Белоруссия: гедонисты против колхозника

Почему белорусская оппозиция не может поступить с Лукашенко так же, как египетская — с Мубараком? Потому что при Лукашенко им живется лучше: в случае победы Евросоюз перестанет им платить, а забот станет больше.

Белорусские чиновники, почти все, привыкли работать «для галочки». Благотворительные мероприятия проводят часто только чтобы засветиться, БРСМ (аналог комсомола) «отрабатывает» государственные деньги проведением бессмысленных концертов и субботников, на которые никто не ходит.

Но что удивительно, подобным образом в Белоруссии работает и оппозиция. Она говорит, что «этот режим омерзителен». На деле «этот режим» ее кормит и поит, а статус-кво, если уж говорить начистоту, всех устраивает.

Государственная пресса продолжает сливать на оппозицию компромат. Главным героем этих выходных стал Андрей Дмитриев — глава предвыборного штаба экс-кандидата Владимира Некляева. Телеканал ОНТ с причмокиванием рассказал, что у Дмитриева и квартира за $200 тысяч, и участок под Минском, и две машины: «Лексус» 2006 года и «Тойота» 2005-го.

Для человека средних лет, который не является владельцем серьезного по местным масштабам бизнеса, подобное имущество в Белоруссии — нонсенс. Чиновники и то поступают умнее: оформляют собственность на родственников или доверенных лиц.

Когда погиб редактор сайта «Хартия-97» Олег Бебенин, рядом с его телом нашли две бутылки «Белорусского бальзама». Оппозиция в это не поверила: по словам соратников журналиста, тот предпочитал дорогой виски.

«Советская Белоруссия» несколько дней назад рассказывала, что белорусская оппозиция запрашивала у Запада на свои предвыборные нужды десятки миллионов долларов. При всей тенденциозности государственных СМИ, в это трудно не поверить. Госдеп США официально признает: в прошлом году на белорусскую оппозицию он потратил $15 млн. В этом году бюджет будет несколько урезан — до $14 млн. Но на фоне дотаций Евросоюза это сущие пустяки. Тот открыто содержит практически все «независимые» электронные белорусские СМИ. По-другому выжить они вряд ли могли бы: рекламу в оппозиционной прессе давать опасно.

Wikileaks дает еще более интересную информацию. Оказыватся, Лукашенко не только держит оппозицию под своим пристальным контролем, но еще и помогает ей. Так, в 2005 году он лично помогал организовать в Минске конгресс демократических сил. Да Батька и сам не раз говорил об этом.

Собрание оппозиции закончилось избранием единого кандидата от оппозиции — Александра Милинкевича. Тот, впрочем, к власти особенно не рвался и особенной харизмой не отличался. А когда в 2006 году на Октябрьской площади собралось несколько десятков тысяч человек, и и многие из них собирались обустраивать в центре Минска палаточный городок, Милинкевич практически открыто призывал людей разойтись.

Проблема белорусской оппозиции в том, что оппозицией она не является. Тот, кого сыто кормят уже 16 лет, так же не хочет ничего не менять, как и сама власть. Деньги Запада распределяются по узкому, строго ограниченному количеству карманов. Отсюда и своеобразный феномен: полтора десятилетия оппозицию в лице ее действующих политиков почти никто не поддерживает, а новых лидеров все нет. Грантов на «новичков» уже не хватает. И всех, кто участвует в «распиле», это тоже устраивает.

Официозные СМИ вряд ли врут, утверждая, что кандидаты в президенты на место Лукашенко даже не метили. Президентская гонка для них была просто раскруткой на пути к другой цели – к появлению оппозиционных партий в белорусском парламенте. Масштаб, конечно, не тот, которого ждали от оппонентов режима. Но этого достаточно, чтобы получить от ЕС новые гранты и снова тихо-мирно их проесть. И тут опять власть с оппозицией похожи: пока Лукашенко собирает кредиты для спасения экономики, эти деньги проедают чиновники. Формалисты и очковтиратели сидят по обе стороны баррикад.

Демократические перемены в Белоруссии если и возможны, то через лет 15, когда население устанет от власти так, как в Тунисе и Египте. Но в Магрибе коррупция и расслоение очевидны всем, а Лукашенко делает превентивные шаги. Поскольку лишних ресурсов на коррупцию здесь нет, чиновников постоянно перемещают из ведомства в ведомство, много воровать и афишировать богатство им не дают.

Да и белорусский народ занят делом: по официальной статистике безработных в стране — менее 1%, и если в действительности их больше, то не намного. А в странах арабского мира бунтовать начали в первую очередь безработные. Похоже, Батька не врал: в ближайшее время в Белоруссии революций в самом деле не предвидится.