может составить около 2%. Поэтому статданные по «вкладу» северокавказцев в преступность в Москве мы считаем проблемой хотя серьезной, но не в такой степени, как об этом шумят в СМИ.
С другой стороны интересно, чей «вклад» наиболее весом в оставшихся 93-95% преступлениях, связанных с причинением вреда здоровью (умышленным или неумышленным), драками, разбоями и грабежами? Если мигрантов, то каких: из Центральной России или стран бывшего Союза? А может львиную долю этих преступлений совершают сами москвичи? Мы хотим знать правду, а правду от нас скрывают.
По другим видам преступлений доля северокавказцев значительно меньше, в особенности по таким видам, как «мошенничество», «кража», «экономические преступления», «наркотики». А в преступлениях, требующих знаний и креатива (ст. УК РФ «мошенничество», «экономические преступления», «преступления в сфере компьютерной информации» и др.) очень высока доля мигрантов (главным образом, русских) из близлежащих к Москве областей. Эта общая для таких мегаполисов, как Москва, тенденция, когда они втягивают в свою орбиту весь активный (в том числе и уголовный) элемент. Спрашивается, какие тут «подразделения по борьбе с этнической преступностью» нужно создавать?
Что в этой связи актуально? Воссоздать надо разгромленное (при Д. А. Медведеве) Управление по борьбе с оргпреступностью в МВД РФ, ибо ОГП и коррупция вроде сообщающихся сосудов: чем больше одного «добра», тем больше и другого. А внутри такого Управления (быть может) нужно создавать этнические «сектора»: еврейские, прежде всего, затем русский, армянский и далее по алфавиту. Хотя, по большому счету, ОПГ интернациональны и, пока они живы, наша российская) коррупция будет круче всех, в полном соответствии с неофеодально-вотчинным принципом.
Вопрос на засыпку лидерам партии «Родина — Здравый смысл»: вы не видите здесь заказ, перевод «стрелок» и переключение внимания с серьезных тем, которые обсуждала еще недавно вся блогосфера? Да хотя бы гигантское воровство (около 150 миллиардов рублей, вдумайтесь в эту цифру!) при строительстве восточного нефтепровода до Тихого океана с участием «Транснефти» — госкомпании, кстати. Обнаружила все эти «подвиги» топ-менеджмента «Транснефти» Счетная палата.
Где теперь скрывается экс-гендиректор «Транснефти» Вайншток? В Израиле или в Англии, а общество либо молчит, либо драку-бытовуху обсуждает. Да, человек погиб, но в стране за день около сотни людей убивают, и не в таких передрягах. Феномен Кущевки в Краснодарском крае или городка Гусь-Хрустальный, где царствует бандитский беспредел, — вот что должно стать предметом пристального внимания, чтобы решать проблемы России ПО СУЩЕСТВУ. А не бытовые драки или вымученную (благодаря неолиберальным СМИ) тему пресловутого «засилья» кавказцев в Москве.
В общем, налицо полная аберрация сознания. Живем в виртуальном мире, как в фильме «Матрица».
Вот данные журнала «Русский Newsweek», характеризующие рейтинг самых криминальных городов России за 2002-2006 гг., и прогноз на 2008 г.:

Табл.1 Рейтинги самых криминальных городов РФ с населеним более 100 тыс. чел.

*УПР- уровень преступности — общее количество преступлений, совершенных в городе в течение года в пересчете на 10000 жителей.
При составлении таблицы эксперты аналитического центра основывались на официальной статистике Росстата и МВД, а также на собственных расчетных показателях. Исследование проводилось в 156 городах России с населением более 100 000 человек. В рейтинг вошли 50 опасных городов страны. Для оценки криминальной ситуации приводятся средневзвешенные данные за 2002–2006 гг. Прогноз на 2008 г. – это оценочные данные, моделирующие рост или падение количества преступлений.
В этот не самый почетный ТОП-50 не вошел ни один город Северного Кавказа. Только Черкесск занял 8-ю строчку по единственному показателю — «незаконный оборот наркотиков». Тоже ведь интересная информация для размышления.
Приведу данные из моей монографии «СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ: Что делать?» (М., 2010, изд. РГТЭУ).
