Узбекистан и Евросоюз подписали энергетический меморандум

Узбекистан и Евросоюз подписали меморандум о сотрудничестве в сфере энергетики в ходе визита в Брюссель президента Узбекистана Ислама Каримова, состоявшегося в минувший понедельник — 24 февраля 2011 по приглашению президента Комиссии Европейского союза Жозе Мануэла Баррозу. Как сообщило Национальное информационное агентство Узбекистана (УзА), Баррозу поблагодарил Каримова за содействие в реализации стратегии ЕС в Центральной Азии и подчеркнул, что достигнутые соглашения открывают большие перспективы в модернизации топливно-энергетического комплекса, внедрения энергосберегающих технологий и развития транспортно-коммуникационных и транзитных коридоров между регионами.

Страны Евросоюза готовы принять активное участие в процессе экономических и структурных реформ, предоставляя высокие технологии для реализации приоритетных проектов, развития инфраструктуры, подготовки кадров и расширения научно-технических связей. Руководство ЕС также выразило готовность содействовать углублению в стране процессов демократизации и формирования гражданского общества, развитию независимых СМИ и либерализации судебно-правовой системы. По итогам встречи было подписано и Соглашение об учреждении делегации Евросоюза в Узбекистане.

Результаты визита Ислама Каримова в Брюссель, по мнению аналитиков, говорят о заинтересованности стран Европы в перспективах, прежде всего, газовой отрасли Узбекистана, занимающего второе место в СНГ по добыче природного газа после России. При поставках узбекского газа в Европу цена на него может оказаться довольно высокой из-за большой протяженности транспортировки. Однако Евросоюз, вероятно, не исключает финансовых жертв ради стратегической цели — диверсифицировать источники и маршруты поставок энергоносителей, корректируя нынешнюю импортную зависимость от российского «Газпрома». Газовый меморандум с Каримовым означает, что в перспективе Узбекистан может присоединиться к одному из лоббируемых ЕС проектов «Южного коридора» — газопроводам Nabucco, «Белый поток» и ITGI (Турция-Греция-Италия). До настоящего времени эти проекты в основном имели в виду поставки в Европу газа с месторождений в Туркменистане, которых, по оценкам некоторых отраслевых экспертов, может оказаться недостаточно для заполнения всех, ныне развиваемых и планируемых Ашхабадом экспортных направлений — в Россию, Китай, Пакистан и Индию. Гипотетическое пока присоединение к «Южному потоку» Узбекистана, также поддерживающего данные векторы газового экспорта, могло бы обеспечить их большую стабильность.

При этом развитие взаимовыгодных экономических связей обеспечило бы и долгосрочные перспективы расширения геополитического влияния в регионе, в котором Евросоюз до сих пор заметно уступает России, Китаю и США. Между тем до последнего времени Узбекистан не проявлял заинтересованности в продаже своего газа Европе, предпочитая сотрудничество с «Газпромом», подкрепленное российскими инвестициями в развитие своих газовых инфраструктур и разведку новых месторождений. И больше того — в 2008-2009 годах, во время визитов в Узбекистан премьер-министра РФ Владимира Путина и президента России Дмитрия Медведева, Ислам Каримов дословно заявлял им, что и впредь не планирует продавать узбекский газ никому, кроме «Газпрома» и ближних соседей по региону. Правда, вскоре присоединился к строительству газопровода из Туркменистана в Китай, но в целом это не вышло за рамки его газовой стратегии, по мнению политологов, обусловленной тем, что Россия и Китай никак не связывают свои экономические интересы с требованиями развития демократии и прав человека, которые правительство Узбекистана обычно характеризовало как «попытки вмешательства во внутренние дела». Исходя из этого, долгосрочные результаты нынешних предварительных договоренностей в энергетической сфере между Узбекистаном и Евросоюза аналитики склонны рассматривать также в непосредственной связи с дальнейшим состоянием политических отношений Каримова и ЕС.

УСЛОВНОЕ СОТРУдНИЧЕСТВО

Напомним, что отношения Узбекистана с ЕС осложнились в 2005 году, когда Евросоюз потребовал от правительства Ислама Каримова независимого международного расследования всех обстоятельств массовых беспорядков в городе Андижан, во время которых погибли как военнослужащие, так и гражданские лица. Ташкент отказался категорически, заявив, что трагедия, произошедшая в 12-13 мая в Андижане, явилась следствием вооруженного мятежа религиозных экстремистов при участии внешних сил международного терроризма, и потому способы его подавления — внутреннее дело Ташкента. В ответ на сообщения о большом количестве гражданских жертв Евросоюз ввел санкции, которые включали эмбарго на поставку в Узбекистан оружия и технологий, а также ввел запрет на въезд в Европу для двенадцати высших узбекских чиновников и сократил финансовую помощь по кредитам и гуманитарным траншам. Авторы эмбарго предполагали, что, оставшись в политической изоляции, Ташкент начнет исправлять ситуацию с правами человека по сценарию международных правозащитных организаций. Но практически это привело к тому, что Евросоюз начал быстро утрачивать и без того небольшое политическое влияние на Узбекистан, заключивший договор о стратегическом экономическом и военном партнерстве с Россией. В стране были закрыты десятки представительств западных НПО и высланы корреспонденты европейских СМИ, ужесточилась цензура прессы и преследования диссидентов. После президентских выборов в конце 2007, на которых Ислам Каримов был переизбран на третий, теперь уже семилетний срок — до 2014 года, политики Евросоюза решили сменить тактику эмбарго на стратегию «мягкого давления и диалога в отношении авторитарных правительств Центральной Азии». После отмены в Узбекистане смертной казни, освобождение из тюрем ряда активистов правозащитного движения и светской оппозиции, декларации о принятии habeas corpus и ратификации международных конвенций о запрещении детского труда в октябре 2009 года Евросоюз объявил об окончательной отмене санкций. По мнению аналитиков, тому способствовало и возобновление гуманитарного партнерства Узбекистана с НАТО по Афганистану, предоставление ВВС США транзитной площадки на авиабазе Бундесвера под Термезом, а также заметное охлаждение в отношениях Ташкента с Россией — выход из ЕврАзЭС и не подписание соглашений по Коллективным силам оперативного реагирования (КСОР) в рамках ОДКБ. При этом снятию санкций предшествовало заявление главы МИД Узбекистана на форуме в Брюсселе, что диалог Ташкента с ЕС должен осуществляться не через призму критики и без попыток навязывания западных стандартов и моделей демократии. «Евросоюзу никто не предоставлял права контролировать ситуацию в Узбекистане», — заявил тогда представитель Ташкента. То есть диалог решено было продолжить фактически на условиях Узбекистана.

