Глумление чиновников над Родиной

«России важен каждый» — на щите, оставшемся после переписи вдоль обочины дороги, изображён ветеран Отечественной войны, увешанный боевыми наградами. Ирония звучит с плаката! Старый солдат не «каждый»! Унизили его авторы агитки. По нынешним временам логично ту же надпись сопроводить портретом бомжа, роющегося в мусорном контейнере, проститутки, снимающей клиента, гастарбайтера на трёхэтажных нарах или заключённого на шконке. Было бы ясно, что, по крайней мере, для переписи важны все без исключения.

Но думать чиновники не хотят, а в изделиях частников и вовсе нет предела фантазии, и вскрываются такие глубины невежества и равнодушия к славе Отечества, что только диву даёшься.

Как о сенсации сообщило ТВ, что в Пензе выпустили школьные тетрадки, прославляющие люфтваффе. На обложке поместили информацию, без которой детки не могли обойтись, будто наши асы ничто перед фашистскими. Авторов поразило, что пятнадцать из последних нащёлкали от 200 до 350 самолётов, в то время как на счету И. Кожедуба — 62, а у А. Покрышкина — 59. Вот результат того, что многие годы книжные прилавки буквально ломились от мемуаров битых фашистов. Но, надо сказать, и падали откровения врагов на благодатную почву. Усваивал их, кто хотел и ждал, а чья душа не принимала, искал и находил простые, разумные ответы.

В данном случае немецкая статистика — ложь, ибо лукавый счёт был принят в люфтваффе. Асу засчитывали самолёты, сбитые в групповых боях, и сама воздушная победа фиксировалась фотопулемётом. А кто не знает, сколько задымивших самолётов приходило на свой аэродром? Установить сбитых Э. Хартманом (якобы 352 победы) на самом деле практически невозможно. В четыре, пять, шесть, десять раз меньше, ибо ему даже четырёхмоторный бомбардировщик считали за четыре — по числу моторов и верили на слово даже после утраты лётной книжки (Ю. Мухин, «Асы и пропаганда», М.: Яуза, Эксмо, 2004).

Но здравый смысл должен быть у тех, кто верит в фантастические победы фашистских лётчиков? Во-первых, если умножить 300 на 15, получится 4500 — одни асы справились со всей советской авиацией? А во-вторых, всех их, включая Хартмана, посадили на землю кожедубы и покрышкины, сбившие всего по 60 самолётов, но среди них и самых прославленных. И, наконец, мы пришли в Берлин, а не они в Москву. Кем восторгаться?

Это далеко не первое покушение на нашу славу. Перед праздником 23 февраля в прошлом году, кажется, в Перми поймали полиграфистов, поздравивших ветеранов открытками с фашистскими танками, победоносно стремящимися к Москве. И опять не досмотрели? И вновь по неопытности и незнанию? Простить глумление, повторяющееся с завидным постоянством?

Говорят, ветераны, сделавшие заказ, предлагали свою картинку, но эта показалась типографии фотогеничней.

А корабли и самолёты США я сам видел на открытках к 23 февраля. Но намного вредней военные игрушки, сплошь в американских белых звёздах, наших, красных, вроде бы и не существует. Кто-то заметит, они все изготовлены в Китае, но соседи с удовольствием поставили бы и с красными звёздами, был бы заказ. О собственном производстве этой мелочи и говорить не приходится: мы же давно безрукие. Даже зубочистки возим из-за рубежа.

Волей-неволей пожалеешь об отсутствии цензоров, но не дай бог Сванидзе, коего назначили противодействовать не хухры-мухры, а фальсификации истории. А может, они и есть, да мы не знаем? И пропускают как раз то, о чём сказано выше. Уж больно часто глумятся над святым и никак не наказывают.

В документальном фильме «Ряженые» Первый канал рассказал о мошеннике, увешавшем себя всеми возможными званиями и наградами: генерал-полковник, академик, Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, подделавший всё, что можно и нельзя… И ничего о наказании. Похоже, серьёзного ему и не светит. Нас, видите ли, предупреждают: «Не верьте мошенникам!».

