Назарбаев пойдет до конца

Идя навстречу «настойчивым пожеланиям трудящихся народных масс», бессменный кормчий казахстанской государственности, который в прошлом году уже разменял восьмой десяток, совершил акт настоящего гражданского мужества и героизма, по сути, отказавшись от спокойствия и тихих радостей жизни «пенсионера общеказахстанского значения» ради продолжения своего высокопоставленного служения Отчизне. Примерно таким образом, отбросив ложную скромность, Нурслутан Абишевич Назарбаев обосновал свое решение оставаться на посту главы государства столько, сколько позволят народ и здоровье.

«Если мне позволят здоровье и силы, если будет поддержка народа, я буду работать, сколько мне позволят. Мы должны всеми своими силами служить нашему народу», – цитирует РИА «Новости» пятничное выступление президента Казахстана на совместном заседании палат парламента с ежегодным посланием к народу. При этом казахский Елбасы (то бишь «Лидер нации» – таким почетным статусом его недавно наделили местные народные избранники) категорически отказался от планов «общественности» оформить «волю народа» о продлении полномочий действующего президента до 2020 года на референдуме. По мнению казахстанского лидера, это можно сделать лишь посредством альтернативных всеобщих выборов, которые являются единственным легальным механизмом обеспечения демократической смены власти (в казахстанском случае точнее было бы сказать «демократической преемственности»), предусмотренным Основным законом страны.

Напомним, что нынешний срок полномочий Нурсултана Назарбаева, впервые избранного на президентский пост еще в 1990 году, истекает в 2012 году. «Я собирался принять участие в выборах президента в 2012 году», – заявил глава РК и, таким образом, еще раз обозначил свое отрицательное отношение к планам «инициативной группы граждан» пустить «демократически избранного лидера» по сомнительному пути очередного переизбрания через проведение плебисцита. Дело в том, что Назарбаев уже демонстративно и безуспешно ветировал законопроект о референдуме, поддержанный законодателями и 5 млн избирателей. В настоящее время не подписанные главой Казахстана поправки (после повторного преодоления парламентом президентского вето) находятся на рассмотрении Конституционного совета.

Несмотря на личную скромность, которая не позволила главе государства принять это лестное предложение, президент дал понять казахстанцам, являющимся сторонниками этой идеи, что их старательно оформленный призыв будет услышан тем, кому по статусу положено подчиняться народному волеустановлению. «Я понял сигнал народа – «не оставляй пост, продолжай дальше работать», – успокоил общественность Нурсултан Абишевич и добавил: «Несмотря на то, что я не короткое время работаю в этой должности, народ всегда был вместе со мной». Хотя определение «не короткое» применительно к периоду нахождения действующего президента РК на высшем посту, следует признать, является достаточно кокетливой формулировкой.

Перспективы реализации того или иного сценария продления полномочий действующего президента Казахстана в интервью KM.RU обрисовал главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов:

– То, что происходит сейчас в Казахстане, напоминает очередную комбинацию, хитро разыгранную Назарбаевым и его окружением, причем сценарий этой комбинации повторяется уже чуть ли не в пятый раз. Хитрость состоит в том, что Назарбаев пытается изобразить выгодные ему решения по переформатированию высшей государственной власти таким образом, что они якобы исходят от общественности и являются следствием «воли народа».

В первый раз нечто подобное произошло осенью 1993 года, когда администрация Назарбаева инициировала «самороспуск» местных советов, что по действовавшей тогда Конституции было незаконным, потому что орган власти не мог осуществить самороспуск. В середине декабря 1993 года президент продавил решение о самороспуске, а до этого он вынудил парламент принять без обсуждения ряд важных законов. Среди них – закон о делегировании президенту фактически исключительных полномочий, в т. ч. по принятию законов и возможности единолично формировать высшие государственные органы. После этого был принят Кодекс о выборах в Казахстане.

