Египет: электронная революция в полуграмотной стране

Нужна демократия, но другая – не буржуазная, а советская, которая, во-первых, прекратит все эти империалистические игры, а во-вторых – разберется со всеми, кто в этих преступных играх виновен.

Восстание в Египте продолжается. Нынешний президент этой страны Хосни Мубарак – боевой летчик, выпускник советских военно-воздушных училищ и академий по направлению бомбардировщиков (Ил-28, а потом и Ту-16). Но дальше иностранцев учиться не пускали. Значительно опаснее оказались иные учения, которых тогда в академиях не проходили. Жил-был давным-давно старый американский битник-революционер Уильям Берроуз (1914–1997). Тот самый дед, кто создал современную теорию «электронной революции». Одним из дальних технических следствий его теории стало, в частности, восстание в Египте, которое ныне продолжается. Когда я читаю все новые сообщения о восстании, я думаю, что их тоже предвидел Берроуз и что кто бы ни одержал в нем победу, результаты следует хотя бы вчерне проанализировать с трех точек зрения: стратегической, тактической и технической.

Что принесла (или может принести) эта победа (или поражение) стратегически не только Египту, но и всему ближневосточному региону, арабскому миру в целом? Регион крайне социально неблагополучен – огромный мир, преисполненный кричащих противоречий. Притом этот мир практически мононационален, поэтому существующие внутри него социальные противоречия многочисленные действующие власти изо всех сил хотят представить причинами, исходящими не изнутри, а извне виртуальной арабской «нации». Этому помогают некоторые особенности исторического развития. Арабов, проживающих ныне в 22 государствах Африки и Азии, – около 320 миллионов человек.
Когда-то, больше тысячи лет назад, это был один огромный халифат, простиравшийся почти на семь тысяч километров от дельты реки Инд на востоке до Пиренейского полуострова на западе. Ныне среди оставшихся от него стран есть и богатейшие нефтяные монархии типа Саудовской Аравии и ОАЭ, и нищие изгои типа Мавритании. Но в среднем очень бедно. Совокупная доля арабских стран в мировом ВВП составляет 2,2%, при доле в населении 4,7%.

Нефть и газ остаются единственными экспортными товарами. По некоторым пессимистическим оценкам, среди арабов около 100 млн человек неграмотны. Во всяком случае в 80-миллионном Египте неграмотны 29% населения старше 15 лет – 17% мужчин и 41% женщин. Этим объясняется один из самых низких в мире уровней книгоиздательства. Он составляет только 1,1% от мирового производства печатной продукции, причем основную ее долю представляет религиозная литература. Общим для всех стран является клановость, отсутствие многих гражданских свобод и гражданского общества в целом, огромное имущественное неравенство, коррупция. Добавьте сюда военную несостоятельность. Местные армии еще туда-сюда годны против врага «унутреннего», но бессильны против врага «унешнего», чему свидетельством полное фиаско всех авантюр Саддама Хусейна в Иране и Кувейте и череда сплошных поражений арабского мира в конфликтах с Израилем.

Впрочем, нынешние египетские события свидетельствуют о некоем сдвиге в поведении армии, подобном поведению русской армии в 1917 году. Информагентства сообщили, что египетские солдаты, дислоцированные в крупнейших городах, охраняют их от мародеров, но не мешают демонстрантам. Якобы даже некоторые военные заявили, что «мир придет на улицы Каира лишь тогда, когда Хосни Мубарак уйдет в отставку». Демонстранты тоже не вступают в конфронтацию с военными, а, напротив, обнимаются с ними, и акция больше похожа на большое празднование. В Каире люди, взгромоздившиеся на боевые машины пехоты, скандируют: «Армия и народ – вместе!»

Описанное случалось не только в 1917 году, но и во время «революции гвоздик» в Португалии 1974 года, когда восставшие после кончины диктатора Салазара португальцы свергли его заочно. Да уж, и 19 августа 1991 года многие нечто подобное видели! А именно, видели позорный и феноменально быстрый самороспуск ГКЧП, с которым по скорости может сравниться разве что сдача Багдада в 2003 году.