Вспоминается история такого же афериста из 1940 года, посмевшего примерить на себя Звезду Героя. Разоблачённого, его расстреляли как осквернившего святое. И более охотников не было полвека, вплоть до нашего странного времени.

Думает ли власть, что глумление над святынями, без разницы — российскими или советскими, выйдет боком? Не до того. Главное, день простоять, да ночь продержаться. Кто-то скажет, «мелочи», но святыни — не мелочи. Умные люди и тени покушения на них не допускают.

На «Суде времени» Ясин, научный руководитель ВШЭ, заявляет, мол, Отечествен-ной войны вообще могло бы не быть, если бы Сталин вёл другую политику, если бы договаривался с англичанами и французами. Надо думать, сетует на Октябрьскую революцию и возникшее по её результатам Советское государство. По Ясину, если бы существовала Российская империя, никто бы на неё не напал. Стоит ли удивляться наивности доктора экономических наук, но ведь и он со своим сослагательным в буквальном смысле глумится над подвигом народа.

Охотников поглумиться сегодня хоть отбавляй, и всё потому, что нет укорота. «Продаём родину — платим за детей» — реклама жилищного комплекса в Екатеринбурге (НТВ, 11.11.10). И никаких сомнений в собственной правоте. Видите ли, комплекс называется «Родина», и на этом основании можно манипулировать святым понятием, как вздумается? Дурачками прикидываются. А почему бы нет, если разрешено всё, что не запрещено? Но на каждый чих закона не придумаешь — трудно жить в государстве, где здравый смысл не в почёте.

Впрочем, не себе ли на уме екатеринбургские строители, земляки первого российского президента, разбазарившего половину великой державы, предложившего всем, входящим в её состав, брать столько суверенитета, сколько смогут? Может, они и вправду способны родиной торговать?

Однако так ли уж страшны перечисленные выходки? В конце концов, это всего лишь слова. Но недаром говорят: в начале было слово. И вот уже слова превращаются в действия. 10 ноября телевидение торжествовало: супругам Кузнецовым вернули детей. В чём суть? — Чиновники обследовали московскую семью и решили, что пятеро детей живут в ненадлежащих условиях: квартира требует ремонта, мебели не хватает, вещи разбросаны, порядка нет.

Надо сказать, что заявились они поутру, и мать, очевидно, просто не успела убраться. Кто не знает, какой кавардак порой оставляют дети и мужья, опаздывая в школу и на работу? Что касается ремонта, наверное, семье элементарно не хватало отцовского заработка. И что же? Детишек вытащили, словно морковки из грядки. Возмущённой общественности стоило больших усилий вернуть детей родителям. Вот это глумление так глумление! А самое главное, вернули их после того, как усилиями десятков добровольных помощников квартплата была погашена, а квартира отремонтирована. И, стало быть, чинуши остались в сознании собственной правоты. Это вместо того, чтобы помочь, как и положено государству: освободить от квартплаты, предоставить большую жилплощадь, предложить детский сад или няню от собеса, да мало ли ещё что можно сделать при желании, если не глумиться.

Но чиновники руководствуются мнением-глумлением: нет денег — нечего и детей заводить, нищету плодить. И это уже не слова, а слова, обращённые в действия.

«Мир новостей», N51-2010 заметил: «Главной темой президентского Послания Федеральному собранию в 2010 г. стала «забота о будущих поколениях как самая надёжная инвестиция государства». Не менее 40 из 72 минут Дмитрий Медведев посвятил вопросам защиты материнства, поддержки многодетных семей и модернизации образования». А чуть ниже сообщила, что рекордсмены Книги Гиннеса по количеству собственных детей воронежцы Шишкины, родившие 20 детей, про льготы и помощь государства слышат только с экрана телевизора. «Сейчас на содержании Елены Георгиевны, которая 15 лет проходила беременной, вырастила целый взвод замечательных детей, находятся 6 детей-школьников и трое студентов. Государство ежемесячно даёт на каждого по… 171 рублю. Пенсия Шишкиной — 6500 рублей. Кого можно прокормить на эти деньги? «Мы обращались в органы соцзащиты, просили хотя бы субсидию для льготной оплаты коммунальных услуг. Нам отказали, — жалуется Шишкина. — Ещё я просила, чтобы мне платили как воспитателю домашнего детского сада, — нет. Если честно, на государство не надеемся. Пообещать многое можно, а где реальные дела?»

