Последние военные тенденции: сокращай и экономь

Министерство обороны Великобритании к 2014-15 году планирует сократить военные расходы на 8 миллиардов фунтов стерлингов (7,5%).

Уже сейчас в Великобритании под сокращение идет большое количество военной техники. Так например истребители перехватчики «Торнадо» F3 и патрульные самолеты «Нимрод» сокращены будут полностью, также под сокращение попадает часть истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» GR4. Существенному сокращению подвергаются и другие виды вооружений, а также личный состав британской армии. Помимо этого министерство обороны Великобритании, в целях сокращения расходов пересматривает все действующие контракты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и объемы закупок по этим контрактам. Планируется пересмотреть в общей сложности около 900 оборонных проектов, многие из которых могут быть приостановлены или отменены полностью.

Радикальные сокращения военных расходов и вместе с ними военной инфраструктуры в целом происходят не только в Великобритании. Практически во всех странах европейского блока НАТО идут похожие процессы. Франция уменьшает объемы закупок перспективных вооружений, происходят серьезные сокращения в вооруженных силах Германии и Норвегии, другие европейские страны, также урезают и сокращают объемы и расходы.

В целом в наметившейся тенденции, в рамках НАТО можно выделить три направления развития.

Радикальные сокращения – характерны в первую очередь для стран Северной и Западной Европы.
Сокращение военных расходов с поддержанием баланса сил – для США
Наращивание военной мощи характерно для Турции.

Причины происходящих процессов достаточно очевидны. В первую очередь европейские страны вынуждены пересматривать военные расходы из за экономического кризиса. Также такая стратегия объясняется новыми наметившимся в евросоюзе трендами, налаживание сотрудничества с Россией и блокирование внутри НАТО (компенсация падения военной мощи путем объединения усилий).

США решают две проблемы, с одной стороны они должны поддерживать военную мощь, чтобы не потерять влияния и возможности вмешиваться в любые происходящие в мире события. C другой стороны стоит все тот же экономический кризис, затронувший США также, для улучшения экономической обстановки в стране штатам приходится урезать военный бюджет.

Особняком стоит Турция, не входящая в ЕС и расположенная в конфликтном, взрывоопасном регионе, активные боевые действия в котором могут начаться в любой момент. Учитывая обстановку на Ближнем Востоке Турции несмотря ни на какие кризисы недопустимо ослабление, а тем более сокращение вооруженных сил.

В итоге страны члены блока НАТО по сути готовятся к совершенно разным войнам. Турция и США в перспективе будут готовы к участию в крупных региональных конфликтах, с высокой интенсивностью боевых действий. Тогда, как крупные западноевропейские страны входящие в НАТО, так и более мелкие страны из этого же блока нацелены в основном на экспедиционные операции, локального характера.

Такое развитие дел в блоке НАТО позволяет предугадать развитие военных реформ в России.

Россия, как и Турция не может позволить себе масштабных и резких сокращений вооруженных сил. Угроза втягивания России в крупные военные конфликты на своих границах актуальна для России не меньше чем для той же Турции. Также, как и для США, для России важно сохранить достаточный военный потенциал для защиты стратегических интересов.

Сведение к минимуму вероятности военного конфликта с блоком НАТО позволяет России переориентировать усилия в направлениях где возникновение военных конфликтов наиболее вероятны. Можно сделать вывод, что МО России усилит развитие военной инфраструктуры на южном и восточном направлениях, не опасаясь начала большой войны в Европе.

Действуя в данном направлении, также естественным становится и развитие экспедиционных формирований. В итоге в российском военном развитии нашли применение все описанные выше тенденции мирового военного строительства.

Будем надеяться что Россия выбрала правильные направления стратегического развития своих военных сил.