Отголосками сглаживающихся разногласий стали протокольные перипетии, сопутствовавшие нынешней встрече президента Узбекистана с Жозе Мануэлом Баррозу. Накануне прилета Ислама Каримова в Брюссель руководство ЕС подверглось весьма жестокой критике со стороны европейских правозащитных организаций, активистов узбекской политэмиграции и даже некоторых депутатов Европарламента, заявивших, что приглашение авторитарного лидера выглядит странным на фоне нынешнего стремления ЕС изображать себя непримиримым борцом за демократию и права человека в Беларуси и Тунисе. В минувшие выходные представитель пресс-службы Еврокомиссии Михаэль Карничниг даже заявил изданию EUobserver «Я не знаю, кто пригласил его (Каримова) — Бельгия или НАТО. Единственное, что я могу сказать, это то, что Баррозу не приглашал. Узбекская сторона вышла на нас первой». Но представитель Североатлантического блока позднее также открестился от приглашения, кивнув на ЕС. Пресс-секретарь МИД Бельгии Барт Оуври, в свою очередь, сказал, что страна вообще не имеет двусторонних связей с Узбекистаном. Партнеры Каримова в Брюсселе исключили из повестки дня совместную пресс-конференцию, посещение памятных мест и встречу с Королем Бельгии Альбертом II. Визит, таким образом, как бы не получил статуса государственного или официального, а скорее стал рабочей поездкой. Хотя сообщение УзА недвусмысленно прояснило, что президент Узбекистана побывал в Брюсселе именно по приглашению Евросоюза.

Во вторник Еврокомиссия распространила заявление, что Жозе Мануэл Баррозу в ходе переговоров с лидером Узбекистана «настаивал на освобождении всех политических заключенных и узников совести» и поднял вопрос о возобновлении аккредитации в Ташкенте международной правозащитной организации Human Rights Watch, постоянно напоминающей о событиях в Андижане. А также призвал Каримова, чтобы Международная организация труда проводила в стране мониторинг оставшихся форм детского труда. «Европейский союз проводит политику критического, условного (в смысле соблюдения неких) условий и всеобъемлющего сотрудничества с Узбекистаном. Я поднял все ключевые проблемы, в частности в отношении прав человека и основных свобод, которые стоят в центре внешней политики ЕС», — цитирует заявление Мануэла Баррозу пресса. Каримов, в свою очередь, «выразил свою приверженность к дальнейшему углублению демократических реформ в Узбекистане». Вслед за этим состоялась встреча Ислама Каримова с генеральным секретарем НАТО Андерсом Фог Расмуссеном, которая, по сообщениям УзА, продемонстрировала заинтересованность сторон в дальнейшем развитии конструктивного партнерства между Узбекистаном и Североатлантическим альянсом.

Было подчеркнуто, что в чрезвычайно сложной ситуации, складывающейся в Афганистане, особое значение приобретает поиск альтернативных путей достижения мира и стабильности в этой стране. При этом президент Каримов напомнил, что, по мнению Узбекистана, важную роль в обеспечении безопасности региона может сыграть создание под эгидой ООН контактной группы «6+3» в составе представителей соседних с Афганистаном стран, а также США, НАТО и России. Отвечая на вопрос европейских СМИ, насколько удалось НАТО добиться от Узбекистана улучшений в гуманитарной и в области прав человека сфер, Фог Расмуссеном заявил, что развитие отношений и диалог в любом случае больше способствует улучшению ситуации, чем замораживание связей.
Надо заметить, что президент Узбекистана, известный своим непредсказуемым характером, хладнокровно выдержал все непростые нюансы своего визита в Европу, включая пикет активистов у здания Еврокомиссии. Правда, как сообщило эмигрантское агентство Uznews, лишь трое граждан Узбекистана рискнули принять непосредственное участие в протестной акции, а большинство членов так называемых «оппозиционных партий» и других НПО, шумевших накануне визита, 24 января «прибегли к самым разным отговоркам», чтобы не показываться на глаза Исламу Каримову.
По мнению аналитиков в Узбекистане, визит в Брюссель был нужен Каримову в качестве значимого политического события, как бы подводящего последний итог былым разногласиям с Евросоюзом, закрепляющего его легитимность на Западе и подающего знак ближайшим соседям по региону и России. В частности, меморандум о сотрудничестве с ЕС в сфере энергетики, о ближайших перспективах практического воплощения которого могут быть разные мнения, в любом случае открывает Узбекистану дополнительные пространства для стратегического и тактического маневрирования в региональных экономических и политических отношениях.