Немцова называют профессиональным провокатором

В пятницу продолжится работа спецкомиссии Общественного совета при ГУВД Москвы, созданной для расследования событий 31 декабря на Триумфальной площади. Действия соратника Немцова оппозиционера Яшина комиссия уже признала «провокационными». Большинство опрошенных газетой ВЗГЛЯД экспертов полагают, что Немцов и другие радикалы, как показывает опыт, все равно продолжат участие в несанкционированных акциях, провоцируя милицию на конфликт.

Заседания начались накануне, но члены комиссии пока не пришли к определенному решению. Комиссии были показаны видеозаписи, предоставленные как правоохранительными органами, так и сторонниками Немцова. Члены комиссии не услышали на этих пленках призывов к проведению альтернативного митинга, не услышали мата со стороны Немцова, которые инкриминировались ему при задержании.

«Немцов и его сторонники провоцируют граждан на противоправные действия в отношении сотрудников милиции»

Вместе с тем от окружения Немцова ясно звучали призывы: «Мужики! Давайте поднажмем!..», в которых эксперты усмотрели признаки «нагнетания напряженности».

«Мы заседали около трех часов и начали с задержания Немцова. Нам было предоставлено две пленки: одна милицией, а другая – со стороны Немцова. Они полностью совпали, и на этих пленках мы увидели, что сопротивления он не оказывал и никаких ругательств не произносил», – сообщил «Интерфаксу» главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, по инициативе которого была создана комиссия.

Вместе с тем он признал, что «некоторые представители оппозиции бросали острые фразочки типа: давай, мужики, поднажмем».

«Пока по итогам заседания никаких документов мы не подготовили. Вопросов остается еще достаточно много», – отметил Муратов.

В то же время члены комиссии при Общественном совете при ГУВД Москвы признали провокационными действия другого оппозиционного политика – Ильи Яшина – во время акции оппозиции 31 декабря на Триумфальной площади столицы. Напомним, один из лидеров движения «Солидарность» Илья Яшин был задержан милицией 31 декабря на Триумфальной площади, где проходил согласованный с властями митинг гражданских активистов, и отсидел пять суток административного ареста в изоляторе по решению московского суда.

«Члены комиссии расценили как провокационные высказывания и действия Ильи Яшина во время акции 31 декабря на Триумфальной площади», – сообщил журналистам официальный представитель московского ГУВД Виктор Бирюков по окончании заседания комиссии. Он уточнил, что со стороны Яшина звучали призывы «надавить на сотрудников милиции», которые были задействованы для обеспечения общественного порядка, передает ИТАР-ТАСС.

Говоря о действиях Бориса Немцова, представитель ГУВД отметил, что представленные на заседании комиссии фрагменты видеоматериалов не позволили составить объективной картины, «и в этом мнении сошлось подавляющее большинство участников встречи».

«С одной стороны, на фрагментах видеоматериалов, рассмотренных на заседании, не зафиксировано нецензурной брани или призывов к участию в несанкционированной акции со стороны Бориса Немцова. С другой стороны, на этих же фрагментах отчетливо слышны предупреждения сотрудников милиции о том, что выход с Триумфальной площади в том месте, где пытался пройти Немцов, запрещен», – отметил Бирюков.

Наряду с этим, по словам представителя ГУВД, из группы, где находились Немцов и Яшин, «звучали антиправительственные выкрики и лозунги». Бирюков сообщил также, что комиссия намерена рекомендовать общественному совету при ГУВД направлять на массовые акции своих наблюдателей.

«В частности, 31 января, когда на Триумфальной площади запланирован очередной митинг, на нее в качестве наблюдателей намерены прийти члены комиссии при общественном совете практически в полном составе», – подчеркнул Бирюков. Рекомендации комиссии планируется разослать членам общественного совета в начале февраля с тем, чтобы они были рассмотрены на его февральском заседании.

Как уже писала газета ВЗГЛЯД, в четверг свою оценку истории с задержанием Немцова дал и президент Дмитрий Медведев. В интервью Bloomberg TV российский лидер заметил, что в принципе отвергает попытки давить на суд, в том числе и при рассмотрении этого дела.

