Страсти вокруг военной пенсии

В самом конце 2010 года в Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности состоялось обсуждение проекта закона «О пенсионном обеспечении военнослужащих». Было отмечено, что пенсии, назначенные за службу, связанную с риском для жизни и здоровья, должны давать возможность вести достойную жизнь. Руководство Министерства финансов в свою очередь заявило на заседании о своем видении вопроса. Определенные подвижки появились и в позиции Министерства обороны, других заинтересованных ведомств. И хотя до выработки единого подхода еще, судя по всему, далеко, процесс формирования решения вступил в завершающую фазу.

Не повторить ошибок

Напомним: сейчас мичманы и прапорщики, отслужившие в Вооруженных Силах 25 и более лет, получают примерно 6–8 тысяч «пенсионных» рублей ежемесячно. Нынче на такие деньги, согласитесь, довольно проблематично и прокормиться, и купить себе необходимые вещи, не говоря уже о какой-либо бытовой технике. Не лучше ситуация у офицеров запаса и в отставке. Многим из них, по сведениям председателя ЦК Общероссийского профессионального союза военнослужащих (ОПСВ) Олега Шведкова, в 2010 году выплачивались пенсии, едва превышающие 7–8 тысяч рублей. Почти у 46 процентов военных пенсионеров размер пенсий оказался даже ниже средней пенсии по старости. Хотя еще в 2001-м, как отмечала заместитель министра обороны по финансово-экономической работе Вера Чистова, картина была совсем иной.

Здесь позволю себе небольшое отступление.

Конечно, кто-то спросит: а почему, собственно, далеко не преклонного возраста человеку, уволившемуся по выслуге лет из армии или флота, надо назначать пенсию большую, чем у какого-либо рабочего, инженера, учителя или, допустим, сельского труженика? Что ж, поговорите с кем-нибудь из кадровых военных и тогда узнаете, каково это мотаться с женой и детьми по гарнизонам, не ведать, что такое выходные по субботам, воскресеньям и праздничным дням, с раннего утра и до позднего вечера (если ты, разумеется, настоящий командир и воспитатель подчиненных) находиться с личным составом подразделения, поскольку ты головой отвечаешь за доверенных тебе молодых парней – солдат и матросов, за их ратную выучку, поведение, поступки и проступки…

Но вернемся к сути вопроса.

В Минобороны, в соответствующих профильных комитетах Совета Федерации и Государственной думы, в Минфине прекрасно понимают, что военная пенсия является основным источником существования сотен и сотен тысяч ветеранов Вооруженных Сил. От нее в основном зависит не только уровень их материального благополучия, но и подчас состояние здоровья. Но одного понимания мало. Необходимы консолидированная позиция, конкретные действия, чего пока не наблюдается.

И все же хочется надеяться, что на этот раз будет проявлен государственный подход. Ведь если вспомнить, бывало и по-другому – например при перерасчете пайковых денег. Соответствующие ведомства тогда оказались завалены письмами, жалобами и обращениями ветеранов. Во многих городах прошли даже протестные акции. А суды РФ оказались просто не в состоянии разобраться с тысячами исковых заявлений. Только в один Мещанский суд Москвы их тогда поступили десятки.

Особую озабоченность у запасников и отставников на сей раз вызвало реформирование денежного довольствия военнослужащих и связанное с этим изменение пенсионного законодательства. Об этом говорилось на форумах ветеранской общественности, в частности на V конференции Союза ветеранов Войск ПВО, президиум которого в связи с письмом министра обороны председателю правительства от 6 августа 2009 года «О реформировании оплаты воинского труда и пенсионного обеспечения военных пенсионеров с 1.01.2012 г.» определил ряд мер. В их числе – направить обращения в Общественную палату РФ и Российский комитет ветеранов войны и Вооруженных Сил (РК ВВВС) в связи с тем, что законопроекты создаются в закрытом режиме, без представителей ветеранских организаций. Конференция потребовала, чтобы они тоже участвовали в подготовке этих важнейших законодательных актов, слушаниях в Общественной палате по данным вопросам с участием разработчиков. Впрочем, это оговорено и в статье 25 Закона о ветеранах. Поэтому в обращении в РК ВВВС конференция попросила инициировать соответствующие слушания в Комитетах по обороне и по делам ветеранов Госдумы РФ с участием ветеранов и представителей Минобороны. РК ВВВС поддержал это обращение. Дал согласие и Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности.

Поступало также предложение, чтобы перед внесением в Государственную думу проекты таких законов, как и других затрагивающих социальные права и гарантии ветеранов, публиковались в СМИ, размещались на сайтах МО РФ для информирования военной общественности. Когда в апреле 2010 года, например, в Интернете был выложен проект закона «О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации», его изучение на том этапе показало, что некоторые положения не могут быть поддержаны нашим ратным сословием. Поэтому Советы ветеранов выработали конкретные предложения по этому закону, и 14 июля 2010 года на расширенном заседании президиума РК ВВВС, которое проводил маршал авиации Александр Ефимов, они были переданы для включения в обращение на имя президента и в Государственную думу.