Но вернемся от этих субъективных допущений к объективному анализу. Именно из нищеты, малограмотности и грез о былом могуществе в арабо-мусульманском мире проистекает широкое распространение религиозного фанатизма. Поэтому когда слышишь рассуждения некоторых наблюдателей об «огненном исламе», остается лишь пожать плечами. Неужели непонятно, что рост религиозности вообще и религиозного фанатизма, в частности, говорит не о подъеме «духовности», а, наоборот, о ее деградации. Ведь современная Россия – тому яркий пример; хотя до бывшего «халифата» еще далеко, но движемся уверенно в том же направлении нищеты, сырьевой зависимости, безграмотности и исторических грез.

Однако сегодня, насколько можно судить по неполным и противоречивым сообщениям с места событий (как, например, прикажете рационально реагировать на сообщение «очень надежного источника» в твиттере, что министр внутренних дел Египта был арестован за приказ открыть все тюремные камеры во время хаоса в стране?) Десятки тысяч граждан вышли на центральную площадь в Каире. По информации запрещенного ныне в Египте телеканала «Аль Джазира», на сторону мятежников готовы встать 100 судей республики.

То есть в египетском восстании тон задает вовсе не мифический «огненный ислам», а наиболее образованная и самостоятельная часть молодежи – «Движение 6 апреля». История его создания такова. В апреле 2008 года при подавлении забастовки в индустриальном городе Махалла погибло несколько человек, сотни были ранены и арестованы. Сразу же возникла группа в социальной интернет-сети Facebook, которая виртуально поддерживала забастовщиков. Год спустя, в апреле 2009-го движение призвало устроить массовые уличные протесты, выйти на улицы. Лишь несколько сотен человек вышло на улицы, хотя, по словам лидеров движения, «90% горожан в центре Каира» были готовы поддержать забастовку. Тогда по этому поводу над ними смеялся весь левый и правый интернет. Один очень «левый» лондонский сайт так и провозгласил в 2009 году: ничего у вас не получилось, потому что «задача борьбы египетских марксистов – не против диктатуры и не против экономической отсталости, а за просвещение масс».

Однако получилось, и рвануло по всему Египту. Дело в том, что анонимные лидеры движения не только проводили время за компьютером, но и развернули активную реальную деятельность, стали налаживать полезные политические знакомства и связи. Или, наоборот, может быть, их заметили и стали с ними налаживать полезные политические знакомства и связи всякие могущественные дяди и тети. Которые решили: а не поспособствовать ли нам в Египте очередной «цветной революции»?

Как бы там ни было, но вот, что можно прочесть на знаменитом сайте WikiLeaks. На днях он выдал очередную порцию разоблачений, из которых следует, что администрация США уже 5 лет поддерживает регулярные контакты с египетской оппозицией, в частности с Мухаммедом Эль-Барадеем. Из секретной переписки следует, что нынешняя попытка мятежа стала не случайной, к ней готовились загодя. Волнения в Тунисе лишь спровоцировали их начало.

Так, еще 30 декабря 2008 года посол США в Египте Маргарет Скоби сообщала: оппозиционные группы составляют секретные планы «смены режима», которая будет осуществлена в преддверии выборов, запланированных на сентябрь 2011 года. Некий «молодой египетский оппозиционер» доверил ей план, «настолько деликатный, что не может быть записан». А именно, «несколько оппозиционных групп в Египте согласились поддержать неписаный план перехода к парламентской демократии, включая ослабление власти президента и усиление власти премьер-министра и парламента еще до запланированных на 2011 год президентских выборов». Посол в ответ выразила сомнение в том, что столь «нереалистичный» сюжет может воплотиться в жизнь. Однако документы показали, что активист-оппозиционер не просто сблизился с американскими дипломатами в Каире, но и получил широкую поддержку своей «кампании по демократизации Египта» со стороны должностных лиц в Вашингтоне. Посольство США в Египте, в частности, помогло организаторам свержения режима Мубарака провести для египетских активистов в Нью-Йорке «саммит», который был организован Госдепартаментом США.