Глумлением пронизана вся современная жизнь: заранее не знаешь, где с ним столкнёшься, проявляется, казалось бы, в мелочах и в самых неожиданных местах. Не мелочь ли приказ министра обороны, только что вошедший в силу, о запрете курения в помещениях министерства? А что, имеет право! И кто возразит против здорового образа жизни? Но не глумление ли над офицерами, участвовавшими в боевых действиях, не забывшими, как сигарета порой остаётся единственным средством, помогающим притупить чувство голода? В Отечественную войну махорка входила в довольствие солдата — может, Сердюков и в окопе запретит курить? Не знаю, как в окопе, а в армии определенно: уже показывают разведроту в Новосибирске, в которой солдаты добровольно отказались от курения, а окурок нарушителя хоронят всем коллективом…

А что вытворяют предприниматели, нарочно не придумаешь. Своя рука — владыка, и один заставляет персонал начинать рабочий день с благодарности хозяину, другой с молитвы, третий обязывает в двухнедельный срок узаконить супружеские отношения… А я о глумлении, об унижении человеческого достоинства. — Век должны поклоны бить милостивцу только за то, что даёт работу.

Имеющий глаза да видит, имеющий уши — да слышит. На шоу «Судите сами» (какое название! Будто мы и в самом деле можем судить?) разбирались «между трудом и капиталом». Редкий случай, олигарх Прохоров не погнушался, пришёл доказывать свою правоту. РСПП, своеобразный профсоюз миллиардеров, решил посягнуть на завоевание рабочего класса аж столетней давности, восьмичасовой рабочий день, сорокачасовую трудовую неделю.

Очень надо. На Куршевели не хватает. При этом инициатор утверждает, что увеличение рабочей недели до 60 часов — в интересах трудящихся и чуть ли не по их просьбе. Не глумление ли? Рвутся перерабатывать те, что получают так мало, что не в состоянии прокормиться, и предложение — чистейшей воды издевательство. И в советское время, и сегодня не воспрещается работать сверхурочно, но за двойную плату. Олигархи хотят, чтобы без всякой двойной. Чистая прибыль промышленникам и предпринимателям. Ещё вчера за 12 часов можно было получить, как за 16, а завтра, если прохоровы добьются своего, только за 12, как будто это норма, а не переработка.

Старый актёр, но молодой продюссер Ярмольник всё выскакивал поперёд батьки: мол, актёры давно работают по 12 часов и не страдают от этого. Забыл сказать, что за авральный труд на съёмках очередных «Стиляг» получают столько, что и не снилось шахтёру и токарю. Но на замечание, что уставшему токарю и руку может оторвать, не забыл огрызнуться: если рабочий трезвый, механизм ему не помеха. Кто бы говорил! — Если бы в моде были фильмы на производственную тему, инвалидов среди актёров сильно бы прибавилось: кому не известно, что трезвость среди них не в почёте? Но… чего не скажет человек искусства, чтобы запомниться олигарху?

(Выдержав паузу, на телевизионной встрече с гражданами 16 декабря премьер-министр сказал, что пока увеличение продолжительности рабочего дня не реально. Все ли отметили это «пока»?)

Председатель комитета по труду и кадровой стратегии РСПП не постеснялся представить собранию экономическую подоплеку одиозного предложения: глобальная экономика имеет две модели — европейскую и азиатскую. Европейская основана на высокой производительности труда и высоких социальных гарантиях. Азиатская — на высокой производительности труда и низких социальных гарантиях. Российская же — на низкойпроизводительности и высоких социальных гарантиях.

Насмешил олигарх. Отобрали почти всё и отбирают последнее. Край непуганых богатеев — вот что такое современная Россия. Где ещё найдёшь такой низкий подоходный налог для миллиардеров, где найдёшь такие льготы для бизнесменов и чиновников? И круг их постоянно расширяется.