«Если вы имеете в виду административный арест в отношении лидеров отдельных маленьких оппозиционных партий, то здесь вопрос должен разрешаться абсолютно в правовой сфере. Ни в одной стране мира не позволено нарушать законы по проведению митингов и демонстраций и двигаться в отношении полиции, совершая противоправные действия в отношении тех, кто защищает правопорядок. Я сейчас не предвосхищаю решения. Я знаю, что они обратились в суд, это их право. Но, во-первых, это не уголовное преследование, а лишь всего-навсего административный арест. Это не приговор. Пусть обжалуют», – предложил Медведев.

«Немцов не выполнил законные требования»

Президент Центра социально-политических исследований «Аспект», исполнительный директор ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Георгий Федоров заявил газете ВЗГЛЯД, что уверен, что действия милиции были в этом случае правомерными.

«Стоит уточнить, Немцов действительно не сопротивлялся милиции, как и заявил Муратов, ведь в противном случае дело было бы заведено по уголовной статье. Он же обвинен в том, что не выполнил законные требования милиции, а это административное правонарушение, – пояснил эксперт. – Он получил эти 15 суток по решению суда. Если он не согласен, может подать встречный иск и доказать свою позицию. Для этого не нужно «прикрываться» мнением членов совета».

«Немцов всегда отличался склонностью к пиару и теперь создает образ мученика, незаконно задержанного правозащитника. Это, безусловно, развязывание информационной войны со стороны нашей псевдолиберальной оппозиции», – заметил эксперт, добавив, что поддерживает мнение Бирюкова.

Федоров согласен, что членам совета стоило бы наблюдать за акциями. «Его инициатива насчет присутствия наблюдателей от совета на митингах оправдана. Тогда бы они смогли увидеть все, что там происходит, своими глазами», – полагает он.

Член Общественной палаты Ярослав Терновский, комментируя споры относительно виновности Немцова, не видит причин сомневаться в истинности решения Тверского суда.

«Я специально посмотрел несколько видеозаписей с несанкционированных митингов с участием Немцова, в том числе и летнюю. Съемка тогда велась камерой сверху, и в кадрах видно, как сотрудники милиции несколько раз пытаются задержать его, а он вырывается и убегает», – заявил он газете ВЗГЛЯД.

«К приговору, который обсуждался накануне, это, безусловно, не имеет отношения, но сам факт появления таких эпизодов раньше очень показателен, – полагает Терновский. – Это косвенное свидетельство виновности Немцова. Становится очевидно, что такое могло случиться и на митинге 31 декабря. Я не вижу причин не доверять решению суда». Эксперт также предположил, что защитники Немцова преследуют какие-то свои цели, и это «никак не сталкивается с правосудием и доверием к нашей судебной системе».

По мнению Терновского, присутствие членов общественного совета на мероприятиях никак не скажется на обстановке. «На установление истины это не повлияет, поскольку это массовое мероприятие, на котором много людей и быть во всех местах невозможно. Находясь в одном месте, нельзя узнать, что происходит в другом, и составить впечатление о картине в целом», – говорит Терновский.

«Кроме того, члены совета, несмотря на то, что все они уважаемые люди, очень разные и могут расходиться в своих симпатиях и оценках, – говорит Терновский. – Например, кто-то может просто в целом поддерживать Немцова, во всех случаях, независимо от того, нарушает он закон или нет, или наоборот, полностью отрицать действия оппозиционера. Человеческий фактор в общественном совете очень значим».

В свою очередь член ассоциации НКО по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Валерий Ивановский согласен с Федоровым в том, что сторонники Немцова передергивают факты.

«Никто ведь и не обвинял Немцова в том, что он оказывал сопротивление милиции. Если бы это произошло, в отношении него были бы приняты меры согласно уголовному законодательству. Те люди, которые говорят, что он был прав, совершенно этот факт игнорируют», – подчеркнул он в интервью газете ВЗГЛЯД, добавив, что с морально-нравственной точки зрения не видит никакой ценности в поступках оппозиционеров.

