Что обещал мировой элите российский президент?

Для президентов России постсоветских времен поездка в Давос всегда была знаковым событием. Она всегда воспринималась как отчет перед Центральным комитетом мира сего и освещалась в СМИ с большой помпой.

Не стал исключением и визит в Давос президента России Дмитрия Медведева. Правда, программу поездки российского лидера пришлось сильно сократить из-за теракта в Домодедово, поэтому визит превратился в блиц-визит. Но все, что хотел, глава российского государства сказал.

Что обещал мировой элите российский президент?

Во-первых, резкое сокращение списка стратегических предприятий и их массовую приватизацию. На примере 90-х годов мы прекрасно помним, что в ходе приватизации высокотехнологичным производствам не удалось выжить: сохранились только ориентированные на добычу и экспорт на Запад сырья. Не приведет ли приватизация и сегодня к тем же результатам? Особенно с учетом того, что от стратегических предприятий зависит обороноспособность страны. Не означает ли это, что будет нанесен удар по российской обороне? А она и так хромает: военное ведомство начало активно закупать вооружение за рубежом.

Во-вторых, в рамках обещанного превращения Москвы в мировой финансовый центр президент Медведев обещал: «Мы не будем вводить в этом финансовом секторе специальные налоги. Наоборот, с 1 января начавшегося года отменен налог на доходы от реализации ценных бумаг при осуществлении долгосрочных инвестиций. И в этом плане наша позиция несколько отличается от точки зрения наших партнеров, в т. ч. по «Двадцатке». Не приведет ли это к превращению Москвы не в мировой финансовый центр, а в центр безудержной финансовой спекуляции, пагубность которой поняли в результате мирового финансового кризиса на Западе?

Похоже, именно на привлечение с Запада спекулятивного капитала и делается акцент, иначе чем объяснить заявленную президентом ставку на развитие венчурного и инновационного капитала? Венчурные инвестиции — весьма рискованные. Трудно поверить, что подобные инвесторы смогут эффективно работать в стране, где не существует нормальной современной экономики. А ведь Россия — именно такая страна. Основная часть доходов нашего государства зависит от цены на нефть. В мире есть много «нефтяных» государств, но ни одно из них не является крупным центром инновационного капитала. Инновации обычно сосредоточены в промышленно развитых странах Запада — США, Европе, Японии.

Президент пообещал, что ключевые позиции в российской промышленности займут люди, получившие западное образование. На первый взгляд, это хорошо, но в реальности означает одно: власти махнули рукой на российскую высшую школу. И это — еще один показатель отступления государства Российского в третий мир, ибо именно для стран третьего мира характерно засилье на высших постах выпускников западных вузов (обычно американских или английских).

Заявлена и другая тема — обмен активами в сырьевой отрасли. Иначе говоря, мы будем проводить сделки, в соответствии с которыми западные сырьевые компании получат долю в российских, а российские — в западных. Таким образом, будет неизбежно формироваться зависимость России от Запада. Ибо даже нефтяные монархии Персидского залива стремятся напрямую контролировать свои нефтедобывающие концерны и не пускать в них «западников».

Что же получается в сумме? Получается, что в Давосе под брендом модернизации нас всего лишь пытались затащить в третий мир, ибо ставка делается на финансовые спекуляции, обмен энергоактивами и завоз дипломированных специалистов с Запада.

Между тем главное, что происходит сейчас, — подъем бывших государств третьего мира. На планете, по традиции разделенной на первый (богатые страны Запада) и третий (нищие полуколониальные государства) миры, возникает «второй мир». Речь идет о Китае, Индии, Бразилии и странах Юго-Восточной Азии. Их промышленность растет, они стремительно индустриализируются. Сотни миллионов людей избавляются от нищеты и становятся горожанами.