С миру по нитке — нуворишу рубаха, у нас отбирают — им отдают. Они будут жить, как хотят, а мы — как сумеем, на то, что останется. Сам факт обсуждения возможности отказа от социальных завоеваний столетней давности — это уже глумление над трудящимися и здравым смыслом.

Послушайте, как представитель «профсоюза» хозяев обосновывает необходимость внесения поправок в трудовой кодекс, превращающий его фактически в антирабочий: мол, мы чудовищно отстали от передовых экономик по производительности и чтобы догнать, нет другого выхода, как отказаться от социальных гарантий. Но производительность упала даже там, где 20 лет назад была на уровне и выше западной, потому как с экономики только брали, не давая ничего взамен. В газовой промышленности количество работников увеличилось в 3 раза, в нефтяной — в 2,5, в электроэнергетике — вдвое. При этом всюду падение, кроме газа. Паразитов, нахлебников, управленцев чересчур много развелось при живом деле. В добывающей промышленности производительность труда составляет 24% от американской. Обратите внимание на рост количества работников за 20 лет, а заодно и на то, что производственные фонды практически не обновлялись. Удивительно ли отставание? Не очень я уважаю Мохначука, но в данном случае он прав, заявляя в сердцах: дайте нам нормальное оборудование, и мы покажем такую производительность, что вам и не снилась.

Чем ещё, как не глумлением, назвать стремление конкурировать с Китаем за счёт увеличения интенсивности труда и ликвидации социальных завоеваний? И это при том, что свои права на роскошь РСПП не подвергает ни сомнению, ни ограничению.

500 миллионов налогов заплатил Прохоров государству и возмущается: «Неужели мало?». — В благополучной Швеции с него взяли бы 3 миллиарда. И между прочим, валленберги не обижаются на 70-процентные налоги. И производство держат на высочайшем уровне, и баланс между трудом и капиталом. Может быть, меньше тратят на яхты, лондонские особняки и британские футбольные клубы?

Я смотрел на невозмутимого капитана рыночной экономики и удивлялся его самоуверенности. Однофамилец автора поправок, владелец «Трёхгорной мануфактуры» ещё когда был вынужден согласиться на восьмичасовой рабочий день. Не по доброй воле, а волей собственных рабочих. Идейный наследник хочет взять реванш, возвращая трудящихся в XIX век с его нищетой и рабочими казармами, со штрафами и зуботычинами? Но и с ожесточёнными классовыми боями, забастовками и грядущими революциями.

А как иначе понимать право работодателей изменять трудовой договор по собственному усмотрению? Внедрение в практику срочных трудовых договоров? Последние привязывают человека к рабочему месту почище запрета покидать предприятие. Так и вспоминается пресловутый «Юрьев день». Но даже он хозяевами не предполагается…

Впрочем, РСПП ещё крутится со своим глобальным предложением (кстати, только что одобрил прохоровские поправки, не взирая на неприятие шевченского «Судите сами»), а РАО РЖД претворяет в жизнь весьма близкое по духу. С 1.01.11 верхние полки в поездах дальнего следования вдвое дешевле, чем нижние. Радоваться бы, да здравый смысл не позволяет. Дело в том, что одновременно тарифы увеличиваются в полтора раза. Допустим, обе полки стояли по тысяче рублей и вместе с супругой надо было заплатить за нижнюю и верхнюю — две. Теперь же она едет на нижней за 1500, а я на верхней за 750, а вместе, стало быть, за 2250. И где же наша выгода?

Глумятся над нами, что РСПП, что РАО РЖД, что РАО ЕЭС, о котором и говорить не хочется, поскольку Чубайс всех обул и одел, ныне занимается ещё более прибыльным делом, нанотехнологиями, а, по слухам, может возглавить уж совсем прибыльное — ЖКХ. В чём там глумление, выяснится со временем, но уж точно не без него.

А начинается всё с «безобидных» плакатов и открыток!

Ю.М. ШАБАЛИН