Уже тогда в этом документе появились выгодные Назарбаеву формулировки, противоречащие нормам Конституции. Дело в том, что, в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции РК, принятой в январе 1993 года, одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд. При этом в Кодексе о выборах появилась формулировка о том, что одно и то же лицо не может баллотироваться на пост президента более двух раз подряд. Разница здесь принципиальная, потому что срок – это определенный законом промежуток времени нахождения на посту, а «разы избрания» – это факт участия в выборах. При новой формулировке уже тогда была заложена возможность провести референдум по продлению полномочий президента, поскольку голосование граждан на референдуме не является избранием (т. к. в избирательном бюллетене на референдуме записана совсем другая формулировка).

После того, как парламент принял этот кодекс, он через два дня был распущен. Притом, что ни один закон в стране не может противоречить нормам Конституции, они уже тогда ее нарушили. А в марте 1995 года Назарбаев во второй раз разыгрывает похожую комбинацию. Тогда решением Конституционного суда (очень сомнительным, надо сказать, но об этом долго рассказывать) было признано, что парламентские выборы проводились неправильно (хотя в тот период господствовал Назарбаев, и все было под ним). Тогда президент во второй раз распускает парламент. Незадолго до этого он издает указ о создании такого органа, как Ассамблея народов Казахстана.

Так вот, в отсутствие парламента, якобы от имени общественности Ассамблея народов Казахстана принимает резолюцию о необходимости проведения референдума о продлении полномочий Назарбаева без выборов на следующий срок. При этом в стране еще нет закона о референдуме (на основе чего его тогда проводить?). Тогда Назарбаев 25 марта издает указ с формулировкой «указ президента, имеющий силу конституционного закона». Т. е. он, по сути, присвоил себе чужие полномочия и с весны по осень 1995 года издал более 130 подобных законов. Фактически нынешнее законодательство Казахстана создано не парламентом, а самим президентом.

По выгодному для себя новому положению о референдуме Назарбаев его и проводит в кратчайшие сроки (9 апреля). Он написал закон, в котором не было предусмотрено широкого обсуждения заявленной темы – а стоит ли продлевать полномочия президента вообще или нет. Вот такой «лихой кавалерийской атакой», в условиях отсутствия легальной трибуны у оппонентов (парламент в это время, напомню, был разогнан), Назарбаев провел референдум, в ходе которого более 95% избирателей проголосовали за продление полномочий. Подобная схема с «инициативой общественности» применялась и в прошлом году. Назарбаев тоже был якобы против и даже накладывал вето на этот закон…

Вот почему я считаю, что и в нынешнем случае президент действует подобным образом. Если в 90-е годы и начале нового столетия казахстанский лидер еще как-то стеснялся слишком навязчивых проявлений «всенародной любви» и откровенной лести, то теперь – нет. В прошлом году было принято решение о том, что один из новых университетов будет носить имя первого президента. А потом нашли организацию, объединяющую тюрков, проживающих в разных государствах, которая выдвинула кандидатуру Назарбаева на соискание Нобелевской премии мира. Кроме того, в последнее время отдельные «группы общественности» периодически начинают обсуждать вопрос о возможности установления многометровой золотой статуи в честь Назарбаева (наподобие той, что существует в Северной Корее) или вопрос о том, что надо высечь на горных кряжах огромное портретное изображение президента (как около Голливуда)… Очевидно, что многие люди подыгрывают главе государства.

Что касается того, признает ли казахстанский Конституционный совет инициативу общественности о проведении референдума, то я полагаю, что, скорее всего, да. В КС Казахстана заседают 7 судей. Президент, председатели мажилиса и сената (нижней и верхней палат парламента) – каждый назначает двух своих представителей. Однако президент, помимо этого, еще самолично назначает председателя. Естественно, такая ситуация способствует повышению шансов на то, что КС будет выполнять волю президента, не говоря уже о том, что в обеих палатах казахстанского парламента полностью господствует пропрезидентское большинство, а значительную часть сенаторов президент может самолично назначать своим указом.