По уровню общественной безопасности республики Северного Кавказа в списках одних из лучших среди субъектов РФ (см. табл. 2), о чем свидетельствует статистика уголовных преступлений. Здесь заметно меньше преступлений против личности на бытовом уровне: убийств и самоубийств, грабежей и разбоев и т. д. Различия в два и более раза. Сопоставимые с другими регионами страны данные по убийствам в республиках СК, скорее объясняются множеством фактов террора и операциями КТО. В табл. 2 не приводятся данные по самоубийствам и наркомании. Но и по этим показателям регион выгодно отличается от других субъектов РФ.
Можно предложить следующее объяснение заметно более низкого уровня криминала в регионе СК, по сравнению с РФ в целом, заключающееся в том, что: социальный контроль и соответствующий порядок в регионе зиждется на глубоких социокультурных традициях и влиянии религии. Как следствие, меньше пьянства, алкоголизма и наркомании, а, следовательно, меньше и преступлений, которые, как правило, тесно связанны с этими социальными пороками. Лишь данные по экономическим преступлениям в регионе более или менее сопоставимы с другими регионами страны. Что также коррелирует с теневой экономикой, коррупцией и меркантилизацией Системы в целом.

Табл. 2 Количество зарегистрированных преступлений (на 100 тыс. населения) по видам в 2007 и в 1998 г.

Далее в своем заявлении М. Делягин предлагает: «Восстановить режим контртеррористической операции на территориях Северного Кавказа, охваченных террористической войной. Рассмотреть вопрос о введении особого режима управления в республиках Северного Кавказа, в которых общероссийские механизмы управления демонстрируют свою неадекватность специфическим условиям социальной катастрофы, складывающимся на этих территориях».
Пожалуй, этого режима там более чем достаточно, и от его избыточности еще недавно страдали много невинных людей. Нередко бывали случаи, когда силовики убивали правых и виноватых, а попутно грабили дома и квартиры, которые оказались в районе «зачистки». Одним словом, честные исполнители своих служебных функций действовали рука об руку с мародерами.
А как партия «здравого смысла» представляет себе особый режим? Что это значит? Общероссийские механизмы управления на Северном Кавказе демонстрируют свою неадекватность по той простой причине, что: 1) целый ряд федеральных законов слабо коррелируют с привычными нормами, ценностями и обычаями; 2) федеральные боссы из различных «крутых» и богатых ведомств имеют свою клиентеллу — местную олигархию в регионе; 3) власти в Центре и в регионе, взяв на вооружение израильские методы борьбы с террором (по факту), довели ситуацию до абсурда. Более 70% боевиков — это те, кто или не чувствуют себя в безопасности (презумпция виновности, ибо «веруют неправильно», отсюда — аресты, пытки и пр.), или — мстители за убитых и искалеченных. Только в последнее время наступило отрезвление, и наблюдаются попытки реформирования в методах антитеррора. Но слишком много крови пролилось, нужно время для залечивания ран.
Что же касается социальной катастрофы, то здесь не все однозначно. На Северном Кавказе, на фоне подавляющего большинства регионов страны, положение даже обстоит заметно лучше. Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть статсборники «Регионы России» за 2007-2009 гг.
О какой соцкатастрофе в регионе можно говорить, если средняя продолжительность жизни в трех республиках (Дагестан, Чечня и Ингушетия) находится на уровне развитых стран Европы и опережает общероссийские данные на 7-10 лет? Это главный вывод, который подтверждается и наблюдениями экспертов, и статистикой. Тиражировать ложь выгодно тем, для кого Россия ограничивается пределами МКД, парой «важных труб» и инфраструктурой выкачивания ресурсов.
Наверняка, все эти статистические парадоксы постараются объяснить огромными финансовыми вливаниями в регион. Вот цитата из заявления М. Делягина: «Обеспечить жесткий финансовый контроль за расходованием федеральных средств в республиках Северного Кавказа (здесь нет предмета спора, все правильно, и не только для региона. – Д. Х.) . Привести масштаб финансовой помощи этим республикам в расчете на душу постоянно проживающего на их территориях населения в соответствие уровню остальной России. Без этого финансирование республик Северного Кавказа будет производить все более усиливающееся и опасное для российской государственности впечатление государственного финансирования терроризма и организованной этнической преступности.
А вот тут можно поспорить. Существует таблица финансовой помощи регионам РФ ( см. Балацкий Е. В., Екимова Н. А. «Финансовая несостоятельность регионов и межбюджетные отношения», 01. 04. 2010. http://www.kapital-rus.ru/articles/article/176802/), из которой следует совсем другая картина.
