В Севастополе вернули к жизни единственную подлодку

В Севастополе прошли первые швартовочные испытания возвращенной к жизни единственной украинской подлодки. Дизельная субмарина «Запорожье» много лет простояла на приколе без ремонта и стала символом упадка флота страны. На помощь украинским коллегам пришли российские специалисты.

После многолетнего ремонта испытания проходит единственная субмарина украинских ВМФ. Подлодка «Запорожье» выведена из доков российской ремонтной базы. По оценкам военных, именно возобновление сотрудничества двух стран позволит Украине войти в список стран, обладающих действующим подводным флотом. Ремонт и обслуживание подлодки «Запорожье» производили российские специалисты, экипаж украинских моряков-подводников проходил стажировку на российских объектах.

«Я хотел бы поблагодарить наших братьев, наших коллег — моряков Черноморского флота, которые решили вопрос проведения стажировки экипажа подводной лодки «Запорожье» на подлодках Черноморского флота», — говорит министр обороны Украины Михаил Ежель.

История одной подводной лодки, словно отражение политики прошедших десятилетий. Субмарина еще в советское время выполняла задания в Средиземном и Балтийском море, в Атлантическом океане. После раздела Черноморского флота досталась Украине, но практически сразу ее отправили на ремонт. Каждый крупный политик Украины вспоминал о подводной лодке, как о символе упадка военного флота, многие обещали ввести ее в строй. Но осуществить это без помощи России не удавалось.

«Испытаны основные механизмы и системы подводной лодки, как то: главная энергетическая установка с фактической дачей хода на винт, главным электродвигателем и главными дизелями. Также были испытаны боевые системы, судовые вспомогательные механизмы», — говорит главный инженер судоремонтного завода номер 13 министерства обороны РФ Александр Бакланов.

Хотя сам проект субмарины тридцатилетней давности, подлодка «Запорожье» оснащена новым оборудованием и с военной точки зрения в Черном море именно подлодки такого типа наиболее эффективны. Дизельная субмарина отличается малой заметностью.

«Так же тяжело обнаружить эту подводную лодку сегодня, как и десять, и двадцать, и тридцать лет назад. Я думаю, что и в будущем нелегко ее будет найти. Это — большое преимущество», — говорит Олег Орлов, командир подводной лодки «Запорожье» с 1997 по 2010 годы.

Появление «Запорожья» в водах Черного моря, конечно, не изменит баланс военных сил в регионе, но для Украины своя субмарина имеет стратегическую важность. Ее ввод в строй позволит повысить безопасность флота — в случае чрезвычайных ситуаций на море подводники играют ключевую роль в спасательных операциях.

Это и вопрос престижа. На Черном море по одной действующей подводной лодке имеют Болгария, Румыния и Россия. Украина теперь не будет отставать от соседей.

Первоначальные швартовочные испытания прошли удачно. Все системы корабля работают исправно. Но до выхода в море предстоит еще ряд проверок. Впрочем, в том, что они завершатся успешно — никто не сомневается. Ориентировочно в мае украинская подводная лодка будет поставлена на боевое дежурство.