Конституционный совет сейчас держит паузу только потому, что, в отличие от парламента, ему нужно не просто провести формальные дебаты и проголосовать за то или иное решение, а составить заключение, которое напоминает судебный приговор. Т. е. в его мотивировочной части нужно «изобрести» такие формулировки, которые позволили бы обойти явные нарушения Конституции. Если состоится референдум, то Назарбаев останется у власти до 2020 года. Но ведь он к тому же является лидером политической партии «Нур Отан». Это значит, что формулировка казахстанской Конституции о том, что в этом государстве существует многопартийность, оказывается фальшивой, потому что никакая другая политическая партия не может выдвинуть своего представителя на высший пост в государстве. А ведь партии существуют для того, чтобы бороться за власть и проводить своих ставленников на государственные посты. Вот как они исхитрятся юридически обосновать, что здесь нет противоречия Конституции, я не знаю.

Что касается реакции американцев, то, несмотря на реакцию госсекретаря США Хиллари Клинтон, которая призвала Назарбаева не идти путем референдума, я думаю, что они в конечном итоге закроют на это глаза, как это неоднократно бывало и раньше. Ту же Конституцию 1995 года (которая с некоторыми поправками продолжает действовать до сих пор) писали в т. ч. и американские эксперты. Кроме того, вспомним, что в прошлом году Назарбаев принял решение об отправке военного контингента в Афганистан. Т. е. он уже тогда пошел навстречу американцам в очень принципиальном и чувствительном для них вопросе.

Американские политики в геополитическом отношении достаточно циничны. Их мало интересует демократия в Казахстане. И, напротив, вполне устраивает, что Нурсултан Абишевич открыл национальные «кладовые» для американских компаний. Правда, в последнее время их достаточно активно вытесняют китайцы, но не по политическим соображениям, а просто потому что они ближе, и экономическая мощь их компаний позволяет успешно конкурировать с американцами…

Заявление г-жи Клинтон я связываю со стремлением сохранить лицо, потому что, с одной стороны, они инициируют жесткие резолюции в отношении Александра Лукашенко, а затем, по более критической ситуации в Казахстане (стране, которая также является членом ОБСЕ), они, получается, молчат… Такое поведение выглядело бы не совсем приличным в глазах их партнеров. Вот почему американские власти в этом вопросе играют на публику.

Что касается перспектив русскоязычных граждан Казахстана в случае, если Нурсултан Назарбаев останется у власти на продолжительное время, то на самом деле наступление на языковые и культурные права русских не просто готовится, а уже происходит. Как раз в период обсуждения возможности продления полномочий президента на референдуме глава правительства Казахстана высказался за то, чтобы на заседаниях правительства обсуждения велись только на государственном языке, хотя это противоречит нормам Конституции страны, согласно которым русский язык должен быть в свободном употреблении в госучреждениях.

Казахские политические элиты всячески стремятся инициировать процесс развития Казахстана в сторону мононационального государства. В прошлом году один из русских по происхождению (но при этом отнюдь не пророссийских) политиков РК просто высказал желание выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах, после чего казахские националисты закидали его яйцами. Т. е. они считают, что русский не может быть даже кандидатом в президенты. Для сравнения напомню ситуацию в России, когда в 90-е годы Аман Тулеев, этнический казах, неоднократно выдвигался кандидатом, и никто его яйцами не закидывал.

При всем сказанном нельзя отрицать, что на уровне международных отношений в Средней Азии ситуация складывается для России наиболее благоприятным образом именно в отношениях с казахстанским руководством. Я вообще считаю, что любой последующий президент после Назарбаева будет бóльшим националистом, чем он. Потому что действующий глава РК все-таки воспитывался в советское время, когда интернационализм худо-бедно присутствовал в воспитательном процессе, а новое поколение политиков уже воспитывалось в атмосфере националистического угара. Т. е. их личность уже по-другому сформирована. Другое дело, что Назарбаев сам выпестовал эту новую генерацию. Его кадровая политика состоит в том, чтобы назначать молодых людей, подготовленных в западных, а не российских или казахстанских вузах. Однако в сравнении с ними он сам является, если можно так выразиться, более умеренным националистом. Проблема в том, что действующий президент – это уже возрастной политик. Со временем ему будет все сложнее критически воспринимать не только лесть, но и другие предложения. Т. е. чем более старым он будет становиться, тем бóльшую роль будет играть его окружение. А окружение у него, повторюсь, в основном националистическое.

Автор Говоров Кирилл