С какими положениями проекта трудно было согласиться? Прежде всего:

с уменьшением процентной надбавки за выслугу лет (в прежнем законе за 25 лет службы было 70 процентов, предлагалось – 40); с новой методикой исчисления пенсий и особенно с назначением пенсии в размере 30 процентов от денежного содержания; с отрывом увеличения пенсии от роста денежного содержания военнослужащих; с отменой всех компенсационных выплат военным пенсионерам, положенных по закону «О статусе военнослужащих», некоторыми другими положениями. Тенденция, однако

Как считают ветераны, только консолидированная позиция поможет избежать ситуации, как, например, при рассмотрении Федерального закона № 122 от 22 августа 2004 года о монетизации льгот. Тогда были исключены из закона все натуральные льготы, многие выплаты и надбавки и заменены деньгами, которые уже давно обесценились.

К сожалению, в последнее время продолжается также постепенное отлучение ветеранов от услуг военных поликлиник, госпиталей и санаториев, урезание льгот, социальных гарантий и компенсационных выплат. Если в 2001 году средняя военная пенсия была, повторим, выше средней гражданской в 2,3 раза, то в 2010-м она стала ниже ее. И многие ветераны вынуждены теперь переходить на гражданские пенсии, чего никогда не было. Военное ведомство в связи с этим в прошлом году вернуло в бюджет около 3 миллиардов невостребованных по линии МО РФ пенсионных средств («ВПК» № 46, 2010). Вряд ли найдутся подобные примеры в других странах.

Как считают ветераны, нельзя в одном законе смешивать денежное довольствие и пенсионное обеспечение. У них разные правовые обоснования.

– На наш взгляд, надо или доработать действующий закон (базовые положения в нем нормальные), или принять новый, – говорит генерал-майор запаса Владимир Береза. – Действующий закон о военных пенсиях был принят еще в 1993 году в условиях пустой казны, неработающей промышленности, разваленного сельского хозяйства и отсутствия стабильности. Сегодня политическая, экономическая и социальная ситуация в стране значительно улучшилась. Поэтому старый закон перестал отвечать реалиям и современным требованиям к материальному обеспечению ветеранов войны, боевых действий и военной службы. Сейчас государство может обеспечить им достойную жизнь. Нужна только политическая воля.

Действительно, многое зависит, видимо, от политической воли. Ведь когда нам говорят, что в стране нет средств, то вспоминается 18 июня 1944 года. Третий год кровопролитной войны, в экономике и сельском хозяйстве тяжелейшее положение. Но ГКО принимает постановление № 1616, в соответствии с которым были повышены размеры пенсий офицерского состава. Генералы, прослужившие 25 лет и более, получали 90 процентов от всего денежного довольствия, а старшие офицеры – 80 с добавкой к пенсии трех процентов за каждый прослуженный сверх 25 лет год, но всего не более 90 процентов.

Сейчас же один из вариантов законопроекта предлагает совершенно иную концепцию исчисления пенсии. 30 процентов от денежного довольствия плюс 3,5 процента за каждый год службы сверх установленного срока. Хотя инфляция в 2010 году составила более 8 процентов. Кроме того, заранее ставятся в неравное положение те офицеры, которые уже на пенсии, и те, что выйдут на нее после принятия закона. Но главное – законопроект отрывает размер пенсий от денежного довольствия кадровых офицеров. То есть входит в прямое противоречие с ранее принятым и действующим сейчас законодательным актом, в соответствии с которым пенсии всегда индексировались, находясь в прямой зависимости от повышения денежного довольствия военнослужащих. Не говоря уже о том, что с введением нового закона планируется отменить и все компенсационные выплаты (льготные путевки, бесплатный проезд к месту лечения, компенсации на оздоровление и другие).

В Москве находятся руководящие органы по меньшей мере пяти крупнейших ветеранских организаций армии и флота. Это РК ВВВС, Общероссийская общественная организация ветеранов Вооруженных Сил, Национальная ассоциация офицеров запаса Вооруженных Сил (МЕГАПИР), Московский городской и Московский областной комитеты ветеранов войны и военной службы… Все возглавляются известными в армейской среде военачальниками. Вместе с 40 региональными организациями они вправе выработать единую позицию по этой проблеме. После этого обсудить вопрос с руководителями трех ведущих комитетов Федерального собрания: по обороне, безопасности и по делам ветеранов.

Минобороны как лоббист

Повторим, что позиция Минобороны за последние полгода претерпела изменения. Еще в начале 2010-го в военном ведомстве полагали, что надо выбирать между благополучием действующих офицеров и ветеранов Вооруженных Сил, между боеготовностью и военными пенсионерами. Отчасти это было оправданно. Ведь денег всегда не хватает. Но в конце года даже министр Анатолий Сердюков заявил, что Минобороны будет выступать в Государственной думе в качестве лоббистов военных пенсионеров.