Под лозунгом «Молодые люди, которые любят Египет» движение начало привлекать широкую поддержку посредством интернета. Египетские власти заблокировали интернет и мобильную связь, но было уже поздно. Эта техническая сторона разжигания революции очень важна и должна быть внимательно изучена всеми заинтересованными лицами, а не только сотрудниками подразделений «К» нашей милиции-полиции.

Последовал ряд обращений влиятельных лиц к президенту Египта Хосни Мубараку. Невзирая на кадровые перестановки, назначение нового премьера и вице-президента, США заявили, что простая перетасовка в правительстве недостаточна для выхода страны из кризиса, а необходима, мол, полномасштабная реформа. В свою очередь европейские лидеры – канцлер ФРГ Меркель, премьер-министр Великобритании Кэмерон и президент Франции Саркози в совместном заявлении призвали Мубарака прекратить применять насилие к невооруженным участникам манифестаций. Европейские лидеры посоветовали президенту Египта работать над созданием условий для проведения свободных и честных выборов.

В отличие от западных лидеров саудовский король решительно осудил протесты в Египте. В телефонном разговоре с Мубараком он указал на то, что некие «лазутчики» пытаются дестабилизировать ситуацию в стране. «Египет – страна арабизма и ислама. Ни один араб и мусульманин не позволит, чтобы под предлогом свободы волеизъявления безопасность и стабильность его государства была подорвана», – добавил король совершенно в духе российского правящего тандема. В ответ Мубарак заверил, что контролирует ситуацию и уверен в ее стабильности. По его словам, протесты являются лишь попытками неких групп, которые не хотят стабильности и безопасности для народа Египта, достичь странные и подозрительные цели. То есть Мубарак пол­ностью воспроизвел любимый аргумент наших «суверенных демократов» и очень многих подпевающих им либералов. В переложении на российские дела он означает попросту следующее: «Помилуйте, какая еще там демократия! Неужели не видите, что народ наш неразвит и дик, что при свободном его волеизъявлении к власти немедленно придут страшные «русские фашисты» с бейсбольными битами?»
Итак, Запад активно рекомендует перестройку, гласность, демократизацию, свободные выборы… Однако вся загвоздка в том, что на свободных выборах в арабском мире побеждают, как правило, радикальные исламисты, для которых Запад, Израиль с их прогнившей демократией и равноправием женщин как раз и являются самыми главными «шайтанами». И всякий раз, когда это происходило, с победителями приходилось бороться жесткими силовыми методами. Когда в Алжире 20 лет назад на первых многопартийных выборах победили исламисты, армия отменила итоги выборов, заставила уйти в отставку президента, установила военный режим и запретила «Исламский фронт спасения». На это исламисты отреагировали уходом в подполье и террором. Последовала длительная гражданская война, унесшая сотни тысяч жизней. В Турции однажды Конституционному суду пришлось запретить правящую (!) партию, только что победившую на выборах. У турецкого КС и Генштаба имеются такие конституционные полномочия. И что же? Только что запрещенная исламистская партия моментально переименовалась и вновь победила на выборах. Теперь жена турецкого премьера может вполне официально появляться на людях в запрещенном ранее хиджабе! Но дело, конечно, не в платках, а в «поясах шахидов». И это все понимают, но сделать ничего не могут, поскольку Турции жизненно необходимо присоединиться к Евросоюзу, а без «толерантности» это не получится.

Или возьмем, наконец, последние выборы в Палестинской автономии. В секторе Газа победил ХАМАС, что привело к расколу и без того ничтожной палестинской территории на две еще меньшие части, представители которых при встречах друг с другом редко обходятся без применения автоматического оружия.