Лидером этого процесса является Китай, несколько десятилетий подряд демонстрирующий экономический рост, близкий к 10% в год. Почему этот процесс является историческим? Потому что в мире живет 6 млрд человек. Из них 1,3 млрд — в Китае, 1,2 млрд — в Индии, еще 500 млн — в странах блока АСЕАН, объединяющего государства Юго-Восточной Азии; наконец, в Бразилии — 160 млн человек. Получается, что в исторически короткие сроки на мировую арену выйдут государства, в которых проживает ни много ни мало половина населения планеты. Конечно, уровень развития вышеперечисленных государств разный. Так, Индия, индустриализируясь, идет по пути Китая, но при схожих темпах развития отстает от него примерно на 15 лет. ВВП Китая уже достиг размера $10 трлн, а ВВП Индии пока не достиг и $4 трлн. Но главное — направление развития, которое позволяет все большему числу людей выбиваться из нищеты и присоединяться к мировому среднему классу, людям, живущим в современном обществе.

Это не значит, что третий мир исчез, но его зона значительно сузилась. Ныне в третий мир можно однозначно зачислить только исламские страны Ближнего и Среднего Востока и Африку. А как же Россия? Увы, наша страна представляет собой исключение. В то время как многие государства третьего мира успешно переходят во второй, Россия норовит перебраться в третий из второго. Иначе говоря, развивается задом наперед (впрочем, как и подавляющее большинство государств постсоветского пространства).

Каковы признаки этого процесса? Прежде всего — резкий раскол общества по имущественному признаку, появление классов сверхбогачей и бедняков при одновременном разрушении среднего класса. Другой признак — крах т. н. структур современности, иначе говоря, науки, образования, культуры, вооруженных сил и правоохранительной системы. Все они скрепляют общество, их эффективное функционирование делает государство современным, потому что с их помощью человек может переходить из одного социального слоя в другой, а само общество — быть «гражданским коллективом», где каждому даны минимальные социальные гарантии, политические права и неприкосновенность личности.

Переход ряда государств из третьего во второй мир создает проблемы традиционным западным колонизаторам, таким государствам, как Британия или Франция. Они привыкли решать все свои проблемы за счет бывших колоний, которые можно безнаказанно грабить. Однако у современных колонизаторов руки коротки — попробуй ограбь Китай или Индию! С ними приходится считаться и договариваться. Россия и мусульманские страны — последние государства, где еще действуют стандартные схемы колониального грабежа. Конечно, экономика России не так велика, как экономика Китая, и экономический эффект от ограбления России будет меньше. Но ведь у России по-прежнему масса ресурсов, в т. ч. сырьевых. Значит, выгоды от очередной перестройки получить можно.

Китайцев, например, американцы весь год пытались заставить поступиться своими экономическими интересами в пользу США, например, поднять стоимость китайской валюты — юаня. Это привело бы к удорожанию китайских товаров и нанесло бы удар по экономике КНР. Но «нагнуть» китайцев не удалось.

Россия от стран второго мира отличается тем, что сама лезет на рожон: так и просит, чтобы с Запада пришли новые колонизаторы и наконец ограбили страну по той же схеме, которая была продемонстрирована в 90-е годы прошлого века.

Это значит, что Россия развивается задом наперед. В то время как большинство стран мира усиленно индустриализируется, в России идет обратный процесс. Например, все тот же Китай активно создает вузы мирового класса. О массовом импорте специалистов с западными университетскими дипломами не может быть и речи. Китайцы поступают иначе: импортируют не западных специалистов, а профессоров, чтобы они преподавали в китайских вузах и готовили выпускников мирового уровня. Благодаря этой стратегии за последние годы несколько китайских вузов вошли в рейтинги лучших университетов мира. А российские ведущие вузы, даже такие, как МГУ, его покинули. Аналогичные процессы протекают и в других областях экономики.

Иначе говоря, тот сценарий, который нам предлагают сегодня, подразумевает не индустриализацию России, а окончательное закрепление ее в статусе страны третьего мира. Сырьевой, отсталой, управляемой подготовленными на Западе менеджерами, но зато с сильным финансово-спекулятивным сектором.

Этот сценарий настолько противоречит процессам, которые происходят в мире, что можно предположить, что реализовать его не удастся. Рано или поздно общемировая тенденция развития скажется и на России. Но новая деградация под маркой «модернизации» может нанести государству и народу не меньший вред, чем горбачевская перестройка.