– Я не сторонник того, чтобы каким-то образом ущемлять интересы военных пенсионеров, – сказал Сердюков. – У меня нет такого желания, как нет его ни у одного сотрудника Министерства обороны. Наоборот, мы за то, чтобы у людей, отдавших служению Отечеству многие годы, были достойные пенсии…

Он добавил также, что принцип и подход, которые существовали ранее (пенсия должна быть увязана с размером денежного довольствия действующих офицеров), оправдан: «Мы в этом вопросе лоббисты. Будем и дальше лоббировать интересы военных пенсионеров, насколько это возможно».

Но осуществимо ли все это с финансовой точки зрения? То, что так долго проходит обсуждение законопроекта, как раз связано именно с поиском денежных средств. Понятно, что бюджет не резиновый, чем-то придется поступиться. Однако подвижки налицо. По словам премьера Владимира Путина, который в 2010 году также обращался к данной проблеме, деньги у государства есть.

Сейчас правительством Российской Федерации проводятся мероприятия по реализации решения Совета безопасности РФ от 17 апреля 2009 года, а также поручений президента России от 18 ноября 2009 года № пр-3081, от 19 марта 2010 года № пр-769 и от 31 марта 2010 года № пр-911 по вопросам совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих и повышения размеров пенсий граждан, уволенных с военной службы.

Четкая позиция по этому вопросу сложилась в Совете Федерации. Сенатор Виктор Озеров, в частности, считает, что возглавляемый им Комитет СФ по обороне и безопасности обязан решать проблемы армии при поддержке институтов гражданского общества.

– Наша позиция неизменна и состоит в том, что базу пенсионных начислений должны составлять 80–85 процентов от денежного содержания военнослужащих, – подчеркнул Озеров. – Иначе мотивация к службе кадровых военных, на наш взгляд, будет низкой.

Абсолютно справедливое замечание: пройдет время, и уже действующие офицеры, выйдя в запас, попадут в ту же ловушку, если не будут учтены законные требования ветеранов. Ничего подобного допустить нельзя. Ведь свои социальные гарантии ветераны завоевали добросовестной службой, кровью, пролитой в боях. Именно поэтому Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности недавно инициировал рассмотрение вопросов совершенствования законодательства о денежном довольствии военнослужащих. Выступая на заседании комитета, заместитель министра финансов РФ Антон Силуанов сказал, что переход с 2012 года на новую систему денежного довольствия военных обойдется России в один процент ВВП – 500 миллиардов рублей. Введение ее будет поэтапным. А законопроект разработают к 1 июня 2011-го. Это необходимо для того, чтобы осталось время на подготовку ряда подзаконных актов. Кроме того, некоторые силовые структуры должны будут к 2012 году оптимизировать свои штаты примерно на 15 процентов. То есть проделать тот путь, который уже прошло Министерство обороны.

Введение новой системы денежного содержания военнослужащих повлечет и рост их пенсий. По расчетам рабочей группы Минфина, пенсии ветеранов армии и флота, других силовых структур должны быть больше трудовых на 30–40 процентов. Это, по словам Силуанова, не менее 13–15 тысяч рублей в месяц. Такова позиция Минфина.

Свою точку зрения, более понятную служивым людям, намерено отстаивать военное ведомство. Руководитель департамента социальных гарантий МО РФ Анна Кондратьева заявила: «Минобороны рассчитывает, что военные пенсии ветеранов армии и флота в рамках новой системы денежного содержания военнослужащих должны быть увеличены на 70 процентов». Она пояснила, что МО провело огромную работу, связанную с разработкой концепции новой системы денежного довольствия, и в результате пришло к конкретным цифрам. «Сумма – 13–15 тысяч, о которой заявил заместитель министра финансов, это, на наш взгляд, маловато», – сказала Кондратьева на заседании Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Она особо подчеркнула, что ни в коем разе нельзя допустить серьезного разрыва в новой системе денежного содержания военнослужащих и военных пенсий.

Это очень важное заявление, которое, надо полагать, отражает и позицию министра обороны.

Понятно, что Министерство финансов у нас главнее всех других. Дискутировать с ним непросто даже Министерству обороны. А потому данные выкладки пока лишь рабочие варианты. Какая точка зрения победит, покажет ближайшее время.

7 июня 2010 года на совещании в Горках глава Российского государства Дмитрий Медведев отметил: «Ни для кого не секрет, что доля окладов денежного содержания в общей структуре денежного довольствия… снизилась с 70–80 процентов до 20, соответственно снизились и размеры пенсии уволенных с военной службы». Он подчеркнул, что структура денежного довольствия в конечном счете должна быть унифицирована, а размеры выплат – повышены.

Остается заметить, что если будут реализованы самые худшие варианты, то произойдет расслоение военнослужащих и ветеранов армии по материальному признаку. Каждый офицер сразу поймет, что пока он служит, то обеспечен. Но стоит ему уйти в запас, он автоматически превратится в малоимущего. Спрашивается: зачем тогда служить, если нет никакой уверенности в собственном будущем?