Правда, авторы статьи ошибаются, утверждая, что «70 субъектов РФ из 83, то есть 84% всех регионов России, находится в зоне убыточности. В них проживает 74,2% населения страны, они охватывают 87% территории государства. И такая ситуация сохраняется более 10 лет подряд». Это не совсем верно, ибо они не учитывают данные по консолидированным бюджетам субъектов РФ (М. Делягин, безусловно, понимает, о чем речь). Так вот, если учитывать консолидированные бюджеты, тот факт, что около 60% налогов, собираемых в регионах, поступает в федеральный бюджет, то число «чистых» реципиентов сократится на 15-20 субъектов РФ; соответственно увеличится и число доноров. Такой анализ межбюджетных отношений за 90-е г. XX-го века был проведен учеными Московского института «Восток-Запад» (см. монографию «Федеральный бюджет и регионы: структура финансовых потоков» — М., МАКС Пресс, 2001).
В любом случае, более 50% регионов дотационны, в том числе и «русские» регионы, хотя и в разной степени.
В мире много федеративных государств. Но ни в одной из них не спорят так, как в России на тему «паразитизма и нахлебничества Северного Кавказа». Государство неминуемо распадется после таких неграмотных дискуссий. Как распался Союз после сепаратизма РФ в исполнении Ельцина, идеологически поддержанного некоторыми «патриотами».
Давайте не наступить на те же грабли. Грамотный разговор – это когда рассуждают на тему «максимально эффективного использования налогового потенциала региона и стимулирования региональных властей в этом плане» (то есть борьбы с теневой экономикой и коррупцией), а не «сколько и кому полагается дотаций».
А что касается предложения Делягина «…разработать и реализовать план нормализации развития республик Северного Кавказа, предусматривающий полное обеспечение действия на их территории (и в отношении их уроженцев) российских законов, обеспечение порядка и финансовой дисциплины, а на этой основе – восстановление трудовой мотивации, развитие производительных сил и создание рабочих мест», то оно в первой части неверно по существу, а во второй – попросту банальная мысль. С трудовой мотивацией на Северном Кавказе, по-моему, нет проблем, во всяком случае, по сравнению с многими другими регионами страны.
А почему неверна первая часть утверждения? Да потому, что федеративный принцип, заложенный в Конституции, позволяет учесть специфику региона. Без учета такой специфики федеральные законы «провисают». Обратите внимание, насколько различаются законы штатов в США или Квебека в Канаде с остальными провинциями? Правовая ассиметрия в зависимости от региональной специфики — это общий принцип оптимизации управления в нормальной федерации. Это понимали даже в царской России. Единообразие и унификация губительны для страны, все должно быть в меру — и с точки зрения теории управления, и с точки зрения максимального использования потенциала региона.
Единообразие (беспощадное) должно быть там, где дело касается борьбы с коррупцией, организованной преступностью и монополизмом, бюджетными хищениями и теневой экономикой. Но это уже другая «музыка», столь же актуальная для очень многих регионов страны. Для всей страны, чего уже там говорить.
Что касается теракта в Домодедово, то это отдельная тема, требующая серьезного анализа. Вот только я бы не спешил с пресловутым «кавказским следом». Ищите кому выгодно и какие задачи решаются такого рода акциями устрашения! А их множество. Во всяком случае, не факт, что это выгодно мятежному подполью на Северном Кавказе. Ибо такого рода кровавые деяния лишают их остатков легитимности в определенных слоях мусульман, мнением которых они, надо полагать, дорожат. Пока никто из них не взял на себя ответственность за взрыв в Домодедово.
Какие же выводы из сказанного?
Во первых, надо более строго (по закону) спрашивать с тех, кто ратует за обсуждение темы «ухода России с Северного Кавказа», как пособников развала страны. Это не безобидные призывы. Это культурный и политкорректный сепаратизм, только наоборот.
Во вторых, не менее строго следует спрашивать с тех, кто разжигает межэтнические страсти и кавказофобию в СМИ. За тиражирование лжи кто-то ведь должен отвечать? Говорят, в суды надо подавать. Ну что ж, может и так. Только вспомнишь, сколько это будет стоить нервов и денег, и трижды подумаешь, прежде чем побежишь в суд. Но что-то в этом направлении пора делать.