По мнению Ивановского, своими действиями Немцов нарушает как раз те нормы и принципы, которые публично так яростно отстаивает. «Фасадно он является поборником демократии, однако сам он пренебрег верховенством закона и правопорядка», – подчеркнул Ивановский.

«Как политик он тоже сомнителен. Его деятельность не помогает строить гражданское общество. Она только вносит раскол и ненужный ажиотаж. Его митинги в такое время, когда наоборот нужно консолидироваться, просто неуместны», – подытожил эксперт.

Ответственный секретарь Общественного комитета «За открытость правосудия» Денис Дворников считает правдоподобной версию о том, что такой «эмоциональный» человек, как Немцов, в принципе склонен провоцировать уличное насилие.

«Любой человек, исповедующий уличную демократию, должен быть, в том числе, готов оказаться перед лицом судебной системы, так как любое подобное выступление неизбежно является мероприятием повышенного риска с точки зрения общественного порядка. Людей захлестывают эмоции, и одно неосторожное слово в адрес лица, исполняющего на данном мероприятии свои обязанности, может иметь за собой правовые последствия», – заявил Дворников газете ВЗГЛЯД.

В данном случае Немцов, полагает эксперт, довольно легко отделался, так как 319-я статья УК (оскорбление представителя власти) предусматривает наказание до года исправительных работ. Вместе с тем эксперт выразил недоумение по поводу того, что члены Общественного совета настаивают на разбирательстве подобных мелких уличных происшествий, в то время как в стране произошел теракт. «Мне кажется, у Общественного совета при ГУВД сейчас нашлись бы более актуальные, более общественно значимые дела, чем разбирательство с подобными инцидентами», – добавил он.

Заступились за океаном

Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, Немцова задержали 31 декабря 2010 года за агрессивные действия в отношении милиционеров – оппозиционер пытался пройти сквозь милицейское оцепление на несанкционированную акцию на Триумфальной площади в центре Москвы. До этого Немцов участвовал в санкционированном московскими властями митинге на той же Триумфальной площади.

Как пояснил журналистам руководитель управления информации ГУВД Москвы Виктор Бирюков, представители правоохранительных органов были «вынуждены» задержать «агрессивно настроенных участников» после того, как они попытались прорваться через милицейский заслон и спровоцировать людей на противоправные действия.

«После выступления на митинге Немцов и другие его сторонники решили покинуть площадь и попытались пройти через оцепление, несмотря на предупреждения сотрудников милиции об осуществлении выхода через Брестскую. Немцов и его сторонники начали привлекать к себе внимание других участников митинга, несмотря на предупреждения о том, что они провоцируют граждан на противоправные действия в отношении сотрудников милиции», – приводит его слова «Интерфакс».

2 января мировой суд признал политика виновным по статье 19.3 КоАП РФ (неповиновение законным требованиям сотрудников милиции) и назначил ему наказание в виде административного ареста сроком на 15 суток. 12 января это решение признал законным Тверской суд Москвы. После проигрыша в суде защита Немцова надеется на Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который принял жалобы на арест политика к рассмотрению в ускоренном порядке.

На арест Немцова крайне болезненно отреагировали в Вашингтоне. «Мы с удивлением узнали, что некоторые из демонстрантов были арестованы 31 декабря и – в случае с Борисом Немцовым и рядом других лиц – приговорены к пребыванию под стражей в течение продолжительного времени за то, что представляется как осуществление своих конституционных прав», – заявил официальный представитель Совета национальной безопасности при Белом доме Майк Хаммер. Аналогичное мнение озвучил и помощник госсекретаря США Филип Кроули.

Подобная активность США, в свою очередь, вызвала удивление в России. В Госдуме расценили эти заявления как попытку вмешательства США во внутренние дела суверенного государства. «За теми оценками, которые прозвучали из-за океана, – преследование совершенно определенных целей, и мы расцениваем это как вмешательство в дела другого государства», – заявил тогда первый зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков.