Россия и Европа преследуют разные цели при создании ПРО

Россия и Европа преследуют разные цели в создании совместной системы ПРО («Жэньминь жибао», Китай) 28 января президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что Россия в соответствии с реакцией НАТО примет решение по вопросам системы ПРО в Европе. Ранее российский глава в разговоре с представителем РФ в Североатлантическом альянсе отмечал, что Россия ждет прямого и четкого ответа НАТО о статусе страны в европейской системе противоракетной обороны. Дмитрий Медведев сказал, что с ситуацией вокруг ЕвроПРО «шутить не стоит». «Россия не намерена играть в какую-либо общую с НАТО игрушку», необходимо гарантировать настоящую безопасность страны. С другой стороны, генеральный секретарь Андерс Фог Расмуссен 26 января заявил, что новый договор по СНВ между Россией и США будет способствовать усилению стратегического сотрудничества НАТО с РФ по системе ПРО. Российские СМИ считают, что в вопросе участия страны в совместной системе ПРО НАТО в Европе каждая из сторон по-прежнему преследует свои интересы.

Связь между пятью странами-членами НАТО

27 января управление системой ПРО НАТО в Германии было передано командиру Североатлантического альянса: это означает, что система готова к первоначальной обороне, можно создать целую цепь из различных стран-членов НАТО на основе их оборонных систем. Известно, что ранее технический персонал Североатлантического альянса проводил вычислительные эксперименты, а также пробную эксплуатацию новой командной системы управления, успешно были соединены воедино противоракетные системы Франции, Германии, Италии, Голландии и США, объединены системы управления оружием и детекторами с целью обороны против ракетного нападения. Несмотря на то, что по-прежнему существуют ограничения, а система все еще относится к начальному уровню, военные отряды из разных стран смогут безопасно, надежно и систематически обмениваться тактической информацией.

НАТО надеется построить систему ПРО, которая покрывала бы Европу и Северную Америку. Европейские СМИ заявляют, что эта идея в действительности отражает стратегические замыслы США, как главного государства в этой военной организации.

Североатлантический альянс активно привлекает к сотрудничеству Россию. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен на днях заявил, что организация сейчас ведет переговоры о целесообразности соединения собственной и российской систем ПРО. Стороны в ближайшее время опубликуют доклады по этому вопросу. Стоит отметить, что НАТО и Россия в конце этого или в начале следующего года проведут совместные противоракетные учения, стороны уже достигли договоренностей по конкретным вопросам подготовки. Планируется, что маневры будут продолжаться несколько месяцев.

Россия не собирается «шутить»

НАТО уже на протяжении года призывает Россию к совместному созданию системы ПРО в Европе, однако, поскольку мотивы сторон не одинаковы, а также из-за отсутствия взаимодоверия, все это стало причиной того, что в настоящее время сложно сгладить существующие разногласия, совместная система противоракетной обороны по-прежнему остается на словах.

Российские СМИ считают, что предложения НАТО, а также желание того, чтобы Россия приняла участие в совместном строительстве «общего защитного зонта» — всего лишь видимость. Североатлантический альянс стремится создать искаженный образ: НАТО и РФ принадлежат к одному лагерю, по меньшей мере, не враги, а напарники. Новая военная доктрина, принятая Россией в 2010 году, четко гласит о том, что НАТО рассматривается в качестве главной внешней угрозы безопасности государства. В связи с этим, Североатлантический альянс не раз отмечал, что если Россия вступит на «правильный политический» путь, то предложение о совместном создании системы ПРО – это та карта, которую должна использовать организация.

Есть две причины, почему НАТО намеренно привлечь Россию: во-первых, ухудшить отношения между РФ и дружественными странами, сделать так, чтобы они сомневались друг в друге, а также понизить уровень стратегического взаимодоверия; во-вторых, пойти на сотрудничество с Дмитрием Медведевым, способствовать ухудшению отношений между президентом и премьер-министром страны – об этом могут свидетельствовать многочисленные репортажи с догадками о существующих разногласиях между Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным.

Россия же ожидает более практических результатов. РФ надеется улучшить отношения с НАТО, получить больше прав в решении вопросов с безопасностью в Европе. Россия стремится установить сбалансированные отношения, как с западными странами, так и с восточными государствами, и одновременно повысить свой статус на международной арене. С другой стороны, Москва надеется привлечь инвестиции и технологии Запада для того, чтобы создать благоприятную внешнюю среду для проведения экономической модернизации в стране. Дмитрий Медведев предложил европейским странам подписать новый «договор о безопасности в Европе», считая, что европейская система должна быть равноправной и неделимой. Однако страны НАТО не принимают во внимание это предложение.

По вопросу строительства ЕвроПРО, НАТО и Россия преследуют разные цели. Североатлантический альянс настаивает на создании двух независимых, но взаимно координируемых между собой систем. Россия же надеется участвовать в делах по обороне в Европе на равноправной основе, считая, что европейская система ПРО должна быть единой.

В послании Федеральному Собранию в конце прошлого года Дмитрий Медведев отчетливо отразил позицию России по вопросу европейской системы ПРО. Он сказал, что в последующие 10 лет НАТО и РФ либо достигнут договоренностей по противоракетной обороне и создадут настоящий совместный механизм сотрудничества, либо не придут к конструктивному соглашению, что станет причиной нового витка гонки вооружений.