Следует помнить, что Египет является родиной радикального исламизма. Египет является родиной крупнейшей радикально-исламистской организации «Братья-мусульмане», основанной в 1928 году. Она запрещена в Египте с 1954 года, но действует под разнообразными прикрытиями в разных странах. Так палестинским ее филиалом является, по оценке многих специалистов, движение ХАМАС, находящееся у власти в Газе и враждующее с администрацией Махмуда Аббаса и возглавляемым им движением ФАТХ.
Решением Верховного суда РФ организация «Братья-мусульмане» признана в 2003 году террористической и деятельность ее на территории Российской Федерации запрещена. В постановлении суда говорилось, что это организация, целью которой является устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путем воссоздания «Великого исламского халифата» первоначально в регионах с преимущественно мусульманским населением, включая Россию и страны СНГ. Основные формы деятельности: воинствующая исламистская пропаганда, сочетаемая с нетерпимостью к другим религиям, активная вербовка сторонников в мечетях, вооруженный джихад, не ограниченный территориальными рамками.

Сегодня «братья-мусульмане» держатся пока в политической тени, хотя много рядовых участвует в уличных акциях и даже гибнет в них. И эта тактика правильная. Высовываться немедленно – им явно не с руки. А потом, после победы, можно будет и заявить претензии.

Есть активное политологическое течение, утверждающее, что ЛЮБОЕ политическое течение на Ближнем Востоке приводит так или иначе к безоговорочной победе исламистов. Это доказывал пару дней назад по радио «Российские вести» некий Сатановский, именующий себя директором института Ближнего Востока. Но в распоряжении нашего РТВ есть оружие и более тяжелое. Это знаменитый Сергей Кургинян. По странному совпадению ровно три года тому назад он рассуждал на «Эхо Москвы» о ближневосточных делах. Говорили об итогах выборов в Пакистане, но тему расширили. И тогда Кургинян прямо предвосхитил проблему Египта: «Это же страшная альтернатива – либо коррумпированная, авторитарная власть Мубарака, либо «Братья-мусульмане». Вот так выстроены страны. Нет хорошего выбора. Призыв к демократизации немедленно превращается в то, во что он превращается. Г-жа Райс приехала сначала в Египет и сказала – мы больше не будем сдерживать тяжелую работу демократии в угоду некоторым нашим союзникам на Ближнем Востоке – имелся в виду Израиль. «Братья-мусульмане» сказали: «Это хорошо» – и оживились. Но Мубарак чуть-чуть прикрутил. Потом она нечто же подоб­ное творила в Палестине. Потом американцы начали спрашивать: как, почему победили исламисты? Почему ХАМАС?»
———————-
Что же следует из подобных констатаций? Только то, что если хорошего выбора нет, то никакого выбора вообще не нужно. А что тогда нужно? Нужна, очевидно, отеческая опека некоей «сверхсилы» типа той опеки, какую сейчас осуществляют США над Афганистаном и Ираком. Иначе говоря, мондиализм, глобализм, мировая закулиса, Бильдербергский клуб, «Большая семерка», мировое правительство, Давосский форум и т.д. и т.п. Защита «Империи» логически выливается, таким образом, в защиту никому не известной и не понятной «сверхсилы».

Но и эта сверхсила ослабевает. Перед наступлением новых исторических эпох всегда кажется, что история зашла в абсолютно безвылазный тупик – куда ни кинь, всюду клин, нет выбора не только хорошего, но и вообще никакого. Отчасти похоже на начало Первой мировой войны. Пятьдесят лет «органически положительных» трудов на ниве экономического роста, либерализации, демократизации и «вечного мира» подвели человечество к массовому смертоубийству, к краю пропасти. Только Ленин сумел разрешить этот страшный вопрос. Да, нужна демократия, но другая – не буржуазная, а советская, которая, во-первых, прекратит все эти империалистические игры, а во-вторых – разберется со всеми, кто в этих преступных играх виновен.