«Большая» политика в Беларуси или выборы как средство обогащения

Несмотря на то, что президентские выборы в Беларуси прошли более месяца назад, независимые и зависимые политологи и обозреватели продолжают анализировать политические последствия произошедшего в республике 19 декабря 2010 года. Большинство из них, даже политические оппоненты и идейные противники действующего президента, признают, что победа Лукашенко закономерна. При этом, однако, заявляется, что если бы альтернативные кандидаты имели ресурсы, сопоставимые с теми, которыми располагал белорусский президент, исход предвыборной борьбы был бы не так очевиден.

Очевидно, что этот тезис в свойственной современной «независимой» журналистике манере не совсем отражает действительность, так как например по части финансовых и медийных ресурсов возможности оппозиционных политиков были не менее сильными, а в какой-то мере даже превосходили. Просто никто из белорусской оппозиции не ставил задачу победить! Традиционно электоральные кампании в Беларуси рассматриваются исключительно как средство заработать денег и попиариться.

Показательна в этом плане фигура кандидата в президенты Андрея Санникова, который неожиданно и многообещающе появился на белорусской политической арене вместе со своей супругой, журналисткой Ириной Халип. В своей предвыборной программе Санников делает акцент на критике в адрес действующей власти и обещаниях — дать большие пенсии, зарплаты, бесплатное образование. Одна демагогия и ничего конкретного. Четкой социальной программы экономического и социального развития у него так и не появилось. Главный упор на представлении себя как кандидата Санников делал на работе в МИДе в девяностые 20 века. Факт того, что последние 15 лет он нигде не работал и находился на содержании жены — попытался скрыть.

Вступив в предвыборную гонку, он больше времени проводил за границей, нежели в Беларуси: на Западе, на Востоке, искал «друзей» в России. В данном контексте представляет интерес появившееся на страницах немецкой рекламной газеты «Русский Берлин» в рубрике «Частная жизнь» объявление «Ищем спонсоров в поддержку дипломата Санникова А.О. на президентских выборах в Республике Беларусь. Инициативная группа…». Само содержание опубликованного текста абсурдно. Трудно представить появление аналогичного объявления в прессе на территории постсоветского пространства, к примеру, от имени инициативной группы баллотирующегося в свое время на пост президента России – Д.Медведева или Украины – В.Януковича. Становится, очевидно, что цель поездок Санникова за границу – сбор денег.

То есть участие в выборах стало для него бизнесом, который может приносить неплохой доход. Главное найти тех, кому это президентство может быть на руку. Как известно, никто никогда без выгоды не распрощается со своими финансами. Вот и возникает вопрос – что господин Санников обещал в замен на собственное финансирование? А то что он его получал это уже установленный факт.

Смерть главного редактора оппозиционного интернет-ресурса «Хартия-97» Олега Бебенина – самый большой минус Санникова. Погибший в последние дни занимался в основном работой. Мотив, побудивший Бебенина свести счеты с жизнью, пока не установлен. Последним человеком, который общался с журналистом, был Санников. Он наотрез отказывается работать со следствием и делиться какой-либо информацией.

Бебенин занимался вопросами финансирования оппозиционного интернет-ресурса «Хартия 97», агитировавшего за Андрея Санникова. А это очень большие деньги — грант в $211 тыс. от сотрудницы «хельсинкской группы США» Кэтрин Фитцпатрик, $6 тыс. от международного фонда «Фронтлайн», 26,5 тыс. евро от «Альянса либералов и демократов «За Европу» и $98 тыс. от норвежского Хельсинкского комитета. Суммы немалые.

С самого начала любой здравомыслящий человек понимал, шанс Санников, как и других альтернативных кандидатов на победу на президентских выборах – не близок к нулю, а РАВЕН НУЛЮ. Впрочем, их цель была не победить, а проявить себя, чтобы потом лет пять получать зарубежное финансирование и путешествовать по миру за чужой счёт. Ещё как минимум по 5-10 активистов из «штаба» каждого из кандидатов планировали как-то проявить себя и потом благодаря этому заработать на грантах и прочей финансовой помощи.

Реальность расставила все по своим местам. Хотя некоторые из тех, кто еще недавно звал толпу на площадь «делать революцию», уже пытаются отмежеваться от случившегося или обвиняют во всем власти: мол, это они сами спровоцировали граждан. «Никто не собирался делать провокаций, менты сами их устраивали с помощью засланных ребят, а потом сами с собой подрались, чтобы был повод ввести войска на площадь», – уверяют они на форумах оппозиционных белорусских интернет-изданий.

Но вечером 19 декабря, во время беспорядков на площади Независимости, на этих же форумах появлялись совсем другие комментарии с места событий: «Город наш! Милиция Минск не контролирует. Лукашенко – судьбу Чаушеску. Санников вошел в Дом правительства. Требуем переговоров с министрами силовых ведомств!» и т.д. и т.п.

В том, что сейчас на улицах Минска стабильность и порядок – огромная заслуга существующей власти. Любой правитель будет отстаивать свою власть. Тем более, что действующий президент победил. Не думаю, что кто-то из нормальных властей позволил бы громить здания и спокойно смотрел на беспорядки. А раз те самые кандидаты не захотели или не смогли остановить толпу людей и не предотвратили столкновения, значит им действительно, нужна была «картинка», чтобы потом кричать, какие они мученики…

Официальная газета «Советская Белоруссия» опубликовала секретные материалы спецслужб, из которых следует, что оппозиция в преддверии президентских выборов получала финансирование из государственных структур и общественных организаций западных стран: Германии, Польши, США и других. Санников просил у Европы $19 млн на антигосударственный путч, Некляев – 16 млн. Информацию о поддержке оппозиции подтверждает даже резолюция Европарламента, в которой говорится о том, что ЕС намерен усилить поддержку независимых белорусских СМИ и неправительственных организаций. Значит, она была и доселе.

Политические организации тоже были организованы и действовали по руководству иностранных спецслужб. При этом озвучивались два возможных варианта развития событий. Первый выходил из того, что на площади соберутся 100-150 тысяч, при которых насильственный захват власти был наиболее реален. Поэтому задолго до 19 декабря Дом Правительства был избран как основной объект для захвата оппозицией.

Второй план предусматривал наличие на площади не больше чем десяти тысяч человек, что, по мнению лидеров оппозиционных кандидатов, позволило бы хоть как-то себя показать и оправдать свою деятельность перед зарубежными спонсорами.

О том, что это был отнюдь не мирный протест, а подготовленная заранее попытка государственного переворота, говорят и самые видные представители антилукашенковской оппозиции. «Это заграничный сценарий, — сообщил журналистам Александр Милинкевич. – Этакая попытка реализовать у нас вариант киргизской революции».

Представителям оппозиции не нужны были достоверные результаты. Потому что ещё за два месяца до выборов оппозиционные социологические центры провели опросы и выяснили, что за Лукашенко намерены проголосовать 78 процентов избирателей, а за всех его конкурентов, вместе взятых, — лишь пять.

Сложно сказать, сколько денег растворилось в ходе оппозиционной акции под названием «Плошча». Очевидно, что лидеры оппозиции не рассчитывали на победу, — иначе как объяснить найденные у четы Санников-Халип авиабилеты в Израиль на 20 декабря.